КОЛЕСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА:
установлены правила эксплуатации
Приказ Министерства инфраструктуры Украины от 26.07.13 г. № 550
«Об утверждении Правил эксплуатации колесных транспортных средств»
Мининфраструктуры утвердило глобальный «труд» — Правила эксплуатации колесных транспортных средств (далее — Правила). Ими определено, как должно быть организовано содержание колесных транспортных средств (далее — КТС) категорий M, N, O (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили и прицепы) на протяжении эксплуатационного жизненного цикла автомобиля.
Важно. Соблюдать эти Правила должны все субъекты хозяйствования (т. е. и юридические лица, и предприниматели) , организующие или выполняющие работы в сфере технической эксплуатации КТС, т. е. осуществляющие операции по приобретению-продаже, содержанию или передаче на утилизацию автомобилей.
Эти Правила можно расценивать как детальный порядок действий на каждом этапе использования КТС — от приобретения до передачи на утилизацию. Здесь имеются предписания на любой случай, в том числе на случай установки на КТС информационных и телекоммуникационных систем.
Обратим внимание на некоторые требования Правил.
1. Приобретение. В соответствии с п. 3 раздела ІІ Правил при приобретении нового КТС покупатель должен завести дело на приобретенный автомобиль, которое находится у него на протяжении эксплуатации КТС, а в случае продажи такого авто другому лицу по требованию покупателя передается ему вместе с КТС. В этом деле хранится вся документация на такой автомобиль.
2. Эксплуатация. Установлены требования по созданию «крупными» перевозчиками технического отдела для решения вопросов технического обслуживания и ремонта КТС (примерные вопросы технического отдела приведены в приложении 1 к Правилам, примерные требования к технологической документации — в приложении 2 к Правилам).
Также перевозчик должен, среди прочего, организовывать профессиональную учебу работников, связанных с обеспечением активной, пассивной, общей и экологической безопасности КТС (п. 8 разд. ІІІ Правил).
3. Допуск КТС к движению. В рейс допускаются только технически исправные КТС, на которых перевозчиком установлена пломба на приборах контроля за режимом работы и отдыха водителя или контрольные наклейки на путях доступа к показаниям одометра и спидометра, без разрушения которых невозможно вмешаться в работу этих приборов. Если на этих приборах невозможно или нецелесообразно устанавливать пломбы или указанные наклейки — опломбируют или устанавливают наклейки на разъем OBD.
4. Использование. Субъект хозяйствования должен надлежащим образом вести учет расходов, понесенных при использовании КТС. В частности, перед началом и в процессе эксплуатации КТС перевозчик должен вести журналы учета КТС и их частей, учета эксплуатационных жидкостей и запасных частей (примерные формы таких журналов приведены в приложениях к Правилам). Эти регистры можно вести в электронном виде.
5. Техническое обслуживание и ремонт. Правилами определен примерный перечень мероприятий по осуществлению сезонного технического осмотра КТС (приложение 7 к Правилам). Наличие такого примерного перечня может помочь субъекту хозяйствования при обосновании законности отнесения в налоговые расходов на осуществление того или иного мероприятия при проведении технического обслуживания.
Кроме того, в Правилах приведен перечень случаев, когда субъект хозяйствования должен осуществлять текущий или капитальный ремонт.
6. Хранение. Если КТС не привлекается к работе по различным причинам, субъект хозяйствования должен обеспечить хранение таких агрегатов. При этом операции, которые выполняются для обеспечения хранения КТС, и расходы соответствующих материалов относят соответственно к операциям и расходам по техническому обслуживанию.
7. Утилизация. Поскольку недавно на законодательном уровне был введен порядок утилизации КТС, в этих Правилах также содержится детальный порядок подготовки автомобилей к утилизации. Операции по подготовке к утилизации относят к операциям по техническому обслуживанию КТС, поэтому в налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходы на выполнение таких работ можно смело включать в расходы периода, в котором они были понесены.
Комментируемый приказ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования (на момент подготовки номера не опубликован).
Сергей ДЕЦЮРА