Темы статей
Выбрать темы

Как бизнесу легче дышать: проверочные сокращения уже в силе

Верховная Рада Украины, Жиленко Екатерина
Закон Украины от 22.07.14 г. № 1600-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования»

Приятные новости прямо наступают на пятки друг другу.

В «БН», 2014, № 32, с. 8 мы говорили, что в течение августа — декабря 2014 года все контролирующие органы, кроме Госфискальной службы (налоговиков), могут проверять предприятия, учреждения, организации и физлиц-предпринимателей только с разрешения КМУ или по собственному желанию (заявке) хозсубъекта.

Сегодня законодатели добрались, в том числе, и до проверок налоговиков. Их снова пытаются впихнуть в «единые» проверочные правила. Но налоговики «не капитулировали», когда появился сам Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-VII (далее — Закон № 877). Вероятно, будут пытаться «уклониться» и в этот раз. Но это, как говорится, время покажет. Мы же сейчас предлагаем детальнее разобраться в сути изменений. Поговорить действительно есть о чем.

Итак, как вы уже поняли из названия, комментируемый Закон — это очередная попытка ограничить вмешательство контролирующих органов в жизнь субъектов хозяйствования. И главным образом — через сокращение количества проверок.

Давайте остановимся на каждой правке.

1. «Меня это не касается». Законодатели снова сузили круг исключений, на которые не распространяется действие Закона № 877. «Выжили»: валютный контроль, таможенный контроль на границе, государственный экспортный контроль, контроль за соблюдением бюджетного законодательства, банковский надзор, госконтроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, госнадзор за соблюдением требований ядерной безопасности, госнадзор (контроль) в области гражданской авиации, проведение оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия.

Важный вопрос: выпадают ли из-под действия Закона № 877 проверки налоговиков? Ведь прямого упоминания о них (как это было раньше) в списке исключений уже нет. Из полномочий фискалов здесь остались только таможенный контроль, частично валютный и экспортный контроль.

Замысел законодателя понятен — налоговики должны быть «под колпаком» Закона № 877. То есть их проверочная деятельность должна быть построена на нормах Закона № 877. Соответственно, мы можем требовать соблюдения этих норм.

Но история уже знает благополучный «уход» налоговиков от Закона № 877. И, к слову, не только их.

Плюс законодатель не потрудился подправить НКУ в проверочной части. И, заметим, напрасно.

Поэтому, как представляется, приобщение налоговиков к правилам Закона № 877 снова будет проходить крайне тяжело.

2. «Гуртом і батька легше бити». Если вы попали в календарный или годовой план одновременно нескольких контролирующих органов (КО), тогда такие контролеры будут проверять вас комплексно. В этом случае по отдельности одного хозсубъекта проверять они не могут.

Обратите внимание! Комплексные проверки могут быть только плановыми. Основание для их проведения — план комплексных плановых мероприятий госконтроля.

Разрабатывает такой комплексный план для всех КО центральный орган исполнительной власти, реализующий госполитику в сфере развития предпринимательства — Госслужба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства (в простонародье — Госпредпринимательства). Срок — не позднее, чем за 10 дней до начала соответствующего планового периода. Ей в помощь КМУ утвердит соответствующий порядок.

Важно! КО не могут проверять хозсубъектов по одному и тому же вопросу. Даже комплексно.

Интересная норма появилась в ч. 1 ст. 5 Закона № 877: «В течение одного года более одного планового мероприятия государственного надзора (контроля) в отношении одного субъекта хозяйствования не допускается».

Исходя из контекста ч. 1 ст. 5 Закона № 877 понимать это ограничение можно:

• и так, что в течение одного года хозсубъект не может планово проверять несколько раз один и тот же КО. В таком случае разные КО могут включить вас в свои планы на разные кварталы одного года. Соответственно: попали в квартальный план нескольких КО — они проверят вас комплексно, не попали — ничто не мешает им проверять вас по отдельности;

• и так, что в течение одного года хозсубъекта вообще планово могут посетить только один раз: или один КО или сразу несколько КО (комплексно).

В пояснительной записке к законопроекту № 0973 говорится о запрете на проведение плановых проверок в течение календарного года разными КО. Кроме того изначально это ограничение предлагалось в контексте поощрения комплексных проверок (сравнительная таблица ко второму чтению*).

* Все это вы можете найти здесь http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=45121.

Но на победу второго (либерального) варианта ставить пока рано. В этой ситуации все точки над «і» расставило бы разъяснение того же Госпредпринимательства.

К слову, в Законе № 877 прописали полномочия Госпредпринимательства (ст. 91). Кроме того, что этот орган составляет комплексный план, он еще и проверяет проверяющих — КО, которые проверяют хозсубъектов. И по результатам таких проверок контролеров могут оштрафовать.

3. Штрафами по проверяющим и не только! Должностных лиц КО теперь ждет административная ответственность (штраф 850 — 1700 грн., а за повторное нарушение в течение года — 1700 — 2250 грн.) за:

• нарушение порядка проведения проверки (нарушение сроков проверок, периодичности проведения плановых мероприятий, проведение их без письменного уведомление и пр.) — ст. 16621 КоАП;

• невыполнение законных требований Госпредпринимательства — ст. 18845 КоАП.

Осторожно! За последнее нарушение могут оштрафовать и должностных лиц проверяемых хозсубъектов, если те будут препятствовать проведению проверки представителями Госпредпринимательства или не подадут им требуемые документы о проведении проверок контролирующих органов.

4. «Все идет по плану». В ч. 1 ст. 5 Закона № 877 четко прописали, что план проверок на следующий период (квартал/год) соответствующий КО должен публиковать на своем официальном сайте не позднее, чем за 10 дней до начала такого планового периода. В плане должны быть указаны конкретные календарные даты начала проверки и сроки ее проведения.

5. Подпись «Инкогнито». Проверки по анонимным и прочим необоснованным заявлениям запрещены. Так, основанием для внеплановой проверки является обос­нованное обращение физлица о нарушении хозсубъектом законных интересов такого физлица.

Обратите внимание: во-первых, пожаловаться могут только физлица, юрлица — нет. Основание для такой жалобы — нарушение законных интересов «ябеды», а не требований законодательства. Так что, если в заявлении не описано ущемление прав физлица, которое его подает, такая «бумажка» не является основанием для проведения внеплановой проверки.

Вернемся к обоснованности обращения. Физлица, которые подали безосновательное обращение, будут отвечать по закону (ч. 1 ст. 6 Закона № 877).

6. «Мы в ответе за тех … кому навредили». Отвечать придется и должностным лицам КО за ущерб, причиненный физлицу или юрлицу незаконным решением, действием или бездействием такого должностного лица. Причем независимо от наличия его вины. Схема такова: ущерб возмещается за счет соответствующего бюджета, который финансирует ответственный КО. А затем в порядке регресса (обратного требования) должностное лицо отвечает в размере возмещенного ущерба.

7. «Не твое — не трогай». В Законе № 877 четко прописали: во время проведения мероприятий госнадзора (контроля) КО не могут изымать у субъектов хозяйствования оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры, их части. Исключение составляют случаи, преду­смотренные уголовным процессуальным законодательством.

8. Суд — всему голова. Теперь приостановить производство (изготовление) или реализацию продукции, исполнение работ, предоставление услуг можно исключительно по решению суда (по инициативе КО).

А как же возобновить приостановленную деятельность? Все вернется на круги своя с того момента, как КО, который инициировал приостановление, получит от «провинившегося» хозсубъекта уведомление об устранении всех определенных судом нарушений.

Комментируемый Закон вступил в силу с 17.08.14 г.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше