Темы статей
Выбрать темы

Эксплуатация автомобиля: расчет нормы расхода смазочных материалов

Редакция БН
Статья

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ:

расчет нормы расхода смазочных материалов

 

При эксплуатации автомобиля в первую очередь уделяется внимание нормам расхода топлива, ведь затраты на него составляют львиную долю эксплуатационных автомобильных расходов. Кроме того, затраты на топливо тщательно контролируются проверяющими. К смазочным материалам, как правило, отношение не такое внимательное. Возможно, это связано с тем, что операции по доливу или замене масел (смазок) относятся к техническому обслуживанию автомобиля, и такие расходы являются периодическими в отличие от затрат на топливо. К тому же установленные нормативы расхода смазочных материалов в основном значительно превышают фактическую потребность в них, поэтому риск превысить лимит минимален. И тем не менее расходы на смазочные материалы нормируются, и сегодня мы остановимся на этом вопросе подробно.

Евгения БОРИСЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Нормы № 43

— Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Положение № 102

— Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

 

Общие правила расчета

Как сказано в

письме Украинского научно-исследовательского института стандартизации, сертификации и информации от 21.01.2002 г. № 18/7-207 термин «горюче-смазочные материалы» не стандартизирован на государственном уровне. Здесь же отмечается, что горюче-смазочные материалы вообще — это материалы (горючее для двигателей, масла, смазки), предназначенные для транспортных средств и сельскохозяйственной техники.

Основным документом при нормировании расхода смазочных материалов являются

Нормы № 43, которыми установлены нормативы расхода:

— моторных масел;

— трансмиссионных масел;

— специальных масел;

— пластичных смазок.

Согласно

Нормам № 43 нормирование расхода масел и смазок осуществляется пропорционально расходу топлива согласно установленным нормативам.

Нормативы расхода смазочных материалов (приведены в

приложении В к Нормам № 43 — см. в табл. 1) установлены на 100 л (100 м3 СПГ*) нормативных расходов топлива (Qн), рассчитанных для данного автомобиля.

* СПГ — сжиженный природный газ.

Напомним, что

нормативный расход топлива (Qн) — это объем топлива, выраженный в объемных единицах (л, м3), который должен расходоваться автомобилем при осуществлении определенного пробега, выполнении определенной транспортной или специальной работы с учетом определенных условий эксплуатации. Нормативные расходы топлива для каждого конкретного автомобиля рассчитываются по приведенным в Нормах № 43 формулам в зависимости от типа автомобиля (легковой, автобус, грузовой бортовой, специальный и т. п.) с применением установленных норм расхода топлива и коэффициентов их корректировки.

Проще говоря,

Qн — это уже окончательный, рассчитанный с учетом всех поправочных коэффициентов (в зависимости от условий эксплуатации авто) расход топлива для конкретного автомобиля, который вы и применяете в работе при списании топлива в пределах норм.

Нормативы расхода масел (приведены в

приложении В к Нормам № 43) установлены в литрах (л) на 100 л нормативного расхода топлива (Qн), рассчитанного для данного автомобиля (или на 100 м3 СПГ), а нормативы расхода смазок — в килограммах (кг) на 100 л нормативного расхода топлива, рассчитанного для данного автомобиля (или на 100 м3 СПГ) — см. табл. 2 на с.  43.

Напомним, что нормативный расход топлива — это объем топлива, выраженный в объемных единицах (л, м3), который должен расходоваться автомобилем при осуществлении определенного пробега, выполнении определенной транспортной или специальной работы с учетом определенных условий эксплуатации. Нормативный расход топлива рассчитывают на основе базовых линейных норм с учетом корректирующих коэффициентов, приведенных в

Нормах № 43.

Для того чтобы определить норму расхода смазочных материалов, необходимо взять рассчитанный для данного автомобиля показатель Qн и решить несложную пропорцию, применяя установленные нормативы (см. табл. 2 на с. 43).

Пример 1

. Допустим, норма расхода топлива (Qн) для автомобиля ГАЗ-24-02 составляет 14 л /100 км. Норма расхода моторного масла составляет 1,6 л/100 л. Соответственно расход моторного масла на 100 км пробега составит:

14 х 1,6 : 100 = 0,224 (л/100 км).

Соответственно на 1 тыс. км расход масла для данного автомобиля составит не более 2,24 л.

 

Поправочные коэффициенты

Во-первых

, нормативы расхода масел и смазок уменьшаются на 50 % для всех автомобилей, которые находятся в эксплуатации до трех лет (кроме автомобилей, помеченных в табл. 2 знаком (*)).

Пример 2.

Норма расхода моторного масла для автомобиля ГАЗ-24-02 (при условии, что Qн = 14 л : 100 км) в первые три года эксплуатации составит 1,12 л на 1 тыс. км (2,24 х 50 %). Автомобиль ГАЗ-24-02 не отмечен в таблице (*), поэтому при расчете нормы расхода масел в первые три года эксплуатации необходимо применять понижающий коэффициент 0,5.

Во-вторых

, нормативы расхода смазочных материалов увеличиваются до 20 % для автомобилей, которые находятся в эксплуатации более восьми лет.

В-третьих

, расходы смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов устанавливаются в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

 

Если для эксплуатируемого автомобиля не установлен норматив расхода смазочных материалов

Если на эксплуатируемый вами автомобиль не установлены нормы расхода масел и смазок (см. табл. 2 на с. 43), то тогда вы без проблем можете рассчитать нормативные показатели. Если же модель и марка вашего автомобиля не приведены в табл. 2 на с. 43, то нужно обратиться к

п. 2.3 Норм № 43, где сказано об установлении временных нормативов расхода смазочных материалов в размерах, приведенных в табл. 1 на с. 42.

 

Таблица 1

Тип автомобиля

Моторное масло, л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн

Трансмиссионное масло, л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн

Специальное масло, л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн

Пластичные (консистентные) смазки, кг/100 л (кг/100 м3 СПГ) Qн

Дизельные и газодизельные грузовые автомобили и автобусы с полной массой свыше 3,5 т

До 2,8

до 0,4

до 0,1

До 0,3

Остальные автомобили и автобусы

до 1,8

До 0,15

До 0,05

До 0,1

 

Временные нормы расхода смазочных материалов (как и временные нормы расхода топлива) вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Такие нормы являются действующими только для автомобилей этого предприятия и теряют действие при введении в действие в Украине постоянных норм расхода топлива и смазочных материалов на соответствующие модели (модификации) автомобилей, спецавтомобилей или специального оборудования.

Пример 3

. На балансе предприятия числится автомобиль Lanos TF69Y, норма расхода топлива (Qн), с учетом всех поправочных коэффициентов для которого составляет 9,8 л/100 км. Допустим, что автомобиль находится в эксплуатации 5 лет.

Рассчитаем предельные нормы расхода моторного масла и пластичных смазок для этого автомобиля.

Из расчета на 100 км:

— моторное масло: 9,8

х 1,8 : 100 = 0,1764 (л/100 км);

— пластичные смазки: 9,8

х 0,1 : 100 = 0,0098 (кг/100 км).

На 1 тыс. км пробега нормы расхода моторного масла и пластичных масел для данного автомобиля составят соответственно 1,764 л и 0,098 кг.

 

Валовые расходы и НДС

Согласно

Положению № 102 замена (в том числе сезонная) или долив масла, проведение смазочных работ являются работами по техническому обслуживанию транспортных средств (ТО-1 и ТО-2). Однако это не всегда позволяет включать такие затраты в состав валовых расходов в размере 100 %, руководствуясь п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. На смазочные материалы, расходуемые при эксплуатации легковых автомобилей (как и на топливо для таких автомобилей), п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль установлено ограничение: не включается в состав валовых расходов 50 % таких затрат. При этом налогоплательщик освобождается от обязанности доказывания связи таких затрат с его хозяйственной деятельностью.

Что касается суммы «входного» НДС в стоимости смазочных материалов, приобретенных для эксплуатации автомобиля в хозяйственной облагаемой НДС деятельности, то она включается в налоговый кредит в размере 100 %.

Надеемся, что эта статья поможет вам без труда рассчитать норму расхода смазочных материалов для эксплуатируемых на вашем предприятии автомобилей.

 

Таблица 2

Нормативы расхода смазочных материалов (Qн)

Модель (модификация) автомобиля

Моторные масла, л/100 л Qн

Трансмиссионные масла, л/100 л Qн

Специальные масла, л/100 л Qн

Пластические смазки, кг/100 л Qн

Легковые автомобили

* Автомобили ВАЗ всех моделей и модификаций

0,6

0,1

0,03

0,1

ГАЗ-13, -14

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗМ20, -21, -22

2,0

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-24 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-24-07, -24-17

1,6

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-3102 всех модификаций

1,7

0,15

0,05

0,1

ЗАЗ-965, -966, -968, -969, -970 всех модификаций

1,3

0,1

0,03

0,1

* ЗАЗ-1102, -1103, -1105, -1132

0,8

0,1

0,03

0,1

* ЗАЗ-1122, -1125

0,6

0,1

0,03

0,1

ЗИЛ-114, -117, -4104

1,7

0,15

0,05

0,1

ИЖ-2125 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

Москвич-403, -407, -408, -410, -411, -424, -426, -432

2,0

0,15

0,05

0,1

Москвич-412, -427, -433, -434, -2136, -2137, -2140 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

* Москвич-2141-01

0,6

0,1

0,03

0,1

Москвич-21412-01, -214122, -214123

1,8

0,15

0,05

0,1

ЛуАЗ-969, -1302 всех модификаций

1,3

0,1

0,03

0,1

УАЗ-469, -3151 всех модификаций

2,2

0,2

0,05

0,2

Автобусы

ЗИЛ-155, -158 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,2

КАвЗ-651, -651А

2,2

0,25

0,1

0,25

КАвЗ-685, -3270, -3976 всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ЛАЗ-695, -697 всех модификаций

2,0

0,3

0,1

0,2

ЛАЗ-699 всех модификаций

2,0

0,35

0,1

0,2

ЛАЗ-4202 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

ЛиАЗ-158 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,2

ЛиАЗ-677 всех модификаций

1,8

0,35

0,3

0,2

ЛиАЗ-5256 всех модификаций

2,8

0,4

0,3

0,35

ПАЗ-651, -652 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,25

ПАЗ-672, -3201, -3205, -3206 всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

РАФ-977 всех модификаций

2,0

0,15

0,05

0,1

РАФ-2203 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

УАЗ-452, -2206, -3962 всех модификаций

2,2

0,2

0,5

0,2

Ikarus-55 всех модификаций

2,9

0,4

0,1

0,3

Ikarus -180, -250, -255, -256, -260, -263, -280 всех модификаций

4,5

0,5

0,1

0,3

Nusa-501, -521, -522 всех модификаций

2,2

0,2

0,05

0,2

Бортовые грузовые автомобили

ГАЗ-51 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,25

ГАЗ-52, -52-27, -52-28 всех модификаций

2,2

0,3

0,1

0,25

ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09

2,0

0,25

0,07

0,2

ГАЗ-53, -53-27 всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ГАЗ-53-07, -53-19

1,8

0,25

0,07

0,2

ГАЗ-66 всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ЗИЛ-130, -131, -133, -138А, -138АБ, -138АГ, -4314, -4315, -4316, -4319 всех модификаций

2,2

0,3

0,1

0,2

ЗИЛ-133ГЯ

2,8

0,4

0,15

0,35

ЗИЛ-138, -4318

1,7

0,25

0,07

0,15

ЗИЛ-150, -151, -157, -164 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,2

ЗИЛ-166А, -166В

1,7

0,25

0,07

0,15

ЗИЛ-4331 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

КамАЗ-4310, -5320, -5321 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

КрАЗ-214, -219, -221, -222 всех модификаций

3,0

0,4

0,1

0,35

КрАЗ-255, -256, -257, -258, -260 всех модификаций

2,9

0,4

0,1

0,3

МАЗ-200 всех модификаций

3,0

0,4

0,1

0,35

МАЗ-500, -514, -516, -5334, -5335, -5337 всех модификаций

2,9

0,4

0,15

0,35

МАЗ-543, -7310, -7313 всех модификаций

4,5

0,5

1,0

0,3

Урал-355 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,25

Урал-375, -377 всех модификаций

1,8

0,35

0,1

0,2

Урал-4320

2,8

0,4

0,15

0,35

УАЗ-450, -451, -452, -3303, -3741 всех модификаций

2,2

0,2

0,05

0,2

ЯАЗ-210, -210А

3,0

0,4

0,1

0,35

Avia-20, -21, -30, -31 всех модификаций

2,8

0,4

0,1

0,3

Magirus 232D19L, 290D26L

2,5

0,4

0,1

0,3

Tatra 111R

2,9

0,4

0,1

0,3

Тягачи

БелАЗ-537Л, -6411, -7421

4,5

0,5

1,0

0,3

ГАЗ-51П

2,2

0,25

0,1

0,25

ГАЗ-52-06

2,2

0,3

0,1

0,25

ЗИЛ-120Н

2,2

0,25

0,1

0,2

ЗИЛ-130АН, -130В, -131В, -131НВ, -4415, -4413 всех модификаций

2,0

0,3

0,1

0,2

ЗИЛ-138В1, -4416 всех модификаций

1,7

0,25

0,07

0,15

ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ, -164АН, -164Н

2,2

0,25

0,1

0,2

КАЗ-120ТЗ, -606 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,2

КАЗ-608 всех модификаций

2,0

0,3

0,1

0,2

КамАЗ-5410, -54118 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

КрАЗ-221 всех модификаций

3,0

0,4

0,1

0,35

КрАЗ-255, -258, -260, -6437, -6443, -6444 всех модификаций

2,9

0,4

0,1

0,3

КЗКТ-537, -7427, -7428

4,5

0,5

1,0

0,3

ЛуАЗ-2403

1,3

0,1

0,03

0,1

МАЗ-200 всех модификаций

3,0

0,4

0,1

0,35

МАЗ-504, -509 всех модификаций

2,9

0,4

0,15

0,35

МАЗ-537, -543

4,5

0,5

1,0

0,3

МАЗ-5429, -5430, -5432, -5433 всех модификаций

2,8

0,4

0,1

0,3

МАЗ-6422 всех модификаций

2,8

0,4

0,1

0,3

МАЗ-7310, -7313 всех модификаций

4,5

0,5

1,0

0,3

МАЗ-7916

4,5

0,5

0,1

0,3

Урал-375С, -377С всех модификаций

1,8

0,35

0,1

0,2

Урал-4420 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

Avstro-Fiat 5DN-120, 6DN-130

2,9

0,4

0,1

0,3

Chepet D-450 всех модификаций

2,9

0,4

0,1

0,3

Faun H-36-40/45, H-46-40/49

4,5

0,5

1,0

0,3

IFA W50L всех модификаций

2,9

0,4

0,1

0,3

Iveco-190.33, -190.42

2,5

0,4

0,1

0,3

KNVF-12Т Kamacu-Nissan

2,5

0,4

0,1

0,3

Mercedes-Benz-1635S, -1926, -1928, -1935, -2232S, -2235, -2236 всех модификаций

2,5

0,4

0,1

0,3

Mercedes-Benz-2628, -2632

2,5

0,4

0,1

0,3

Praga ST2-TN

2,9

0,4

0,1

0,3

Scoda-Lias-100 всех модификаций

2,5

0,4

0,1

0,3

Scoda-706 всех модификаций

2,9

0,4

0,1

0,3

Tatra-815ТР всех модификаций

2,8

0,4

0,1

0,3

Volvo-F10-33, F89-32

2,5

0,4

0,1

0,3

Самосвалы

БелАЗ-540, -540А, -7510, -7522, -7526

4,5

0,5

1,0

0,3

БелАЗ-548, -548А, -549, -7509, -7519, -7521, -7523, -7525, -7527, -75401, -7548 всех модификаций

4,3

0,5

1,0

0,3

ГАЗ-53Б

2,1

0,3

0,1

0,25

ГАЗ-93 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,25

ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508, -3509, -3510 всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ЗИЛ-ММЗ-138АБ, -554, -555, -4502, -4505 всех модификаций

2,0

0,3

0,1

0,2

ЗИЛ-ММЗ-585 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,2

КАЗ-600 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,2

КАЗ-4540

2,8

0,4

0,15

0,35

КамАЗ-5510, -5511 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

КрАЗ-222 всех модификаций

3,0

0,4

0,1

0,35

КрАЗ-256, -6505, -6510 всех модификаций

2,9

0,4

0,1

0,3

МАЗ-205

3,0

0,4

0,1

0,35

МАЗ-503, -510, -511, -512, -513, -5549, -5551 всех модификаций

2,9

0,4

0,15

0,35

МоАЗ-75051

4,5

0,5

1,0

0,3

САЗ-3502

2,1

0,3

0,1

0,25

САЗ-3503, -3504

2,2

0,3

0,1

0,25

Урал-5557

2,8

0,4

0,15

0,35

Avia A-30KS

2,8

0,4

0,1

0,3

IFA W50/A, W50L/K

2,9

0,4

0,1

0,3

Magirus-232D19К, -290D26К

2,5

0,4

0,1

0,3

Tatra-138, -148 всех модификаций

2,8

0,4

0,1

0,3

Tatra-Т815С всех модификаций

2,8

0,4

0,1

0,3

Автомобили-фургоны и грузопассажирские автомобили

ГЗСА-731, -947, -3713, -3714, -3718, -3719

2,1

0,3

0,1

0,25

ГЗСА-891, -891В, -892, -893А, -893Б, -3702, -37022, -3704, -37042, -3712, -37122, -3742, -37421 всех модификаций

2,2

0,3

0,1

0,25

ГЗСА-890А, -891Б, -893АБ, -950А, -37021, -3704

2,0

0,25

0,07

0,2

ГЗСА-949, -3705, -950, -3706, -3711, -3716, -3721, -37231, -3726, -3944 всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ЕрАЗ-762, -3730 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

ЕрАЗ-37111

2,1

0,3

0,1

0,25

ЕрАЗ-37121

2,2

0,3

0,1

0,25

Иж-2715 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

КАвЗ-664

2,1

0,3

0,1

0,25

Кубань-Г1А1, -Г1А2

2,2

0,3

0,1

0,25

Кубанец-У1А

1,8

0,15

0,05

0,1

ЛуМЗ-890, -890Б

2,0

0,25

0,07

0,2

ЛуМЗ-945, -946, -948, -949

1,3

0,1

0,03

0,1

Мод. 35101, 3716, 37311, 37231, 3726, 3944, 3718, 39021, 39031

2,1

0,3

0,1

0,25

Мод. 53423, 5703

2,8

0,4

0,15

0,35

Москвич-2733, -2734, -23352, -233522, -233523

1,8

0,15

0,05

0,1

* Москвич-2335

0,6

0,1

0,03

0,1

НЗАС-3944

2,1

0,3

0,1

0,25

НЗАС-4208, -4951

2,8

0,4

0,15

0,35

НЗАС-4347, -4947

1,8

0,35

0,1

0,2

ПАЗ-3742, -37421

2,1

0,3

0,1

0,25

РАФ-22031-01, -22035-01, -22036-01

1,8

0,15

0,05

0,1

ТА-1А4, 943А, -943Н, -949А

2,2

0,3

0,1

0,25

УАЗ-450А, -451А, -374101, -396201

2,2

0,2

0,05

0,2

Урал-49472

1,8

0,35

0,1

0,2

Avia A-20F, -30F, -30KSU, -31КSU

2,8

0,4

0,1

0,3

IFA-Robur LD3000KF/STKo

2,8

0,4

0,1

0,3

Nusa C-502-1, -521С, -522С

2,2

0,2

0,05

0,2

Zuk A-03, A-06, A-07М, A-11, A-13, A-13М

2,2

0,2

0,05

0,2

 

* Для указанных автомобилей нормативы расхода масел и смазок не уменьшаются на 50 % в первые три года эксплуатации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше