Имеет ли право арендатор начислять в налоговом учете амортизацию на ЦИК
Предприятие арендует целостный имущественный комплекс. Имеет ли оно право начислять амортизацию на основные фонды, находящиеся в налоговом учете в составе такого комплекса?
(г. Харьков)
Эта проблема возникает из-за того, что существует полное несоответствие между
Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII (далее — Закон № 2269) и Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль).Так, в
п. 3 ст. 23 Закон № 2269 указано, что амортизационные отчисления на арендованные целостные имущественные комплексы (ЦИК) предприятий, их структурные подразделения, здания и сооружения начисляет и оставляет в своем распоряжении арендатор. Кроме того, такие амортизационные отчисления должны использоваться им на восстановление арендованных основных фондов. А в случае приобретения арендатором за счет этих отчислений имущества право собственности на него будет принадлежать собственнику арендованного имущества, если иное не предусмотрено договором аренды.Вместе с тем согласно
п.п. 8.1.2 Закона о налоге на прибыль амортизации подлежат расходы на приобретение, изготовление либо улучшение основных фондов. А так как арендатор государственного имущества не осуществляет расходов на приобретение либо изготовление государственного имущества, то согласно указанному выше подпункту Закона о налоге на прибыль он не имеет права начислять амортизационные отчисления в налоговом учете.ГНАУ, в свою очередь, в
письме от 12.11.2004 г. № 22060/7/15-1117, ссылаясь на упомянутый выше п.п. 8.1.2 Закона о налоге на прибыль, указывала на следующее: в отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете амортизация на ЦИК не начисляется. Этот же вывод ГНАУ подтверждает и в письме от 24.11.2008 г. № 17485/5/15-0215, и в разъяснениях в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 45, с. 15.Ранее же ГНАУ имела совсем другую точку зрения (
письма от 29.12.2005 г. № 13287/6/15-0316, от 21.05.2004 г. № 4058/6/15-1116 и от 06.05.2000 г. № 2385/6/15-1116) и считала, что амортизацию в налоговом учете начислять следует, так как согласно п. 1.18 Закона о налоге на прибыль операции по лизингу (аренде) ЦИК госпредприятия регулируются соответствующим законодательством (т. е. Законом № 2269), а в соответствии с ним начислять амортизацию на ЦИК арендатор имеет право и в налоговом учете.Но следует помнить и о том, что
Закон № 2269 не регулирует вопросы налогообложения прибыли предприятий, поскольку к сфере его регулирования относятся организационные отношения, связанные с передачей в аренду имущества государственных предприятий и организаций.Из-за наличия такого недоразумения ГНАУ в
письме от 24.11.2008 г. № 17485/5/15-0215 просит, чтобы Минюст предоставил разъяснения о приоритетности применения норм указанных выше законов, так как в соответствии с п. 14 Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 30.12.97 г. № 1396, Минюст имеет право разъяснять нормы действующего законодательства государственным органам.То есть точку в этой истории ставить еще рановато, поскольку надеемся, что Минюст в ближайшем будущем даст обоснованный ответ на этот вопрос. А до того времени арендаторы ЦИК самостоятельно будут решать, вступать ли в споры с ГНАУ и начислять ли амортизацию на такие объекты в налоговом учете или прислушаться к мнению налоговиков.
Отметим, что отстаивать свое право на амортизацию таких объектов наверняка придется в суде. Отметим также, что ГНАУ в
письме от 13.09.2006 г. № 10-3018/0449 сообщала: несоответствие налоговых разъяснений по этому вопросу может служить основанием для применения судом конфликта интересов в соответствии с п.п. 4.4.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2001 г. № 2181-III.
Сергей ДЕЦЮРА