Темы статей
Выбрать темы

О утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, которые избрали упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения

Редакция БН
Приказ от 24.12.2010 г. № 1025

ФЛП НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ:

утверждена форма Книги учета доходов и расходов

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.10 г. № 1025

«О утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, которые избрали упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Комментируемым

приказом утверждены:

— Книга учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, выбравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность

(далееКнига учета доходов и расходов);

Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, выбравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (далее — Порядок).

Комментируемый

приказ важен для физических лиц — предпринимателей, поскольку полностью меняет форму Книги учета доходов и расходов (которую мы привыкли называть Книга ф. № 10), и соответственно, меняется порядок ее заполнения.

Новая форма

Книги учета доходов и расходов будет предназначаться только для предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения. Единоналожникам, по-видимому, пока что разрешат пользоваться прежней формой (т. е. Книгой ф. № 10). А предпринимателям, работающим на фикспатенте, Книгу учета доходов и расходов вообще вести не нужно: ни по старой, ни по новой форме (хотя первичные документы на товар им желательно иметь).

Новая

Книга учета доходов и расходов будет состоять из 12 граф, и поспособствует тому, чтобы предприниматели все-таки начали вести учет товаров и сырья (в денежном выражении). Дело в том, что в Книге нужно будет указывать стоимость товарных запасов, материалов, сырья на начало и конец отчетного периода, стоимость приобретенных и проданных товаров и даже внутреннее их перемещение (со склада на торговую точку).

Кроме того, в

Книге придется указывать реквизиты документов, подтверждающих каждую расходную операцию, а также суммы расходов и дохода. Кстати, подтверждающими документами налоговики соглашаются считать: ТТН, налоговые накладные, платежные поручения, фискальные чеки, акты закупки, выполненных работ/услуг и иные платежные документы. При этом каких-то особенных, бухгалтерских документов они от предпринимателей не требуют (т. е. опасения по поводу необходимости иметь накладные на оприходование товаров, на отпуск товаров или их внутреннее перемещение, к счастью, не оправдались).

Что касается заполнения

графы 3 «Размер полученных доходов» в новой Книге, то интересно отметить такой момент: в п. 3.3 Порядка № 1025 четко не сказано о том, что выручка должна отражаться после каждой операции по продаже товаров (работ, услуг)*. Более того, формулировка п. 3.3 Порядка наталкивает на мысль о том, что выручку достаточно отразить одной суммой — общим итогом за день (а по прошествии месяца, квартала или года — подводить итоги). При этом о ежедневных итогах по выручке не сказано ничего. Не потому ли, что выручка действительно будет указываться в новой Книге общей суммой за день? Вполне возможно, что именно поэтому, но с такими выводами лучше пока не торопиться, а подождать разъяснений от ГНАУ на этот счет.

* Для сравнения — сейчас при заполнении Книги ф. № 10 предприниматели на общей системе отражают выручку после каждой продажи.

Что касается расходов, то для них в новой

Книге предусмотрено четыре (!) графы: графа 5 предназначена для того, чтобы вносить в нее суммы, уплаченные в течение дня за товары, графа 6 — для того, чтобы указывать в ней стоимость проданных в течение дня товаров, а графы 9 и 10 — для прочих расходов.

Таким образом, налоговики попытались реализовать на практике принцип соответствия доходов и расходов. Ведь сейчас в графе «Расходы на производство продукции»

Книги ф. № 10 все свалено в одну кучу: так, в течение квартала предприниматели указывают в ней все потраченные средства, но по окончании квартала в итог расходов включают только те из них, по которым получен доход. Разумеется, это весьма неудобно. И на самом деле многие предприниматели (особенно те, у кого большой оборот) это правило нарушают и включают в итог расходов все суммы, записанные в графу «Расходы на производство продукции» Книги ф. № 10 (не обращая внимания на то, получен ли связанный с ними доход или нет).

Однако

теперь так поступать не удастся. Ведь в новой Книге придется заполнять графу 6, а кроме того, именно ее значение (а не значение графы 5) будет уменьшать доход, подлежащий налогообложению.

Очевидно, заполнение графы 6 составит наибольшую сложность для тех предпринимателей, которые в течение дня осуществляют несколько десятков операций купли-продажи. Как же быть? Скорее всего, им

имеет смысл обзавестись программой учета товаров, которая бы автоматически вела подсчет стоимости товаров, имеющихся на начало дня, проданных в течение дня и оставшихся на конец дня.

Обычно такие программы используют один из двух самых распространенных

методов оценки выбытия товарных запасов — ФИФО (первый пришел — первый ушел) или средневзвешенной себестоимости (Порядок данный вопрос не регламентирует, а значит, предприниматель вправе самостоятельно выбрать удобный для него метод). Существуют и другие методы оценки выбытия товаров, в частности метод идентифицированной себестоимости, при котором стоимость закупки проданного товара точно известна. Но данный метод годится только для тех предпринимателей, которые торгуют штучным товаром (к примеру, торговля ювелирными украшениями, антиквариатом, одеждой и т. п.). Такой продавец всегда точно знает, за сколько он купил тот или иной товар и за сколько он его продал.

Итак, теперь предпринимателям на общей системе налогообложения придется гораздо серьезнее относиться к заполнению

Книги, и все-таки соблюдать принцип соответствия расходов полученным доходам (несмотря на то, что в Налоговом кодексе Украины такого требования нет).

Что же касается

граф 9 и 10, то записанные в них суммы тоже будут уменьшать доход предпринимателя, подлежащий налогообложению. В данные графы будут записываться зарплата работников, единый взнос на соцстрахование, начисленный на нее, арендная плата за офис или склад, оплата коммунальных услуг и иные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

И в заключение еще несколько технических моментов:

1)

Книгу обязаны будут вести не только сами предприниматели, но и их наемные работники (если они занимаются продажей товара за наличные, или выполняют работы/услуги, получая за это наличную оплату от заказчиков). Данные из Книг наемных работников предприниматель должен будет переносить в свою Книгу в последний день месяца;

2) если предприниматель зарегистрирован как плательщик НДС, то суммы доходов и расходов он должен будет записывать в Книгу без учета НДС (как и прежде);

3) форма

Книги будет одинаковой для всех налогоплательщиков и для всех видов деятельности, поскольку Порядок не содержит никаких оговорок, разрешающих налоговикам вносить какие-либо изменения в утвержденную Книгу;

4) записи в

Книге необходимо производить шариковой или чернильной ручкой. Никакого упоминания о том, что Книгу можно вести на компьютере, в Порядке нет. Поэтому велика вероятность, что налоговики этого, как и раньше, не разрешат;

5) полностью заполненная

Книга теперь будет храниться у предпринимателя, в налоговую ее сдавать не придется.

Кстати, что касается периода с 01.01.11 г. до даты вступления в силу комментируемого приказа (вступит в силу с момента официального опубликования), то

записи за этот период из нынешней Книги ф. № 10 в новую Книгу предприниматели переносить не будут. После того как приказ вступит в силу и новую Книгу налогоплательщик зарегистрирует в налоговой, все записи он будет вносить в новую Книгу (нарастающим итогом). При этом старая Книга ф. № 10 останется у самого предпринимателя, сдавать ее налоговикам не нужно (п. 3.3 Порядка).

 

 

Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность

Утвержден приказом от 24 декабря 2010 года № 1025

 

1.

В соответствии с пунктом 177.10 статьи 177 и пунктом 178.6 статьи 178 раздела IV Налогового кодекса Украины физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (далее — самозанятые лица), обязаны вести Книгу учета доходов и расходов (далее — Книга), в которой ежедневно на основании первичных документов осуществляются записи об операциях, проведенных в отчетном (налоговом) периоде.

2.

Самозанятые лица должны приобретать и оформлять Книгу самостоятельно. Книга имеет вид тетради или блокнота. Прошнурованная с пронумерованными страницами Книга бесплатно регистрируется в органе государственной налоговой службы по основному месту учета самозанятого лица.

Каждый работник — физическое лицо (далее — наемное лицо), осуществляющее операции за наличные, ведет их учет в

Книге, которая регистрируется самозанятым лицом в таком же порядке. В Книге для наемных лиц указываются адрес места осуществления деятельности, фамилия, имя, отчество наемного лица и самозанятого лица (работодателя) и их регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов, а при его отсутствии — серия и номер паспорта (для физических лиц — плательщиков налогов, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте). Записи в Книге выполняются шариковой или чернильной ручкой (исправления допускаются только с заверением их самозанятым лицом).

3.

Ведение Книги осуществляется в следующем порядке:

3.1. В

графе 1 указывается дата заполнения.

3.2. В

графах 2 и 11 отражается сумма нереализованных товарных запасов, сырья, материалов и т. п. на начало и на конец отчетного налогового периода (года), которая выводится в денежной форме, исходя из цены их приобретения.

3.3. В

графе 3 ежедневно отражается фактически полученная сумма дохода от осуществления деятельности с суммарным итогом за месяц, квартал, год. В случае необходимости регистрации новой Книги в течение отчетного года записи в ней продолжаются нарастающим итогом, а предыдущая Книга остается у самозанятого лица.

3.4. В

графе 4 записываются реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей, выполнением работ и предоставлением услуг (номер, дата и название документа). Документами, подтверждающими расходы, могут быть, в частности, товарно-транспортная и/или налоговая накладная, платежное поручение, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ, предоставленных услуг) и другие расчетные документы.

3.5. В

графе 5 отражается общая стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей.

3.6. В

графе 6 отражается сумма расходов, непосредственно связанная с получением дохода.

3.7. Самозанятые лица, использующие наемный труд, заполняют графы 7 и 8:

в

графу 7 записываются сведения о внутреннем перемещении товара (отпуск под реализацию наемному лицу) с указанием адреса места осуществления деятельности, фамилии, имени, отчества наемного лица и его регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, а при его отсутствии — серии и номера паспорта (для физических лиц — плательщиков налогов, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);

в

графе 8 отражается стоимость товара, переданного на реализацию по ценам приобретения.

Наемные лица заполняют данные

Книги согласно графам 1, 3, 8. Графа 3 заполняется по каждому факту осуществления операции. В графе 8 наемное лицо отражает стоимость полученного товара по ценам реализации. Данные из Книг наемных лиц включаются в Книгу самозанятых лиц в последний день месяца.

Физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, графы 7 и 8 не заполняют.

3.8. В

графе 9 отражаются расходы на оплату труда и начисления на заработную плату, понесенные в отчетном месяце.

3.9. В

графе 10 отражаются фактически понесенные прочие расходы, непосредственно связанные с получением дохода, которые не указаны в графах 6 и 9, включая стоимость оплаченных выполненных работ и предоставленных услуг.

3.10.

Графа 12 рассчитывается как разница между доходом от осуществления деятельности и документально подтвержденными расходами, связанными с получением дохода.

4.

Физические лица — предприниматели, зарегистрированные как плательщики налога на добавленную стоимость, не включают в расходы и доход суммы налога на добавленную стоимость, входящие в цену приобретенных или проданных товаров, предоставленных работ и выполненных услуг.

5.

Данные Книги используются самозанятым лицом для заполнения налоговой декларации за отчетный налоговый период (год).

 

Директор Департамента налогообложения физических лиц С. Дусяк

 

Затверджено наказ Державної податкової адміністрації України 24.12.2010 № 1025

 

Книга обліку доходів і витрат, яку ведуть фізичні особи — підприємці,
 крім осіб, що обрали спрощену систему оподаткування,
 і фізичні особи, які провадять незалежну професійну діяльність

Період обліку (день, місяць, квартал, рік)

Залишок товарних запасів, матеріалів, сировини на початок звітного періоду (грн.)

Розмір отриманих доходів від здійснення діяльності (за день, місяць, квартал, рік)

Витрати виробництва та обігу

Залишок товарних запасів, матеріалів, сировини на кінець звітного періоду (грн.)

Чистий дохід (грн.) гр. 3 - - гр. 6 - гр. 9 - - гр. 10

реквізити документа, що підтверджує понесені витрати

загальна вартість придбаних товаро-матеріальних цінностей (грн.)

у тому числі товарів, що реалізовані, товаро-матеріальних цінностей, що використані у виробництві продукції (грн.)

внутрішнє переміщення товару (відпущено/отримано)

понесені витрати на оплату праці та нарахування на заробітну плату (грн.)

понесені інші витрати, пов'язані з одержанням доходу, включаючи вартість виконаних робіт, наданих послуг (грн.)

адреса місця здійснення діяльності, прізвище, ім'я, по батькові та реєстраційний номер облікової картки найманого працівника або серія та номер паспорта*

вартість товару, що переміщено (грн.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Серія та номер паспорта зазначаються лише для фізичних осіб — платників податків, які через свої релігійні переконання відмовились від прийняття реєстраційного номера облікової картки платника податків та повідомили про це відповідний орган державної податкової служби та мають відмітку у паспорті.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше