Темы статей
Выбрать темы

Скупка тары у физлица: организационные моменты и налоговый учет

Редакция БН
Ответы на вопросы

По следам семинаров

 

Скупка тары у физлица: организационные моменты и налоговый учет

 

Торговое предприятие для выполнения своих обязательств по возврату тары перед поставщиками решило скупать стеклотару у населения. Нужно ли для такой деятельности приобретать патент и лицензию? Следует ли проводить в данном случае расчеты через РРО? Какие налоговые последствия от осуществления такой операции?

(г. Харьков)

 

Патент.

В соответствии с п. 11 Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР не требует патентования деятельность субъектов хозяйствования по закупке у населения продукции (заготовительная деятельность), если дальнейшая реализация такой продукции производится с расчетами в безналичной форме (пункты приема стеклотары, макулатуры и пр.).

Делаем вывод, что

торговый патент для операций по приему стеклотары у населения приобретать не нужно .

Лицензия.

Согласно п. 38 ст. 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III лицензированию подлежат сбор, заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья (по перечням, который определяется КМУ). В Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2001 г. № 183, входят:

— макулатура;

— стеклобой

;

— отходы полимерные;

— отходы резиновые, в том числе изношенные шины;

— материалы текстильные вторичные;

— использованная металлическая тара (ящики, фляги, канистры, банки, в частности алюминиевые банки из-под напитков, баллончики).

Как видим, стеклотара в этот перечень не входит. Следовательно, деятельность по сбору и заготовке стеклянной тары у населения не требует получения лицензии.

Кроме того, из

Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по сбору, заготовке отходов как вторичного сырья, утвержденных приказом Госпредпринимательства и Минэкологии от 19.03.2001 г. № 52/105, под сбором и заготовкой отходов как вторичного сырья следует понимать деятельность, связанную со сбором, покупкой, принятием, хранением, обработкой, перевозкой, реализацией и поставкой отходов перерабатывающим предприятиям на утилизацию. То есть лицензированию будет подлежать деятельность по сбору и заготовке отходов как вторсырья только в том случае, если она будет включать в себя все указанные стадии (от сбора до утилизации отходов). В рассматриваемой ситуации предприятие покупает стеклотару у населения для последующей ее передачи поставщикам. Таким образом, для осуществления такого вида деятельности лицензию приобретать не нужно.

РРО.

Напомним, что регистраторы расчетных операций (далее — РРО) применяются, в случае если физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности или юридическими лицами (их филиалами, отделениями, другими обособленными подразделениями), осуществляются операции по расчетам в наличной и /или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и пр.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также если уполномоченными банками и субъектами предпринимательской деятельности осуществляются операции по купле-продаже инвалюты (ст. 1 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, далее — Закон об РРО).

Отметим, что отнесение операции по выдаче наличных средств третьим лицам в связи с приобретением у них стеклянной тары к расчетной операции, в принципе, ставится под сомнение, ведь в данном случае субъект хозяйствования не осуществляет операции по продаже товаров (работ, услуг). В связи с этим, если субъект хозяйствования осуществляет исключительно деятельность по скупке стеклотары у населения, то он может уйти от применения РРО и РК, основываясь на том, что это не расчетная операция. В то же время хотим предупредить, что проверяющим вряд ли эта позиция придется по душе, так как анализ подзаконных актов, разработанных во исполнение

Закона об РРО, свидетельствует в пользу более широкого понимания «расчетной операции» и требует распространения действия Закона об РРО на операции по выдаче наличных населению за принятую у них стеклотару.

Так, согласно

п. 19 Перечня отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденного постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336, при приеме у населения вторичного сырья (кроме металлолома) разрешается проводить наличные расчеты без РРО, но с применением РК и КУРО. На наш взгляд, основания для признания стеклянной тары вторичным сырьем дает Порядок сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары (упаковки), утвержденный приказом Минэкономики от 02.10.2001 г. № 224, согласно п. 2 которого возвратная (как в нашем случае) тара относится к вторичным материальным ресурсам и подлежит повторному использованию. Следовательно, операции по сбору стеклотары у населения могут осуществляться без РРО, но с использованием РК и КУРО*. При этом в соответствии с п. 12.1 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, при выдаче средств в случае приема у населения вторичного сырья (кроме металлолома) разрешается использовать упрощенную расчетную квитанцию ф. № РК-2 , что значительно упрощает проведение расчетов. Надо сказать, что применение РК позволит предприятию документально подтвердить сумму наличных средств, израсходованных на скупку стеклотары у населения, поэтому пренебрегать их использованием не стоит.

* Заметим, что ГНАУ в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006 г. № 34, с. 53 придерживается иной позиции, и считает, что если предприятие, которое скупает стеклотару у населения, занимается торговой деятельностью, то наличные расчеты с населением необходимо проводить через РРО, но мы с этим не можем согласиться.

Если субъект хозяйственной деятельности проводит расчеты с покупателями за реализованные товары через РРО и здесь же планирует рассчитываться с населением за стеклотару, то выдаваемые наличные необходимо также проводить через РРО. Это объясняется тем, что остаток наличных средств в месте проведения расчетов (в ящике РРО) должен соответствовать данным Х и Z-отчетов. Следовательно, при выдаче наличных покупателям эту операцию нужно проводить путем оформления расходного фискального кассового чека (как и в случае возврата товаров, но только ввести отдельное название операции выдачи).

Налог на прибыль.

Отметим, что согласно п. 5.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР плательщик налога имеет право включить в валовые расходы сумму любых расходов в денежной, материальной или нематериальной формах в качестве компенсации стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых (изготовляемых) таким плательщиком налога для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности. Значит, предприятие имеет право включить в валовые расходы сумму средств, израсходованных для приобретения стеклотары у населения.

В то же время заметим, что у предприятия налогового кредита по НДС не возникает, поскольку тара приобретается у физических лиц — неплательщиков налога.

НДФЛ.

В соответствии с п.п. 4.3.1 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV в общий месячный или годовой налогооблагаемый доход не включается сумма, получаемая плательщиком налога за сданные (проданные) им вторичное сырье и бытовые отходы (за исключением лома черных или цветных металлов). Как уже было указано, стеклотара относится к вторсырью. В связи этим в указанной ситуации объекта обложения налогом с доходов не возникает.

В заключение отметим, что при приеме стеклотары у населения следует помнить, что залоговые цены на стеклотару устанавливаются Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Поэтому скупать такую тару у населения следует по ценам не ниже установленных местными властями залоговых цен.

 

Александра ЯРОСЛАВСКАЯ

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше