Темы статей
Выбрать темы

Создание ООО: организационные и учетные моменты

Редакция БН
Статья

СОЗДАНИЕ ООО:

организационные и учетные моменты

 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) относится к наиболее популярным организационно-правовым формам юридического лица. Вместе с тем при создании ООО следует учесть ряд важных особенностей, которые могут повлиять на будущую деятельность предприятия. Об этом мы сегодня и поговорим.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

ООО — основные моменты

Порядок создания и функционирования ООО регламентируется Законом о хозобществах, ХКУ и ГКУ.

ООО считается основанное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, размер которых устанавливается уставом (ч. 1 ст. 140 ГКУ). Аналогичное определение содержится и в ст. 50 Закона о хозобществах.

Отличительным признаком ООО является то, что участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО в пределах стоимости своих вкладов (ч. 2 ст. 140 ГКУ, ст. 50 Закона о хозобществах). Иными словами, учредители ООО не отвечают своим личным имуществом по долгам ООО, как это происходит, в частности, в обществе с дополнительной ответственностью.

Участники ООО, которые не полностью внесли вклады, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости невнесенной части вклада каждого из участников (ст. 50 Закона о хозобществах).

В свою очередь, часть имущества учредителя в ООО по общему правилу не может быть использована для погашения задолженности учредителя по его личным обязательствам. Исключение составляет случай, когда учредитель не имеет иного личного имущества для удовлетворения требований кредиторов. Тогда кредиторы такого участника имеют право требовать от ООО выплаты стоимости части имущества ООО, пропорциональной части должника в уставном капитале ООО, или выделения соответствующей части имущества для обращения на него взыскания (ст. 57 Закона о хозобществах).

Учредителями ООО могут быть физические лица и юридические лица (ч. 1 ст. 114 ГКУ, ст. 3 Закона о хозобществах). При этом количество учредителей может составлять от одного до 100 лиц (ст. 50 Закона о хозобществах). В ситуации, когда количество учредителей превышает 100 лиц, ООО обязано перерегистрироваться в АО в течение одного года, в противном случае оно подлежит ликвидации в судебном порядке (ч. 1 ст. 141 ГКУ).

ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, участником которого является одно лицо. Лицо может быть участником лишь одного ООО, которое имеет одного участника (ч. 2 ст. 141 ГКУ).

В законодательстве теперь нет требований относительно минимального размера уставного капитала ООО. В то же время из определения ООО следует, что наличие уставного капитала для ООО является обязательным. В частности, в ч. 1 ст. 144 ГКУ говорится, что уставный капитал ООО определяет минимальный размер имущества общества, которое гарантирует интересы его кредиторов.

Впрочем, теоретически уставный капитал ООО может составлять и 1 грн., но следует учесть, что взносы должны быть осуществлены всеми учредителями.

Наименование ООО должно содержать наименование общества, а также слова «общество с ограниченной ответственностью» (ч. 3 ст. 140 ГКУ). Требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения утверждены приказом Минюста от 05.03.12 г. № 368/5. Наименование юридического лица не может быть тождественным наименованию другого юридического лица (ч. 5 ст. 90 ГКУ).

Если наименование не будет соответствовать действующему законодательству, госрегистратор откажет в регистрации ООО (ст. 27 Закона № 755, письмо Госрегистрационной службы Украины от 01.02.13 г. № 105-7-12-13). Узнать, есть ли предприятие с тождественным наименованием, можно через Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (http:\\irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html).

Местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета (ч. 1 ст. 93 ГКУ). Местонахождение ООО должно быть в Украине (ст. 2 Закона о хозобществах). При выборе адреса местонахождения ООО следует проверить, не относится ли он к адресам массовой регистрации*, которые являются объектом повышенного внимания контролирующих органов.

* Информацию о таких адресах можно найти на веб-сайте Миндоходов (http://minrd.gov.ua/mr/).

Высшим органом управления ООО является общее собрание участников (ст. 58 Закона о хозобществах, ч. 1 ст. 145 ГКУ).

Исполнительный орган может быть коллегиальным (дирекция) или единоличным (директор). Дирекцию возглавляет генеральный директор. Дирекция (директор) решает все вопросы деятельности ООО, за исключением тех, которые входят в исключительную компетенцию общего собрания участников. Перечень таких вопросов указан в ст. 41, 59 Закона о хозобществах, ч. 4 ст. 145 ГКУ, а также определяется в уставе ООО. Дирекция (директор) подотчетна общему собранию участников и организует выполнение их решений (ст. 62 Закона о хозобществах, ч. 2 ст. 145 ГКУ).

 

Учредительные документы

На начальном этапе создания ООО учредители проводят учредительное собрание, на котором они принимают решение об организации ООО. На практике возникает вопрос: в каком документе должно быть зафиксировано решение учредителей о создании ООО?

Учредительным документом ООО является устав (ч. 1 ст. 143 ГКУ, ст. 4 Закона о хозобществах). Вместе с тем организационные вопросы, связанные с созданием ООО и в том числе с разработкой устава, должны быть зафиксированы в отдельном документе. В нормативных актах упоминаются два таких документа:

1) договор о создании ООО, который устанавливает порядок создания ООО, условия осуществления совместной деятельности относительно создания ООО, размер уставного капитала, долю в уставном капитале каждого из участников, сроки и порядок внесения вкладов и другие условия (ст. 142 ГКУ). Он составляется в ситуации, когда ООО учреждается несколькими лицами при необходимости определения взаимоотношений между ними относительно создания общества. Согласно ч. 2 ст. 142 ГКУ этот договор не является учредительным документом и не предоставляется при госрегистрации ООО;

2) решение о создании ООО является обязательным в ситуации, когда ООО действует на основании модельного устава (ч. 10 ст. 82 ХКУ, ст. 4 Закона о хозобществах). Такое решение подписывается всеми учредителями и в нем указываются сведения о виде общества (ООО), наименовании, местонахождении, предмете и целях деятельности, составе учредителей и участников**, размере уставного капитала, размере частей каждого из участников, порядок внесения ими вкладов, а также информация об осуществлении деятельности на основе модельного устава.

** Принято считать, что учредитель ООО отличается от участника тем, что он участвует в создании ООО, в то время как участник может внести свой вклад в ООО позже. Но это разграничение весьма условно.

Принятые учредителями решения также фиксируются в протоколе учредительного собрания участников. Нормативных требований к составлению такого протокола нет. На практике в них указываются: дата и место проведения; учредители; лица, избранные председателем и секретарем собрания; повестка дня (создание ООО, определение его местонахождения, размер уставного капитала, доли каждого из учредителей, утверждение устава и избрание директора). Протокол подписывают учредители ООО.

Итак, после принятия решения о создании ООО все организационные вопросы фиксируются либо в решении, либо в договоре о создании ООО. И здесь учредители прежде всего должны решить, на основании какого устава (обычного или модельного) будет функционировать ООО.

 

Модельный устав — стоит ли выбирать?

Модельный устав ООО утвержден постановлением КМУ от 16.11.11 г. № 1182. Преимуществом Модельного устава является то, что в случае его использования учредители экономят на расходах, связанных с разработкой индивидуального устава. Между тем потратиться на разработку документов придется и в этом случае, поскольку использование Модельного устава предполагает, что все индивидуальные вопросы будут определяться в иных документах, в частности в следующих:

— решении о создании ООО (п. 3 Модельного устава);

— положении об общих собраниях, исполнительном органе, ревизионной комиссии и в других внутренних документах ООО (п.п. 4 п. 33 Модельного устава).

В числе недостатков использования Модельного устава специалисты указывают следующие:

1) жесткая регламентация организационных вопросов. В некоторых случаях это может быть неудобно. К примеру, в п. 30 Модельного устава установлено, что: «Выплата доли прибыли участникам Общества производится один раз в год по итогам календарного года в течение I квартала года, следующего за отчетным». То есть четко установлено, что ООО обязано выплатить часть прибыли в виде дивидендов по итогам года.

Вместе с тем законодательными актами не регламентируется периодичность выплаты дивидендов в ООО. Поэтому в уставе ООО может быть предусмотрена возможность выплаты дивидендов в ООО и ежеквартально (если это входит в интересы учредителей). И, наоборот, может допускаться возможность при определенных условиях принятия решения о направлении всей прибыли, скажем, в резервный фонд, а не на выплату дивидендов.

Кроме того, в законодательстве есть ряд норм, которыми предусматривается возможность указания в уставе особых положений, позволяющих в будущем избежать проблемных ситуаций между учредителями, что в модельном уставе не реализовано. Назовем некоторые из них:

— дополнительные взносы участников не влияют на размер их доли в уставном капитале, указанной в учредительных документах ООО, если иное не предусмотрено учредительными документами (ст. 51 Закона о хозобществах);

— отчуждение участником ООО своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если иное не установлено уставом ООО (ст. 53 Закона о хозобществах, ч. 2 ст. 147 ГКУ);

— доля в уставном капитале ООО переходит к наследнику физического лица или правопреемника юридического лица — участнику общества, если уставом ООО не предусмотрено, что такой переход допускается лишь при согласии других участников ООО (ч. 5 ст. 147 ГКУ);

— общее собрание участников ООО созывается не реже двух раз в год, если иное не предусмотрено учредительными документами (ст. 61 Закона о хозобществах);

— решения общего собрания принимаются простым большинством от числа присутствующих участников, если иное не установлено учредительными документами или законом (ч. 2 ст. 98 ГКУ).

Указанные моменты важно отдельно оговорить в уставе, поскольку практика показывает, что по ним возникают корпоративные споры.

Юристы также рекомендуют урегулировать в уставе вопросы, по разрешению которых в законодательстве нет прямых норм. Например, из нормативных актов не следует, имеют ли учредители ООО преимущественное право на приобретение отчуждаемой одним из учредителей его доли в ситуации, когда учредитель заключает договор мены доли (ее части) с третьим лицом или при отчуждении доли в пользу самого ООО;

2) несоответствие некоторых положений модельного устава законодательным нормам. К примеру, в п. 45 Модельного устава, регламентирующего порядок принятия решений, за которые должны проголосовать участники из более чем 50 % голосов, не от количества присутствующих на собрании, а от общего уставного количества голосов всех участников ООО, не указан случай принятия решения об изменении размера уставного капитала ООО, что противоречит нормам ч. 2 ст. 59 Закона о хозобществах.

Подытожим: учредители сами должны решить, стоит им разрабатывать отдельный устав или нет. Если было принято решение о разработке индивидуального устава, то необходимо учесть, что в нем в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения (ч. 1 ст. 143 ГКУ, ст. 51 Закона о хозобществах):

— вид общества (ООО), предмет и цели его деятельности;

— наименование и местонахождение;

— состав учредителей;

— размер и порядок создания уставного капитала, с определением доли каждого участника;

— порядок вступления в ООО и выхода из него;

— состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов;

— порядок распределения прибылей и убытков;

— размер и порядок формирования резервного фонда (заметим, что в законодательстве обязательное создание резервного фонда предусмотрено только для АО);

— порядок передачи (перехода) долей в уставном капитале ООО;

— порядок внесения изменений в учредительные документы и порядок ликвидации и реорганизации ООО;

— другие условия, не противоречащие законодательству Украины.

Отсутствие указанных сведений в уставе является основанием для отказа в госрегистрации ООО (ст. 4 Закона о хозобществах).

Заметим, что теперь в законодательстве нет обязательного требования о нотариальном удостоверении устава. Более того, устав может быть подан на регистрацию в электронной форме (ч. 1 ст. 24 Закона № 755). Вместе с тем на практике стороны во избежание лишних вопросов с контролирующими органами, как правило, удостоверяют нотариально подписи учредителей на уставе. Связано это, в частности, со следующим.

При открытии текущего счета в банке требуется копия устава, засвидетельствованная госрегистратором или нотариально (п. 3.2 Инструкции № 492). При этом нотариусы отказываются удостоверять копию устава, подписи учредителей на оригинале которого не были засвидетельствованы нотариально. Поэтому, исходя из этого, лучше все-таки подписи учредителей на уставе сразу заверить нотариально.

 

Порядок регистрации ООО

Государственная регистрация. ООО приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации (ст. 6 Закона о хозобществах, ч. 3 ст. 83 ХКУ). Порядок предоставления документов на госрегистрацию регламентируется Законом № 755.

Госрегистрация ООО проводится госрегистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации по местонахождению ООО (ч. 1 ст. 5 Закона № 755)*.

* Следует заметить, что эти требования действуют только до 01.07.13 г. После указанной даты упоминание об исполкомах и госадминистрациях будет исключено из ч. 1. ст. 5 Закона № 755. То есть госрегистрацию будут проводить госрегистраторы по местонахождению юрлица или месту проживания предпринимателя.

Документы, которые подаются госрегистратору, должны быть изложены на государственном языке (ч. 1 ст. 8 Закона № 755). То есть все документы составляются на украинском языке.

Для проведения госрегистрации ООО учредитель или уполномоченное лицо должны либо лично подать госрегистратору, либо послать поч-товым отправлением с описью вложения** такие документы (ч. 1 ст. 24 Закона № 755):

— заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица (форма 1, утвержденная приказом Минюста Украины от 14.10.11 г. № 3178/5). Регистрационная карточка заполняется машинописью или от руки печатными буквами. Если документы посылаются госрегистратору почтой, подлинность подписи заявителя на регистрационной карточке должна быть засвидетельствована нотариально (ч. 2 ст. 8 Закона № 755);

— экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально засвидетельствованную копию) решения учредителей о создании ООО (обязательно подается при использовании модельного устава);

— два экземпляра устава. Устав излагается в письменном виде, прошивается, пронумеровывается и подписывается учредителями (ч. 5 ст. 8 Закона № 755);

— документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение госрегистрации юридического лица (170 грн.);

— информацию с документами, подтверждающими структуру собственности учредителей — юридических лиц, которая дает возможность установить физических лиц — собственников существенного участия этих юридических лиц.

** В случае представления электронных документов следует подать опись, которая содержит сведения о посланных электронных документах в электронной форме. Но, заметим, что электронные уставы в силу неподготовленности нормативной базы на практике пока не распространены.

Срок государственной регистрации ООО не должен превышать три рабочих дня с даты поступления документов для проведения госрегистрации (ч. 5 ст. 25 Закона № 755).

Регистрация в органах статистики, налоговых органах, пенсионном фонде. На данный момент предприятие не несет обязанностей по самостоятельной постановке на учет в данных органах.

Так, согласно ч. 2 ст. 26 Закона № 755 основанием для взятия юридического лица на учет в указанных органах является поступление в них сведений из регистрационной карточки на проведение госрегистрации юридического лица.

Соответствующие нормы содержат и подзаконные нормативные акты названных органов (см. п. 3.1, 3.2, 3.8 Порядка № 1588, п. 2.1 — 2.4 Порядка № 21-6, Порядок № 1772, Положение № 118). Заметим также, что сейчас ООО не нужно получать справку по форме № 4-ОПП в территориальных органах Миндоходов — все необходимые сведения содержатся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Регистрация плательщиком НДС. После проведения госрегистрации ООО учредители должны принять решение, желательно ли для ООО быть плательщиком НДС. В случае принятия положительного решения в территориальный орган Миндоходов (местную ГНИ) подаются документы для проведения добровольной регистрации, в частности регистрационное заявление плательщика НДС по форме № 1-ПДВ, в котором указывается желаемая дата регистрации (см. Положение № 1394)***.

Регистрация в Фонде социальной защиты инвалидов. ООО подлежит регистрации в Фонде соцзащиты инвалидов, если у него по основному месту работают 8 и больше лиц****. В этом случае зарегистрироваться необходимо до 1 февраля года, следующего за годом создания ООО или увеличения численности работающих до 8 человек. Регистрация осуществляется в соответствии с Порядком № 70.

*** Детально вопросы добровольной регистрации плательщиками НДС рассматривались в статье «НДС-регистрация: новое Регистрационное заявление, новые правила» // «БН», 2012, № 30, с. 38.

**** См. по этому поводу статью «Отчет в Фонд инвалидов: правила заполнения и подачи» // «БН», 2013, № 7, с. 19.

 

Прочие организационные вопросы

Печать. Для функционирования ООО необходимо изготовить печать. Заметим, что сейчас разрешение органов МВД на изготовление печати и штампов получать не нужно (см. по этому поводу письмо Госпредпринимательства от 02.03.11 г. № 2276).

Открытие счета в банке. После избрания обслуживающего банка предприятие подает документы на открытие текущего счета, предусмотренные п. 3.2 Инструкции № 492.

Оформление наличных операций. В ситуации, когда ООО планирует принимать наличность, ему необходимо установить лимит кассы*. В противном случае лимит кассы будет считаться нулевым (п. 5.8 Положения № 637). Установление лимита кассы оформляется такими документами:

— Расчетом установления лимита остатка наличности в кассе (приложение 8 к Положению № 637), который подписывается главным (старшим) бухгалтером и руководителем ООО (или уполномоченным им лицом);

— внутренними приказами (распоряжениями) ООО.

* См. Тему недели «Касса подразделения предприятия» // «БН», 2012, № 42, с. 36, а также ответы на вопросы: «Что нужно знать о лимите кассы» // «БН», 2010, № 33, с. 26.

В п. 5.4 Положения № 637 предусмотрена возможность установить лимит кассы в сумме 170 грн. независимо от кассовых оборотов. Этим могут воспользоваться и вновь созданные ООО. Согласовывать установленный лимит с обслуживающим банком сейчас не нужно.

Если ООО планирует принимать наличность в кассу за реализованные товары, работы, услуги или осуществлять расчеты с использованием банковских платежных карточек, оно должно зарегистрировать для этих целей регистратор расчетных операций (РРО)**. Исключения касаемо возможности неприменения РРО предусмотрены в ст. 9, 10 Закона о РРО. Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги) утвержден приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

** См. Тему недели «РРО для начинающих» // «БН», 2010, № 47, с. 37, консультацию «Применение РРО: подборка консультаций из ЕБНЗ» // «БН», 2012, № 51, с. 41.

Кроме того, принимая наличность от покупателей и заказчиков, в некоторых случаях нужно обеспечить возможность проведения расчетов с помощью электронных платежных средств — установить платежные терминалы***.

*** См. статью «Оплата за товары через платежные терминалы: организационные и учетные моменты» // «БН», 2012, № 32, с. 24, комментарий «Платежные терминалы: Нацбанк и Минэкономики четко не говорят, кто их обязан применять» // «БН», 2013, № 16, с. 9.

Лицензии. При осуществлении видов деятельности, указанных в Законе о лицензировании, ООО должно получить соответствующую лицензию.

Патент. ООО должно получить патент при осуществлении видов деятельности, указанных в ст. 267 НКУ, в частности при осуществлении торговой деятельности и оказании бытовых услуг.

Разрешение пожарных. В соответствии со ст. 10 Закона № 3745 начало работы новообразованных предприятий, аренда любых помещений осуществляются после выдачи соответствующего разрешения органом госпожарного надзора, кроме случаев совершения определенных действий или видов хозяйственной деятельности на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства.

Разрешение выдается территориальными органами госинспекции по техногенной безопасности бесплатно в соответствии с Порядком № 150. Новосозданные предприятия могут начать работу по декларативному принципу путем предоставления соответствующей декларации по форме, указанной в приложении 3 к Порядку № 150.

Организация бухгалтерского учета. Согласно ч. 4, 5 ст. 8 Закона о бухучете для обеспечения ведения бухгалтерского учета ООО должно избрать форму его организации**** и ведения; установить учетную политику*****; разработать систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций; определить права работников на подписание бухгалтерских документов; утвердить правила документооборота.

**** См. консультацию «Директор и бухгалтер в одном лице» // «БН», 2011, № 12, с. 46, статью «Если штатного бухгалтера нет: кто подписывает отчетность и несет ответственность» // «БН», 2010, № 11, с. 33.

***** По поводу установления учетной политики см. статью «Учетная политика-2013: актуальные вопросы» // «БН», 2013, № 1, с. 22.

Разумеется, необходимо надлежащим образом оформить трудовые взаимоотношения с бухгалтером и иными лицами.

 

Взносы учредителей

Вопросы внесения взносов в уставный капитал подробно рассматривались в статье «Формирование уставного капитала ООО» // «БН», 2011, № 44, с. 39, поэтому сейчас мы обратим внимание лишь на такой нюанс.

На данный момент в законодательстве отсутствуют требования касательно обязательного внесения взносов в ООО учредителями в определенном размере до момента регистрации (эти требования были предусмотрены до 07.06.11 г. в ст. 52 Закона о хозобществах). Поэтому учредители имеют полное право внести взносы после регистрации ООО. Мы рекомендуем поступать именно так.

Дело в том, что при внесении взносов до момента регистрации возникают проблемы, связанные с оформлением документов. Прозрачной является только процедура внесения денежных средств в банк. В этом случае банк открывает текущий счет для формирования уставного капитала (п. 4.2 Инструкции № 492).

А вот что касается имущественных взносов, то не вполне понятно, кто имеет право на подписание соответствующих документов о передаче со стороны еще не образованного ООО. Остается либо решением общего собрания учредителей уполномочить лицо, которое будет подписывать документы за всех учредителей, либо подписывать документы всеми учредителями. Оба эти варианта не идеальны и требуют после проведения регистрации ООО оформления отдельного документа, в котором были бы одобрены действия уполномоченного лица по принятию взносов в уставный капитал ООО согласно ст. 84 ХКУ и ст. 8 Закона о хозобществах.

Поэтому во избежание излишней документальной волокиты удобнее вносить взносы уже после регистрации ООО. Тогда соответствующие документы от имени ООО сможет подписать уполномоченное лицо (в частности, директор).

Что же касается налогового учета операций по внесению имущества в уставный капитал ООО, то последняя позиция налоговиков состоит в следующем*. Они признают право на начисление амортизации по необоротным активам, внесенным в уставный капитал, в силу прямой нормы п.п. 146.17.2 НКУ. А при внесении товарно-материальных ценностей (ТМЦ) налоговики не позволяют учесть такие ТМЦ в составе налоговых расходов, рассматривая их исключительно как прямую инвестицию (консультация в разделе 110.19 ЕБНЗ). Стоит заметить, что аналогичной позиции они придерживались еще в «докодексные» времена. Мы с таким подходом не согласны, поскольку здесь имеет место операция приобретения ТМЦ в обмен на корпоративные права, поэтому ООО имеет право учесть такие взносы в налоговом учете. Совсем недавно налоговики тоже соглашались с этим выводом в Обобщающей налоговой консультации относительно учета товарно-материальных ценностей и ценных бумаг, внесенных в уставный фонд плательщика налога, утвержденной приказом ГНСУ от 05.07.12 г. № 573. Однако приказом ГНСУ от 21.12.12 г. № 1160 указанная консультация была отозвана.

* Рекомендуем также ознакомиться со статьей «Операции с долей в уставном капитале ООО: налоговые последствия» // «БН», 2013, № 22, с. 14.

Поэтому не исключены проблемы с контролерами по этому вопросу. Чтобы их избежать, можно заменить имущественный взнос на денежный, а потом приобрести за эти денежные средства ТМЦ у учредителя.

Что касается инвестора, то на данный момент налоговики предписывают ему не включать переданные в уставный капитал ТМЦ ни в доходы, ни в расходы, считая их не использованными в хозяйственной деятельности (разъяснение в разделе 110.06.07 ЕБНЗ). Мы с изложенным также не согласны, так как получение корпоративных прав в обмен на внесенные ТМЦ вполне вписывается в хозяйственную деятельность. Подробнее о порядке учета взносов в уставный капитал ООО можно узнать из статьи «Операции с долей в уставном капитале ООО: налоговые последствия» // «БН», 2013, № 22, с. 14.

 

Учет расходов, понесенных до регистрации ООО

Ряд организационных расходов учредители несут до момента регистрации. В частности, к ним могут относиться расходы на подготовку устава, оплату услуг нотариуса по заверению подписей учредителей на уставе, консультационных услуг. Понятно, что документы на оплату таких расходов выписываются на оплатившее их лицо (как правило, это один из учредителей).

Между тем не вызывает сомнения, что такие расходы прямо связаны с созданием ООО, и поэтому после регистрации общества учредитель вправе рассчитывать на их компенсацию.

Мы считаем, что «дорегистрационные» расходы могут быть включены в состав административных расходов, в том числе и в налоговом учете, как организационные расходы (абз. «а» п.п. 138.10.2 НКУ). Однако суммы НДС в части указанных расходов в налоговый кредит по НДС не попадут, поскольку на момент их оплаты ООО еще не являлось плательщиком НДС. В то же время их можно отнести на расходы. Разумеется, все понесенные расходы должны быть подтверждены надлежащими документами.

Во избежание проблем с контролирующими органами крайне желательно применительно к дорегистрационным расходам соблюсти требования, изложенные в ст. 8 Закона о хозобществах и ст. 84 ХКУ. В соответствии с указанными нормами сделки, заключенные от имени общества до момента регистрации, признаются заключенными с обществом только при условии их последующего одобрения обществом. Сделки, заключенные учредителями до момента регистрации общества и в дальнейшем не одобренные обществом, влекут за собой правовые последствия лишь для учредителей.

Исходя из этого, необходимо оформить документ, из которого будет следовать, что ООО одобряет понесенные учредителями расходы. Таким документом может выступать, например, решение общего собрания учредителя, в котором будут перечислены конкретные расходы, понесенные учредителями, и сделан вывод касательно их одобрения ООО.

В учете ООО расходы на создание предприятия отразятся, как показано в таблице ниже.

На этом мы заканчиваем разговор о создании ООО. Но поскольку эта тема многогранна, если появятся вопросы — пишите, ответим.

 

Учет расходов, понесенных до госрегистрации ООО

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1. Одобрены ООО расходы, понесенные учредителем Петровым О.В., связанные с регистрацией общества

92

685

2000

2000

2. Компенсированы Петрову О.В. понесенные расходы

685

301

2000

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

Закон о хозобществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон № 3745 — Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-ХII.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом МФУ от 09.12.11 г. № 1588.

Порядок № 21-6 — Порядок взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-6.

Порядок № 70 — Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые используют наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.07 г. № 70.

Порядок № 150 — Порядок выдачи государственной инспекцией техногенной безопасности разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.01 г. № 150.

Положение № 118 — Положение о едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, утвержденное постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 118.

Положение № 1394 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом МФУ от 07.11.11 г. № 1394.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

Порядок № 1772 — Порядок взаимного обмена информацией из реестров Государственной регистрационной службы Украины и Государственной службы статистики Украины, утвержденный приказом Минюста, Госстата от 30.11.12 г. № 1772/5/492.

Инструкция № 492 — Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещена на сайте Миндоходов: http://minrd.gov.ua/ebpz/

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше