Темы статей
Выбрать темы

О приостановлении действия пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р и распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р

Редакция БН
Указ от 04.09.2009 г. № 706/2009

НА ЗАЩИТУ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС

стал Президент Украины

 

Указ Президента Украины от 04.09.2009 г. № 706/2009

«О приостановлении действия пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р и распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Комментируемым

Указом Президент Украины приостановил действие п. 2 распоряжения КМУ от 01.07.2009 г. № 757-р* и распоряжения КМУ от 17.07.2009 г. № 838-р** с одновременным обращением в Конституционный Суд по мотивам несоответствия их Конституции Украины. Напомним, что эти распоряжения направлены на борьбу с налоговым кредитом по запоздавшим налоговым накладным.

* См. ком. «Декларировать налоговый кредит следует в период возникновения налогового обязательства по НДС — так считает Кабмин» // «БН», 2009, № 29, с. 7.

** См. ком. «Налоговый кредит по НДС: Кабмин продолжает бороться с запоздавшими налоговыми накладными» // «БН», 2009, № 30, с. 4.

По мнению Президента Украины, указанные

распоряжения противоречат нормам Конституции Украины. Кабмин, по его мнению, действовал с превышением своих полномочий.

Отметим, что до Президента Украины, практически месяц назад, на защиту плательщиков НДС стал Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики

(письмо от 03.08.2009 г. № 04-27/794***). Он выразил протест против незаконных действий Кабмина и просил отменить п. 2 распоряжения № 757-р и распоряжение № 838-р. Но Минфин совместно с ГНАУ отклонили данное предложение (письмо МФУ от 13.08.2009 г. № 31-21020-2-4/5758).

*** См. ком. «На защиту плательщиков НДС стал КВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики» // «БН», № 33, с. 6.

Теперь вопрос законных действий Кабмина будет решаться на более высоком уровне. Надеемся, что Конституционный Суд станет на сторону Президента Украины и плательщики НДС наконец-то смогут спокойно вздохнуть.

Комментируемый Указ вступил в силу с 09.09.2009 г.

 

 

Президент Украины

 

О приостановлении действия пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р и распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р

 

Указ от 4 сентября 2009 года № 706/2009

 

Кабинет Министров Украины 1 июля 2009 года издал

распоряжение № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)», пунктом 2 которого предусмотрено, что для упорядочения налогового учета плательщики налога на добавленную стоимость декларируют сумму налогового кредита в период возникновения налогового обязательства; в случае установления органами государственной налоговой службы факта выписки налоговых накладных, согласно которым не задекларированы (не уплачены) налоговые обязательства, объем которых по налогооблагаемым операциям превышает сумму, определенную подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость аннулируется.

Кабинет Министров Украины 17 июля 2009 года издал

распоряжение № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость», которым поручил Государственной налоговой администрации при администрировании налога на добавленную стоимость отнести к наивысшей степени риска факт подачи плательщиком налога налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за отчетный налоговый период, составленной с учетом налоговых накладных, выписанных в ином, чем отчетный, налоговом периоде; во время проведения камеральных проверок показателей налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость учитывать, что корректировка или уточнение плательщиком налога показателей декларации, связанные с несвоевременным включением сумм налоговой накладной в состав налогового обязательства или налогового кредита, за соответствующий отчетный налоговый период является оправданным в случае, когда оно осуществляется в течение двух месяцев с даты наступления предельного срока подачи соответствующей декларации; в случае корректировки либо уточнения плательщиком налога показателей декларации в объеме 10 или больше процентов общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита, задекларированных в соответствующем налоговом периоде, провести при участии подразделений налоговой милиции в течение месяца со дня его осуществления проверку достоверности сумм налога на добавленную стоимость, начисленного и уплаченного на всех этапах поставки товаров (работ, услуг).

Названные положения распоряжений Кабинета Министров Украины не соответствуют

Конституции Украины, по которой каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (часть первая статьи 67), система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины (пункт 1 части второй статьи 92), принятие законов относится к полномочиям парламента — Верховной Рады Украины как единственного законодательного органа в Украине (статья 75, пункт 3 части первой статьи 85, статья 91 Конституции Украины).

Решив подзаконными актами вопросы, отнесенные

Конституцией Украины к сфере законодательного регулирования, Кабинет Министров Украины действовал с превышением полномочий и способом, не предусмотренным Конституцией и законами Украины, а следовательно, нарушил, кроме вышеуказанных, и нормы части второй статьи 6 и части второй статьи 19 Конституции Украины, которые обязуют органы исполнительной власти осуществлять полномочия в установленных Конституцией рамках и действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины, части третьей статьи 113, по которой Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется, в частности, Конституцией Украины, частью первой статьи 117 Конституции Украины, по которой Кабинет Министров Украины издает постановления и распоряжения в рамках своей компетенции.

Учитывая изложенное и в соответствии с

пунктом 15 части первой статьи 106 Конституции Украины постановляю:

1.

Прекратить действие:

пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)»

;

распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость»

.

2.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.

 

Президент Украины В. ЮЩЕНКО

 

Президент Украины

 

О конституционности пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» и распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость»

 

Конституционное представление от 4 сентября 2009 года

 

По мотивам несоответствия

Конституции Украины Указом Президента Украины от 4 сентября 2009 года № 706 «О прекращении действия пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р и распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р» согласно пункту 15 части первой статьи 106 Конституции Украины прекращено действие:

пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)»

;

распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость»

.

В связи с этим и в соответствии с

пунктом 15 части первой статьи 106, статьей 150 Конституции Украины, статьями 13, 40 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» обращаюсь в Конституционный Суд Украины для решения вопроса о конституционности названного положения распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» (опубликовано в газете «Урядовий кур’єр» от 15 июля 2009 года № 125), а также распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» (опубликовано в газете «Урядовий кур’єр» от 25 июля 2009 года № 133).

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)»

предусмотрено, что для упорядочения налогового учета плательщики налога на добавленную стоимость декларируют сумму налогового кредита в период возникновения налогового обязательства; в случае установления органами государственной налоговой службы факта выписки налоговых накладных, согласно которым не задекларированы (не уплачены) налоговые обязательства, объем которых по налогооблагаемым операциям превышает сумму, определенную подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость аннулируется (пункт 2).

Кабинет Министров Украины

распоряжением от 17 июля 2009 года № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» поручил Государственной налоговой администрации Украины при администрировании налога на добавленную стоимость отнести к наивысшей степени риска факт подачи плательщиком налога налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за отчетный налоговый период, составленной с учетом налоговых накладных, выписанных в ином, нежели отчетный, налоговом периоде; во время проведения камеральных проверок показателей налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость учитывать, что корректировка либо уточнение плательщиком налога показателей декларации, связанные с несвоевременным включением сумм налоговой накладной в состав налогового обязательства или налогового кредита, за соответствующий отчетный налоговый период являются оправданными в случае, когда они осуществляются в течение двух месяцев с даты наступления предельного срока подачи соответствующей декларации; в случае корректировки или уточнения плательщиком налога показателей декларации в объеме 10 или больше процентов общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита, задекларированных в соответствующем налоговом периоде, провести при участии подразделений налоговой милиции в течение месяца со дня его осуществления проверку достоверности сумм налога на добавленную стоимость, начисленного и уплаченного на всех этапах поставки товаров (работ, услуг).

Названные положения распоряжений Кабинета Министров Украины не соответствуют

Конституции Украины исходя из следующего.

В соответствии с

Конституцией Украины каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (часть первая статьи 67); система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины (пункт 1 части второй статьи 92).

Как отметил Конституционный Суд Украины в

решении от 24 марта 2005 года № 2-рп/2005 по делу о налоговом залоге, выполнение конституционного долга, предусмотренного статьей 67 Конституции Украины, реализуется уплатой каждым налогов и сборов. Установление системы налогообложения, налогов и сборов, их размеров и порядка уплаты является исключительной прерогативой закона.

Согласно

пункту 1 части первой статьи 14 Закона Украины «О системе налогообложения» налог на добавленную стоимость относится к общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам).

Следовательно, конституционные положения об обязательности закрепления в законе порядка уплаты налогов и сборов распространяются и на налог на добавленную стоимость.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Украины, выраженной в

решении от 23 июня 2009 года № 15-рп/2009 по делу о временной надбавке к действующим ставкам ввозной таможенной пошлины, общепризнанными элементами правового механизма регулирования налогов и сборов (обязательных платежей) являются субъект или плательщик налога, объект налогообложения, единица налогообложения, источник уплаты налога, налоговая ставка, налоговый период, сроки и порядок уплаты налога, налоговая квота, налоговые льготы.

Плательщики налога на добавленную стоимость, объекты, база и ставки налогообложения, перечень не облагаемых налогом и освобожденных от налогообложения операций, особенности налогообложения экспортных и импортных операций, понятия налоговой накладной, порядок учета, отчетности и внесения налога на добавленную стоимость в бюджет определены

Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость». Пунктом 11.4 статьи 11 данного Закона определено, что изменения порядка обложения налогом на добавленную стоимость могут осуществляться только путем внесения изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» отдельным законом по вопросам обложения этим налогом, а также предусмотрен приоритет названного Закона в случае урегулирования правил обложения налогом на добавленную стоимость другим законом Украины.

Анализ содержания оспариваемых положений распоряжений Кабинета Министров Украины свидетельствует, что Кабинет Министров Украины путем предоставления соответствующих указаний органам государственной налоговой службы вмешался в регулирование вопросов администрирования налога на добавленную стоимость, чем установил дополнительные правила о порядке уплаты этого налога для плательщиков, являющиеся законодательно определенными.

Следовательно, урегулирование подзаконными актами, которыми являются указанные распоряжения Кабинета Министров Украины, вопросов, которые в соответствии с

Конституцией Украины урегулированы названным Законом, не отвечает части второй статьи 67 и пункту 1 части второй статьи 92 Конституции Украины.

В соответствии с

Основным Законом государства принятие законов относится к полномочиям парламента — Верховной Рады Украины как единственного законодательного органа в Украине (статья 75, пункт 3 части первой статьи 85, статья 91 Конституции Украины). Как определил Конституционный Суд Украины в пункте 3 мотивировочной части Решения от 14 декабря 2000 года № 15-рп/ 2000 по делу о порядке выполнения решений Конституционного Суда Украины, «Верховная Рада Украины является единственным органом законодательной власти в Украине (статья 75 Конституции Украины). Это значит, что право принимать законы, вносить в них изменения в случае, если оно не осуществляется непосредственно народом (статьи 5, 38, 69, 72 Конституции Украины), принадлежит исключительно Верховной Раде Украины (пункт 3 части первой статьи 85 Конституции Украины) и не может передаваться другим органам или должностным лицам. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (часть вторая статьи 8 Конституции Украины)». В этом же Решении Конституционный Суд Украины также отмечал невозможность изменения закона путем принятия подзаконного правового акта.

При таких обстоятельствах осуществление Кабинетом Министров Украины указанным способом регулирования вопросов порядка уплаты налога на добавленную стоимость является нарушением норм

статьи 75, пункта 3 части первой статьи 85, статьи 91 Конституции Украины.

Следует также отметить, что

Конституция Украины уполномочивает Кабинет Министров Украины обеспечивать проведение налоговой политики (пункт 3 статьи 116), соответствующие полномочия предусмотрены для Правительства государства и Законом Украины «О Кабинете Министров Украины». Однако при этом не предусмотрено право Кабинета Министров Украины определять элементы правового механизма регулирования налогов и сборов (пункт 6 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 23 июня 2009 года № 15-рп/2009 по делу о временной надбавке к действующим ставкам ввозной таможенной пошлины).

Из приведенного следует, что, решив подзаконными актами Кабинета Министров Украины вопросы определения элементов правового механизма регулирования налога на добавленную стоимость, Кабинет Министров Украины действовал с превышением полномочий и способом, не предусмотренным

Конституцией и законами Украины, а следовательно, нарушил, кроме вышеуказанных, и нормы части второй статьи 6 и части второй статьи 19 Конституции Украины, которые обязуют органы исполнительной власти осуществлять полномочия в установленных Конституцией пределах и действовать только на основе, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, части третьей статьи 113, по которой Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется, в частности, Конституцией Украины, части первой статьи 117 Конституции Украины, по которой Кабинет Министров Украины издает постановления и распоряжения в рамках своей компетенции.

Учитывая изложенное, прошу Конституционный Суд Украины рассмотреть вопрос о соответствии

статьям 6, 19, 75, 85, 91, 92, 113, 116 и 117 Конституции Украины (конституционности) пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» и распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость».

Принимать участие в конституционном производстве по этому представлению уполномочен заместитель председателя Секретариата Президента Украины — представитель Президента Украины в Конституционном Суде Украины М. Ставнийчук.

 

Президент Украины В. ЮЩЕНКО

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше