Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Методических рекомендаций по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины

Редакция БН
Приказ от 31.12.2008 г. № 827

ЭЛЕКТРОННАЯ НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ:

новые требования

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 31.12.2008 г. № 827

«Об утверждении Методических рекомендаций по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины»

 

Комментируемым

приказом ГНАУ утвердила новые Методические рекомендации по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины (далее — Методрекомендация). В результате утратили силу Методические рекомендации по приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины, утвержденные приказом ГНАУ от 15.04.2008 г. № 250*.

* См. ком. «Электронная налоговая отчетность: новые требования от ГНАУ» // «БН», 2008, № 20, с. 4.

Методрекомендации

будут интересны в первую очередь тем налогоплательщикам, которые подают отчетность в электронном виде или в скором времени собираются начать это делать. Сразу успокоим тех налогоплательщиков, которые подают отчетность только на бумажных носителях. Новые Методрекомендации предоставляют возможность предоставлять налоговую отчетность:

— на бумажных носителях — лично;

— на бумажных носителях — почтовыми отправлениями;

— на электронных носителях с приложением бумажных оригиналов налоговой отчетности — лично;

— средствами телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи (ЭЦП) в центр обработки электронной отчетности (ЦОЭО), в том числе и через оператора.

Таким образом,

как и прежде, налогоплательщики могут подавать отчетность в электронном виде с наложением ЭЦП средствами телекоммуникационной связи только по добровольному решению. Единственное отличие в том, что теперь электронная отчетность с наложением ЭЦП может приниматься только средствами телекоммуникационной связи (Интернет и т. п.). Раньше налоговую отчетность с наложением ЭЦП можно было предоставить на магнитных носителях без приложения распечатанных оригиналов на бумаге.

Кроме того, в новых

Методрекомендациях ГНАУ указала, что в случае утери налогоплательщиком печати на момент подачи отчета налоговый орган будет принимать такую отчетность при условии наличия соответствующей справки, подтверждающей такую утерю. Справку следует получить в милиции.

Отсутствие обязательных приложений к налоговой отчетности, предусмотренных порядком заполнения соответствующей отчетности

, теперь является одной из причин непризнания налоговой отчетности таковой. С таким утверждением можно и поспорить. И доводы для этого есть. Например, в отношении НДС достаточно заглянуть в п. 1.3 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166. Однако вероятность того, что налоговики на местах будут воплощать данную норму в жизнь, довольно велика. Как говорится, цена вопроса незначительная, да и времени на обжалование отказа налогового органа в приеме декларации жалко, поэтому, с практической точки зрения, лучше прислушаться к позиции ГНАУ. Успокаивает лишь одно. Это не относится к тем налогоплательщикам, у которых в строках налоговой декларации, на основании которых заполняется соответствующее приложение, проставлен прочерк. В этом случае приложения не заполняются и не предоставляются**.

** Подтверждением сказанного могут служить письма ГНАУ от 18.04.2008 г. № 8109/7/16-1117 (вопрос № 4) и от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117. В них идет речь о порядке заполнения и предоставления декларации по НДС.

Также подробно прописаны действия налогоплательщика в случае предоставления отчетности средствами телекоммуникационной связи (с помощью Интернета) с наложением на него ЭЦП

(см. «Действия налогоплательщика при предоставлении электронной отчетности через Интернет»).

 

Действия налогоплательщика при предоставлении электронной отчетности через Интернет

Извлечение из п.п. 4.13.6 Методрекомендаций

«4.13.6.

Плательщик налогов для подачи отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи:

— создает электронный отчет в соответствии с утвержденным ГНА Украины форматом (стандартом) с помощью СПО или ПО;

— налагает ЭЦП должностных лиц в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя (директора), третьей — ЭЦП, что является аналогом оттиска печати плательщика налогов. При отсутствии у плательщика налогов должности бухгалтера ЭЦП должностных лиц налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП руководителя (директора), второй — ЭЦП, что является аналогом оттиска печати. Плательщиком налогов — физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности ЭЦП налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП плательщика налогов — физического лица, второй — ЭЦП, что является аналогом оттиска печати плательщика налогов (при наличии);

— осуществляет шифровку электронного отчета на ЦОЭО;

— формирует и отправляет транспортное уведомление с подписанным и зашифрованным электронным отчетом на ЦОЭО, в том числе через оператора;

— получает первую и вторую квитанции и проверяет достоверность ЭЦП оператора или ЦОЭО на первой квитанции, ЭЦП ЦОЭО на второй квитанции и хранит обе квитанции и второй экземпляр электронного отчета в собственном архиве.

В случае непоступления первой квитанции и/или второй квитанции, невозможности ее расшифровки или проверки ЭЦП, а также в случае выявления ошибки и (или) подачи уточнений плательщик налогов направляет электронный отчет повторно или представляет отчет на бумажных носителях.

Если плательщик налогов получил вторую квитанцию, содержащую информацию о неприеме электронного отчета ЦОЭО, он повторно направляет электронный отчет, предварительно откорректировав его при необходимости.

Действительным считается последний электронный или бумажный отчет, поданный плательщиком налогов до окончания сроков подачи соответствующей отчетности, определенных законодательством».

 

Примечательно и то, что в новых

Методрекоммендациях ГНАУ убрала ссылку на время принятия отчетности. В п.п. 4.4.8 отменных Методрекоммендаций было указано, что налоговые органы принимают налоговую отчетность с 9.00 до 18.00 ежедневно, кроме выходных, праздников и нерабочих дней. В случае поступления налогового документа в электронном виде до 16 часов вторая квитанция направляется налогоплательщику в течение двух часов с момента приема (неприема), в ином случае — в течение первых двух часов следующего рабочего дня. Тем не менее эти временные ограничения в отношении приема электронной отчетности остались прежними. Просто теперь они оговорены только в Инструкции по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233.

И еще один важный момент. В тексте новых Методрекомендаций отмечено, что принимать налоговую отчетность в электронном виде может как ЦОЭО в налоговой инспекции, так и оператор. И оператор, и ЦСЭО имеют право направлять налогоплательщику первую квитанцию о приеме налоговой отчетности (п.п. 4.13.4 Методрекомендаци). Все это говорит о том, что ГНАУ доверила оператору выполнять отдельные функции налоговых органов по приему налоговой отчетности в электронном виде.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше