Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Методических рекомендаций относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов

Редакция БН
Приказ от 19.12.2008 г. № 784

УЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ

отдельных видов налогов — появились Методрекомендации

 

Приказ Государственной nналоговой администрации Украины от 19.12.2008 г. № 784

«Об утверждении Методических рекомендаций относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов»

 

Уже из самого названия

комментируемого приказа понятно, что им утверждены Методические рекомендации относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов (далее — Методрекомендации).

Напомним, что регистрация плательщиком отдельных налогов субъекта предпринимательской деятельности предусмотрена

п. 7.11 и разделом 9 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 (далее — Порядок № 80).

В

п. 9.2 Порядка № 80 указано, что плательщик зачисляется налоговым органом в категорию плательщиков отдельных налогов по месту нахождения его подразделений, земельных участков, месторождений полезных ископаемых, источников загрязнения окружающей среды, объектов движимого или недвижимого имущества, транспортных средств, гастрольных мероприятий и т. п., расположенных на территории других территориальных громад, нежели плательщик. Однако перечня таких налогов в Порядке № 80 нет.

Поэтому принятие

Методрекомендаций является прогрессивным шагом, поскольку в них определены налоги (сборы), по которым плательщик (или его обособленное подразделение) может состоять на учете в ГНИ по месту нахождения объекта налогообложения, и те, по которым субъект предпринимательской деятельности не может быть зарегистрирован как плательщик отдельных налогов.

Итак,

в разделе 2 Методрекомендаций указаны виды налогов (сборов), для уплаты которых юридические лица, их обособленные подразделения (при условии, что им делегировано право самостоятельно уплачивать налоги) и физические лица — предприниматели могут быть зачислены в категорию плательщиков отдельных налогов по месту нахождения их подразделений.

К таким платежам отнесены:

1) налог с доходов физических лиц (далее — НДФЛ) — подробнее см.

статью «Филиалы: уплата отдельных налогов и сборов» // «БН», 2008, № 20, с. 15;

2) плата за торговый патент;

3) местные налоги и сборы (если такую уплату предусматривает положение, принятое органом местного самоуправления);

4) налог с владельцев транспортных средств;

5) сбор за специальное водопользование в части использования воды.

Следует заметить, что

ст. 1 Закона Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» в редакции от 06.12.2006 г. № 427-V определяет в качестве плательщиков транспортного налога только юридических и физических лиц. Исходя из этого, обособленные подразделения юридического лица, даже если им делегировано право самостоятельно уплачивать налог с владельцев транспортных средств, не должны регистрироваться как плательщик отдельных налогов (подробнее см. статью «Филиалы: уплата отдельных налогов и сборов» // «БН», 2008, № 20, с. 15). Вместе с тем, в п. 2.4 Методрекомендаций указано: если юрлицо приняло решение о делегировании полномочий по подаче налоговых расчетов и уплате налога такому подразделению, то об этом нужно сообщить в письменном виде в орган ГНС по месту своей регистрации и орган ГНС по местонахождению обособленного подразделения. В результате этого на учет по месту регистрации транспортного средства поставят обособленное подразделение.

На наш взгляд, транспортный налог корректнее отнести в категорию платежей, описанную в

разделе 3 Методрекомендаций. Аргументация, приведенная налоговиками в п. 2.4 Методрекомендаций, на наш взгляд, не убедительна.

В упомянутом

разделе 3 Методрекомендаций приведен перечень налогов (сборов), для уплаты которых юридические лица и физические лица — предприниматели могут быть зачислены в категорию плательщиков отдельных налогов по месту нахождения их подразделений. То есть плательщиками таких платежей не являются структурные подразделения юридических лиц.

К таким платежам отнесены:

1) плата за землю;

2) сбор за специальное использование лесных ресурсов;

3) фиксированный сельхозналог;

4) сбор за проведение гастрольных мероприятий;

5) плата за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

6) рентная плата за газ и газовый конденсат;

7) платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;

8) сбор за геологоразведочные работы.

По этому перечню также следует сделать замечание относительно сбора за геологоразведочные работы.

Пунктом 6.4 Инструкции о порядке взимания сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденной совместным приказом Госкомгеологии и ГНАУ от 23.06.1999 г. № 105/309, предусмотрено, что по решению нефтегазодобывающего предприятия расчет сбора могут подавать в органы государственной налоговой службы непосредственно его филиалы, имеющие текущие счета, по месту налоговой регистрации таких филиалов. Следовательно, такие филиалы нефтегазодобывающего предприятия могут считаться плательщиками сбора за геологоразведочные работы по месту своей налоговой регистрации.

Методрекомендации

предусматривают, что внесение сведений в Единый банк данных или Реестр физических лиц о зачислении субъекта хозяйствования в категорию плательщиков отдельных налогов осуществляется подразделениями регистрации и учета плательщиков налогов в случае получения от подразделений налогообложения юридических лиц учетного дела плательщика, в котором содержится поданная плательщиком налоговая декларация (расчет) по любому из указанных выше налогов. Поскольку по НДФЛ подача налоговой декларации (расчета) не предусмотрена, то регистрация осуществляется на основании служебной записки об уплате плательщиком этого налога и необходимости его регистрации.

То есть для регистрации плательщиком отдельных налогов субъект предпринимательской деятельности

не обязан предоставлять каких-либо заявлений или дополнительных документов.

Как указано в

п. 5.4 Методрекомендаций, до наступления срока предоставления отчетности и уплаты налога плательщик может заблаговременно уведомить орган ГНС о зачислении его в категорию плательщиков отдельных налогов, подав заявление по ф. № 1-ОПП (5-ОПП) с отметкой «Зарахування до категорії платників окремих податків».

Кроме того,

п. 5.5 Методрекомендаций предусматривает возможность регистрации плательщика на основании акта проверки, проведенной налоговым органом, если по ее результатам будет доначислен налог (сбор), который подлежит уплате в бюджет другой территориальной громады, чем его местонахождение, но плательщик не состоит там на учете как плательщик отдельных налогов.

Только для получения

Уведомления о включении плательщика налогов в категорию плательщиков отдельных налогов (ф. № 16-ОПП) п. 7.11.3 Порядка № 80 предусматривает подачу соответствующего письменного запроса.

И наконец третья категория, приведенная в

разделе 4 Методрекомендаций, определяет перечень налогов, плательщики которых не зачисляются в категорию плательщиков отдельных налогов по местонахождению подразделений и объектов. К ним отнесены:

1) налог на прибыль (филиалы, расположенные на территории других территориальных громад, являются либо самостоятельными плательщиками, либо уплачивают консолидированный налог, при этом такие филиалы регистрируются как полноценные плательщики налога на прибыль*);

* См. статью «Филиалы: налог на прибыль и НДС»

// «БН», 2008, № 12, с. 14.

2) НДС;

3) единый налог;

4) акцизный сбор;

5) сбор за загрязнение окружающей природной среды (экосбор);

6) рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами нефтепродуктоводами, транзитная транспортировка трубопроводами природного газа и аммиака через территорию Украины.

По этому перечню, как и по двум предыдущим, следует сделать несколько замечаний.

Во-первых, с 01.01.2009 г.

постановлением КМУ от 03.12.2008 г. № 1050 (см. «БН», 2008, № 50, с. 5) внесены изменения в Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303 (далее — Порядок № 303).

Теперь

Налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды (составленный нарастающим итогом с начала года) подается ежеквартально налоговым органам по месту нахождения стационарных источников загрязнения (размещения отходов), а в случае использования передвижных источников загрязнения — по месту нахождения налогоплательщика на налоговом учете. В таком же порядке и уплачивается сбор.

То есть

Порядок № 303 предусматривает необходимость предоставлять отчет в налоговый орган по месту нахождения стационарных источников загрязнения (размещения отходов), поэтому налогоплательщик должен состоять на учете в таком налоговом органе как плательщик отдельных налогов.

Во-вторых,

п. 9.2 Порядка № 80 прямо предусмотрено зачисление плательщика налогов органами ГНС в категорию плательщиков отдельных налогов по местонахождению источников загрязнения окружающей природной среды, расположенных на территориях других территориальных громад, чем сам плательщик.

Следовательно, комментируемые

Методрекомендации в этой части противоречат Порядку № 303 и Порядку № 80.

Заметим, что

п. 5.2 Методрекомендаций предусмотрено: в случае внесения изменений в законодательные и нормативно-правовые акты, на которые ссылаются Методрекомендации, последние применяются в части, не противоречащей законодательным и нормативно-правовым актам.

Поэтому есть все основания для того, чтобы

не применять требования Методрекомендаций в части нерегистрации плательщиками отдельных налогов плательщиков экосбора по местонахождению источников загрязнения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше