Темы статей
Выбрать темы

О согласовании режима работы

Редакция БН
Письмо от 01.10.2010 г. № 3707-24/107

СОГЛАСОВАНИЕ РЕЖИМА РАБОТЫ

с местными органами власти: позиция Госкомпредпринимательства и взгляд Минэкономики

 

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 29.09.10 г. № 12296,

Министерства экономики Украины от 01.10.10 г. № 3707-24/107

«О согласовании режима работы»

 

Напомним, согласно

п. 13 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833, режим работы торгового объекта и заведения ресторанного хозяйства устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством, — по согласованию с органами местного самоуправления. Аналогичные предписания закреплены в абзаце втором п. 1.7 Правил работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденных приказом Минэкономики от 24.07.02 г. № 219, п. 5 Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики от 11.07.03 г. № 185, п. 6 Правил розничной торговли табачными изделиями, утвержденных приказом Минэкономики от 24.07.02 г. № 218, абзаце втором п. 5 Правил розничной торговли картофелем и плодоовощной продукцией, утвержденных приказом Минэкономики от 08.07.97 г. № 344, п. 19 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом Минэкономики от 08.07.96 г. № 369.

Обращаем внимание: во всех перечисленных нормативно-правовых актах указывается, что субъекты хозяйствования устанавливают режим работы соответствующих заведений

самостоятельно, и только в случаях, предусмотренных законодательством, согласовывают его с органами местного самоуправления. Исключение составляет ряд подзаконных актов, которые прямо указывают на необходимость установления режима работы исключительно по согласованию с органами местного самоуправления. Это Правила розничной торговли нефтепродуктами, утвержденные постановлением КМУ от 20.12.97 г. № 1442, и Правила розничной торговли алкогольными напитками, утвержденные постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854. На этот момент как раз и обращает внимание Минэкономики.

В то же время практика показывает, что независимо от урегулирования вопроса о необходимости согласования режима работы на уровне подзаконных актов местные органы власти различий в его решении не делают, считая себя наделенными полномочиями на согласование режима работы любого объекта сферы обслуживания населения. Основанием для этого выступает

п.п. 4 п. «б» ст. 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280), согласно которому к ведению исполнительных органов местных советов в рамках делегированных полномочий относится, в частности, установление по согласованию с собственниками удобного для населения режима работы размещенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности.

Госкомпредпринимательства в своем

письме, ссылаясь на п.п. 9 п. «а» ст. 30 Закона № 280, обращает внимание на то, что к полномочиям органов местного самоуправления относится установление удобного для населения режима работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад. В отношении всех других субъектов хозяйствования удобный для населения режим их работы органы местного самоуправления могут устанавливать только по согласованию с самим субъектом хозяйствования. Иными словами, полномочиями по установлению режима работы предприятий, учреждений, организаций, которые не относятся к коммунальной собственности, без согласования с их собственниками местные советы не наделены. Таков вывод Госкомпредпринимательства.

Вывод Минэкономики более взвешенный: режим работы торгового объекта и заведения ресторанного хозяйства субъекты хозяйствования устанавливают

самостоятельно, а в вышеуказанных случаях, предусмотренных законодательством (т. е. когда есть прямое указание на необходимость установления режима работы исключительно по согласованию с органами местного самоуправления, как в случае торговли нефтепродуктами и алкогольными напитками), по согласованию с органами местного самоуправления.

Впрочем, вынуждены констатировать: суды за органами местного самоуправления право согласовывать режим работы объектов обслуживания населения, к сожалению, признают (в том числе на уровне ВАдСУ, о чем свидетельствует одно из его последних определений по данному вопросу — см.

определение от 18.02.10 г. по делу № К-14975/09; см. также постановление Киевского апелляционного административного суда от 09.11.10 г. по делу № 2-а-114/07).

Поскольку процедура согласования законодательством действительно не установлена, на что также обращает внимание Госкомпредпринимательства в своем

письме, на местах этот вопрос решается по-разному. Преимущественно местные советы включают условие о согласовании режима работы в форму, по которой должно составляться заявление на выдачу разрешения на размещение объектов торговли. Сама по себе необходимость его получения, как известно, также уже долгое время является предметом дискуссий. Нередко на практике решением сессии местного совета утверждается в качестве отдельного документа порядок согласования режима работы торговых объектов и заведений ресторанного хозяйства на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

На наш взгляд, автоматически на всех субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю либо предоставляющих услуги в сфере общественного питания,

распространять обязанность согласовывать режим работы с органами местного самоуправления нельзя. В то же время следует признать, что круг субъектов, на которых она возлагается, может быть определен решением местного совета. В его же компетенцию входит и установление порядка согласования. Единственное — такой порядок не может предполагать право органов местного самоуправления устанавливать режим работы для субъектов хозяйствования по своему усмотрению, поскольку процедура согласования в любом случае должна предусматривать возможность выражения субъектом хозяйствования своего волеизъявления в части желаемого режима работы.

Приемлемым с точки зрения действующего законодательства может быть вариант, когда решением местного совета устанавливаются

часы работы объектов сферы обслуживания, не требующих согласования (например, с 8.00 и до 22.00). А уже для получения возможности работы в другие часы потребуется пройти процедуру согласования с местными органами власти.

И еще один момент. Если органами местного самоуправления предусмотрена необходимость согласования режима работы объектов торговли и заведений ресторанного хозяйства, то, по нашему мнению, она

должна соответствовать требованиям Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.05 г. № 2806-IV. Такой вывод мы делаем исходя из того, что выражение органом местного самоуправления согласия на определенный режим работы должно осуществляться в определенной форме, что так или иначе будет охватываться понятием разрешительного документа. Поэтому в данном вопросе мы не разделяем позицию Госкомпредпринимательства, высказанную в данном письме, в части нераспространения требований Закона о разрешительной системе на процедуру согласования режима работы объектов торговли и заведений ресторанного хозяйства*.

* Аналогичную позицию Госкомпредпринимательства отстаивал и в письме от 09.04.10 г. № 4471.

Следует отметить, что согласование режима работы предусмотрено в связи с необходимостью обеспечения надлежащих условий жизнедеятельности населения, предупреждения вредного влияния на здоровье людей различных факторов, связанных с работой тех или иных заведений сферы обслуживания. Такое согласование в любом случае предполагает индивидуальный подход и учет пожеланий как субъекта хозяйствования, так и жителей расположенных рядом с объектом торговли либо заведением ресторанного хозяйства домов.

Какой может быть ответственность за нарушение согласованного режима работы?

Дело в том, что Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII ответственность за такие действия не предусматривает (хотя именно на него ссылается в своем письме Минэкономики). Некоторые местные советы реагируют на факты нарушения согласованного режима работы либо на деятельность без согласования режима работы путем принятия решения об отмене разрешения на размещение объекта торговли (зданий и сооружений социально-культурного, бытового либо иного назначения), чем, на наш взгляд, нарушают требования действующего законодательства.

Реальной выглядит лишь угроза привлечения должностных лиц субъекта хозяйствования к ответственности за нарушение правил торговли по ст. 155 Кодекса Украины об административных правонарушениях в виде штрафа от 17 до 170 грн.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше