КАК УКРАСИТЬ ПОМЕЩЕНИЕ К НОВОМУ ГОДУ:
праздник приближается…
Да, праздник приближается… Новый год и Рождество Христово ждут все — и дети, и взрослые. Все надеются на волшебство, на какое-то чудо, на исполнение заветных желаний. Последние годы уже стало доброй традицией украшать новогодней атрибутикой магазины, офисы, парикмахерские… И это правильно. Когда покупатель попадает в атмосферу праздника и волшебства, у него поднимается настроение, ему хочется одарить подарками всех своих родных и близких. Это приводит к росту объемов продаж, поэтому в выигрыше все — и покупатели, и продавцы. Сегодня мы поговорим о затратах субъектов хозяйствования на новогоднее украшение помещений.
Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», bn@id.factor.ua
И вот она нарядная на праздник к нам пришла…
Какой Новый год может обойтись без Деда Мороза, Снегурочки, елки и гирлянд? Сейчас уже сложно представить магазины, супермаркеты, предприятия сферы услуг без блеска елочных огней в предновогодний период. Многие субъекты идут дальше, не ограничиваясь только установкой и украшением елки. Они приглашают «живых» героев новогодней сказки — Деда Мороза, Снегурочку, Снеговика, Лошадь — символ нового 2014 года. Зачастую субъекты обходятся своими силами, наряжая в праздничный костюм одного из своих работников. Иногда они подходят к этому вопросу более основательно, приглашая профессиональных актеров.
Главный вопрос для собственника, создающего новогоднюю атмосферу в помещениях и на прилегающих территориях: можно ли включить эти затраты в налоговые расходы?
Важно! Целесообразно разграничить украшение площадей, которые посещают потенциальные покупатели и заказчики (помещения торговли и сферы услуг), и внутренних помещений субъекта (офисы, цеха и т. п.).
Торговые помещения. Здесь право на налоговые расходы не вызывает сомнений. Связь данных затрат с хозяйственной деятельностью можно доказать, так как они направлены на привлечение потенциальных покупателей. Заманивая и мотивируя покупателя зайти и сделать покупки здесь, а не у конкурента, субъект тем самым увеличивает свои объемы продаж. Это говорит о том, что такие затраты можно включить в налоговые расходы на основании п.п. «з» п.п. 138.10.3 НКУ как прочие расходы, связанные со сбытом товаров.
Подчеркнем. Сейчас расходы на новогоднее украшение торговых площадей вошли в разряд «обязательных». Они так же неизбежны, как и собственно сам Новый год. Субъекты хозяйствования вынуждены создавать атмосферу праздника, чтобы из-за серой обыденности не потерять клиентов.
Еще одно основание, которое можно использовать, чтобы обосновать налоговые расходы предприятия, — это п.п. «г» п.п. 138.10.3 НКУ. Он позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль на рекламные расходы и предпродажную подготовку товаров. Эти затраты также входят в состав расходов на сбыт.
Заметим. В этом случае не обязательно оформлять проведение мероприятия как рекламу определенного товара. Можно утверждать, что рекламируется не отдельный товар, а вся торговая точка, где осуществляется реализация товаров (услуг). Надеемся, у проверяющих не будет сомнений, если эти затраты провести под девизом «подготовка товаров к продаже в предновогодний период».
Рекламную направленность можно оправдать различными распродажами и рекламными акциями, которые очень часто проводятся в этот поистине праздничный период. Все это для того, чтобы привлечь покупателей и повысить объемы продаж, поэтому право на налоговые расходы тут не должно ставиться под сомнение.
Внутренние помещения. Здесь ситуация сложнее. Ведь здесь мы будем говорить о помещениях, которые используются исключительно работниками предприятия. Покупатели (клиенты, заказчики) такие помещения не посещают. На наш взгляд, обосновать налоговорасходность этих затрат перед проверяющими затруднительно (где связь с хоздеятельностью?).
Предостерегаем вас. Если речь идет об украшении внутренних производственных помещений, не следует списывать эти расходы на себестоимость продукции (работ, услуг). Пытаться «засунуть» их в другие расходы, аргументируя это тем, что создание благоприятной праздничной обстановки для работников приводит к повышению производительности их труда, сплочению коллектива, поддержанию корпоративного духа, тоже дело весьма рискованное.
Праздник праздником, но документальное подтверждение никто не отменял…
Понятно, что любые расходы, в том числе праздничные, можно включить в налоговые только при наличии подтверждающих документов. Чтобы понесенные затраты не выглядели разрозненно, рекомендуем назначить материально ответственное лицо (МОЛ), которое отвечает за это мероприятие. Далее МОЛ составляет смету расходов на праздничное оформление помещений и прилегающей территории. По завершении мероприятия МОЛ составляет отчет о фактически понесенных затратах и проделанной работе.
Все понесенные расходы должны быть подтверждены первичными документами: расходными накладными, фискальными кассовыми чеками, товарными чеками и т. п. Если новогоднюю атрибутику приобрело подотчетное лицо, то оно по факту выполнения поручения составляет Отчет об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет. К данному Отчету прилагаются оригиналы подтверждающих документов.
Не забываем и о «праздничном» учете
Расходы на создание новогодней сказки могут варьироваться от копеечных затрат до серьезных вложений. Тут все зависит от возможностей субъекта и, как говорится, фантазии. Ниже приведен учет наиболее распространенных расходов на эти мероприятия.
Учет расходов предприятия на новогоднее убранство
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, грн. | Налоговый учет (Р или ПС объекта ОС)(1) | |
дебет | кредит | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Матактивы, входящие в состав ОС (например, искусственная елка, костюм или фигурка Деда Мороза, дорогие гирлянды стоимостью более 2500 грн.)(2) | ||||
1. Осуществлена предоплата за искусственную елку (стоимость — 3600 грн.) | 371 | 311 | 3600,00 | — |
2. Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 600,00 | — |
3. Оприходована искусственная елка | 152 | 631 | 3000,00 | — |
4. Списана сумма налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 600,00 | — |
5. Проведен зачет задолженности с поставщиком | 631 | 371 | 3600,00 | — |
6. Установлена искусственная елка в торговом зале | 109 | 152 | 3000,00 | 3000,00 (ПС объекта ОС гр. 9) |
7. Начислена амортизация (со следующего месяца после ввода в эксплуатацию) | 93(3) | 131 | 20,00 (условно) | 20,00 (Р) |
Матактивы, относящиеся к МНМА (например, искусственная елка, костюм или фигурка Деда Мороза, электрические гирлянды стоимостью менее 2500 грн.)(4) | ||||
1. Перечислена предоплата за фигурку Деда Мороза (стоимостью 600 грн. с НДС) | 371 | 311 | 600,00 | — |
2. Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 100,00 | — |
3. Оприходована фигурка Деда Мороза | 153 | 631 | 500,00 | — |
4. Списана сумма налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 100,00 | — |
5. Проведен зачет задолженностей с поставщиком | 631 | 371 | 600,00 | — |
6. Фигурка Деда Мороза установлена в торговом зале | 112 | 153 | 500,00 | — |
7. Начислена амортизация (100 % при вводе в эксплуатацию) | 93(3) | 132 | 500,00 | 500,00 (Р) |
Матактивы, относящиеся к МБП (живая елка, елочные игрушки, «дождик», бумажные гирлянды и другие украшения, срок службы которых не превышает одного года) | ||||
1. Выданы средства под отчет для приобретения елочных игрушек | 372 | 301, 311 | 300,00 | — |
2. Оприходованы елочные игрушки | 22 | 372 | 200,00 | — |
3. Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 372 | 40,00 | — |
4. Остаток неиспользованных средств возвращен в кассу | 301 | 372 | 60,00 | — |
5. Елочные игрушки переданы для украшения торгового зала | 93(3) | 22 | 200,00 | 200,00 (Р) |
Матактивы, относящиеся к прочим запасам (конфетти, бенгальские огни, хлопушки, серпантин, мишура и т. п.) | ||||
1. Подотчетным лицом приобретена новогодняя мишура для украшения торгового зала (у неплательщика НДС) | 209 | 372 | 80,00 | — |
2. Возмещены расходы подотчетному лицу | 372 | 301, 311 | 80,00 | — |
3. Мишура передана для украшения торгового зала | 93(3) | 209 | 80,00 | 80,00 (Р) |
Оплата услуг «живого» Деда Мороза (стороннему лицу — непредпринимателю по гражданско-правовому договору) | ||||
1. Составлен акт предоставленных услуг по выступлению в торговом зале (признак дохода в ф. № 1ДФ — «102») | 93 | 685 | 800,00 | 800,00(5) (Р) |
2. Начислен ЕВС на сумму вознаграждения (800 х 34,7 %) | 93 | 657 | 277,60 | 277,60 (Р) |
3. Удержан ЕВС из суммы вознаграждения (800 х 2,6 %) | 685 | 657 | 20,80 | — |
4. Удержан НДФЛ ((800 - 20,80) х 15 %)(6) | 685 | 641 | 116,88 | — |
5. Выплачен доход физическому лицу (800 - 20,80 - 116,88) | 685 | 301, 311 | 662,32 | — |
6. Перечислен НДФЛ в бюджет | 641 | 311 | 116,88 | — |
7. Перечислены на счета органа Миндоходов суммы ЕВС (20,80 + 116,88) | 657 | 311 | 137,68 | — |
Оплата услуг «живого» Деда Мороза (физическому лицу — частному предпринимателю) | ||||
1. Перечислена предоплата за услуги (признак дохода в ф. № 1ДФ — «157») | 371 | 311 | 500,00(7) | — |
2. Подписан акт предоставленных услуг (предприниматель не зарегистрирован в качестве плательщика НДС) | 93 | 685 | 500,00 | 500,00(5) (Р) |
3. Отражен зачет задолженностей | 685 | 371 | 500,00 | — |
(1) Лишь для тех случаев, когда расходы на приобретение новогодней атрибутики признаются хозяйственными. (2) Сюда входят активы со сроком службы более одного года и стоимостью свыше 2500 грн. Для целей бухучета стоимостный критерий признания объекта ОС устанавливается в приказе об учетной политике предприятия (как правило, он составляет тот же размер, что и в налоговом учете). (3) В случае если субъект хозяйствования украшает офис, то расходы следует учитывать на счете 92. Если доступ в офис имеют только работники предприятия, сложно доказать, что эти расходы носят хозяйственный характер. Включать эти затраты в налоговые расходы небезопасно. (4) В эту группу входят активы со сроком службы более одного года, но стоимостью менее 2500 грн. В налоговом учете, как и в бухгалтерском, амортизация на эти объекты может начисляться или в первом месяце использования объекта в размере 50 % его стоимости и остальные 50 % в месяце изъятия из активов (списания с баланса), или в первом месяце использования объекта в размере 100 % его стоимости. (5) При условии оформления такого мероприятия как рекламного. (6) База обложения НДФЛ при начислении доходов в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам уменьшается на сумму ЕВС, удержанного с такого вознаграждения (абз. второй п. 164.6 НКУ). (7) Чтобы не удерживать НДФЛ и ЕВС у источника выплаты, исполнитель должен предоставить вам документы, подтверждающие его предпринимательской статус. Для ЕВС важно, чтобы соответствующий вид деятельности (93.29 «Организация других видов отдыха и развлечений», 90.03 «Индивидуальная творческая деятельность») был внесен предпринимателем в Госреестр (подробнее в статье «Документы от предпринимателя: выписка, извлечение, свидетельство в свете последних новшеств» // «БН», 2013, № 44, с. 40). |
Выводы
• Расходы на украшение торговых площадей включаются в расходы предприятия как затраты на сбыт.
• Расходы на оформление помещений, куда не доходят покупатели, включать в налоговые расходы не рекомендуем.
• Новогодняя атрибутика стоимостью более 2500 грн. и сроком службы больше года является объектом ОС. Объекты с меньшей стоимостью учитываем как МНМА.
• Недолговечные украшения — живая елка, елочные игрушки, дождик и т. п. — учитываем в составе МБП. Прочая мишура (конфетти, серпантин, хлопушки и т. п.) включается в состав прочих запасов.
• Приглашая Деда Мороза, не забудьте удержать НДФЛ и ЕВС с выплачиваемого физлицу-непредпринимателю вознаграждения. Если Дед Мороз — предприниматель, НДФЛ и ЕВС не удерживаем.
Документы и сокращения статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.
ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.
НДФЛ — налог на доходы физических лиц.
МОЛ — материально ответственное лицо.
Р — налоговые расходы.
ПС — первоначальная стоимость.
ОС — основные средства.
МНМА — малоценные необоротные материальные активы.
МБП — малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Госреестр — Государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.