СБОР ЗА СПЕЦВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ:
очередные разъяснения от ГНАУ для производителей напитков
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 29.05.2008 г. № 10916/7/15-0817
«О порядке взимания сбора за специальное водопользование предприятиями — производителями напитков»
Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»
Комментируемое
письмо — уже не первое, посвященное нюансам взимания сбора за спецводопользование в 2008 году. Чем же вызвано такое внимание к не столь популярному в другие времена сбору?А причина в том, что
Законом № 107* были введены дополнительные, по сравнению с действующими ранее, нормативы сбора за использование воды для производства напитков.* Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI // приложение «Документы», «БН», 2008, № 2.
Позже соответствующее положение оказалось среди тех, которые Конституционный Суд признал неконституционными (
Решение КСУ от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008 г. по делу № 1-28/2008). Правда, в скором времени «восстанавливающий» Закон № 309** ввел ему замену. Причем, в отличие от многих других норм, которые были просто продублированы, в вопросе ставок сбора за спецводопользование в части использования поверхностных и подземных вод, которые входят в состав напитков, изменения произошли. Теперь ставки этого сбора составляют:— за использование
поверхностной воды — 3 грн./м3 (вместо 2 грн./м3);— за использование
подземной воды — 3,5 грн./м3 (вместо 4 грн./м3);** Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI // приложение «Документы», «БН», 2008, № 23.
К слову сказать, есть еще вопрос: когда новые вставки вступают в силу? На наш взгляд, они
должны применяться с 4 июня . Однако не исключено, что налоговики решат по-иному. В любом случае здесь дополнительные разъяснения уж точно не помешают — будем ждать.В предыдущем своем
письме от 02.04.2008 г. № 6548/7/15-0817***, посвященном уплате этого сбора производителями напитков, ГНАУ рассказывала о нюансах предоставления отчетности этой категорией плательщиков за первый квартал 2008 года. Тогда были обещаны изменения в форму расчета, а до их появления предлагалось в части использования воды, которая входит в состав напитков, подавать дополнительный Расчет.*** См. ком. «Сбор за спецводопользование: как производителям напитков отчитаться за первый квартал» // «БН», 2008, № 16, с. 7.
В комментируемом сегодня
письме ГНАУ подняла другие вопросы — как определить объем воды, использованный для производства напитков, и каким образом распределить лимит на использование воды.1.
По сути первого вопроса. Во-первых, авторы письма указали, что для определения перечня продукции, которая относится к категории напитков, следует руководствоваться Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97 (раздел 15 «Продукция пищевой промышленности», группа 15.9 «Напитки» ). Во-вторых, определять объем воды, использованной для производства напитков, авторы письма предложили по-разному, в зависимости от вида напитков:— объем воды, использованной для производства
безалкогольных напитков и пива, следует определять в 1 тыс. литров готовой продукции (напитка);— чтобы определить объем воды, использованной для производства
водки, других ликеро-водочных напитков и слабоалкогольных напитков, необходимо исходить из состава сырья (в том числе и воды), заложенной в рецептурах приготовления такой продукции.2.
Как известно, сбор за сверхлимитное использование воды уплачивается в пятикратном размере. Однако для предприятия устанавливается общий годовой лимит использования воды. Поэтому стоит вопрос, как определить лимит воды, используемой именно для производства напитков. В комментируемом письме предлагается рассчитывать такие лимиты самостоятельно, исходя из расчета удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков, в общем объеме всей использованной воды (в письме приведен пример).Кстати, авторы
письма снова упоминают о готовящейся новой форме Расчета, до появлениях которой советуют пользоваться рекомендациями упоминавшегося письма от 02.04.2008 г. № 6548/7/15-0817. Из этого напрашивается несложный вывод: к отчетной кампании за второй квартал успеть с новым Расчетом они не рассчитывают. Хотя как знать, поживем — увидим. Да и нам ли привыкать приспосабливать неприспосабливаемое — вспомнить хотя бы декларацию о доходах физлиц, с которой налоговики все никак не могут поспеть уже больше трех лет.