Темы статей
Выбрать темы

О выполнении ломбардами функций налогового агента

Редакция БН
Письмо от 13.06.2008 г. № 12097/7/17-0717

ЛОМБАРДЫ КАК НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ:

с позицией ГНАУ согласен и Минфин

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 13.06.2008 г. № 12097/7/17-0717

Письмо Министерства финансов Украины от 02.06.2008 г. № 31-21010-05-18/20847

«О выполнении ломбардами функций налогового агента»

 

В разъяснениях ГНАУ прослеживались разные подходы к выполнению ломбардами функций налогового агента. В то же время приведенная сегодня позиция уже высказывалась ГНАУ ранее (

письмо от 25.07.2007 г. № 14809/7/22-3017, которое мы подробно комментировали в «БН», 2007, № 37, с. 6) и ее поддержал Минфин в комментируемом письме. Учитывая то, что сегодняшнее письмо ГНАУ разослано налоговым администрациям в областях для использования в работе, понятно, что именно им будут руководствоваться налоговики при проверке, поэтому ломбардам нужно знать эту позицию.

Как мы уже сказали, подробно эта позиция была проанализирована нами в редакционном комментарии к

письму ГНАУ от 25.07.2007 г. № 14809/7/22-3017. Кроме того, детально вопрос выполнения ломбардами функций налогового агента был рассмотрен нами в статье «Ломбарды: нюансы удержания налога с доходов» // «БН», 2006, № 29, с. 36. Сейчас же лишь в двух словах напомним позицию ГНАУ и наш подход в обложении налогом с доходов «ломбардных» операций.

ГНАУ считает, что налогооблагаемый доход у физического лица возникает по факту продажи ломбардом заложенного имущества в размере невозвращенной суммы займа. В этот момент ломбард должен начислить доход физическому лицу, удержать с него налог с доходов и перечислить в бюджет. Если после возмещения всех расходов ломбарда остается остаток денежных средств, который должен быть возвращен физическому лицу, то с него тоже удерживается налог с доходов по общим правилам.

По нашему мнению, эта позиция законодательно не обоснована, а потому не верна. Мы считаем, что ломбард действительно в момент реализации заложенного имущества должен начислить доход физическому лицу, но не в сумме невозвращенного займа, а со всей выручки от реализации. Это вызвано тем, что ломбард в данном случае является посредником в операции по продаже движимого имущества физического лица, и согласно требованиям

ст. 12 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV он должен выполнить все функции налогового агента по отношению к такому доходу физического лица. Долг по займу погашается за счет выручки от продажи заложенного имущества, поэтому говорить, что у физического лица возникает доход в сумме невозвращенной ссуды, на наш взгляд, нет оснований.

Несмотря на это, отметим, что позиция ГНАУ (а теперь еще и Минфина) более выгодна для ломбарда и физического лица — заемщика, так как налог с доходов нужно удерживать в меньшей сумме. Однако всем нам известны случаи, когда ГНАУ меняла свою позицию по тому или иному вопросу на более фискальную, поэтому считаем, что плательщик сможет воспользоваться подходом, изложенным ГНАУ, только заручившись персональным налоговым разъяснением от вашего налогового органа.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше