В комментируемом письме налоговики уделили внимание работе предприятий из зоны АТО.
«Запоздалая» отчетность. Все еще остро стоит проблема со своевременной подачей отчетности, в том числе налоговой, в зоне АТО*. В этом вопросе налоговики сослались на уже знакомое нам с вами письмо Миндоходов от 07.07.14 г. № 16042/7/99-99-19-03-02-17 («БН», 2014, № 29, с. 6). А потому сделали вполне ожидаемые выводы: есть все основания квалифицировать положение дел в зоне АТО как обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), которые освобождают физлиц или должностных лиц предприятий от ответственности за невыполнение «налоговых» обязанностей. Документальным подтверждением форс-мажора является сертификат Торгово-промышленной палаты** и заявление о переносе предельных сроков подачи налоговой отчетности (п. 102.6 НКУ).
* К слову, налоговые органы переехали с неконтролируемых территорий Донецкой и Луганской областей в населенные пункты, где органы госвласти осуществляют свои полномочия в полном объеме (см. с. 11 прошлого номера).
** Как получить сертификат ТПП — читайте в «БН», 2014, № 38, с. 31.
Учет ущерба. Не менее острая проблема — разрушения, которые бизнесу нанесли (и продолжают наносить) активные боевые действия: порча и потеря сырья, готовой продукции и необоротных активов.
Налоговики отметили: действующим законодательством не установлен отдельный порядок определения расходов в связи с проведением АТО на территории Донецкой и Луганской областей. А значит, оценивать и учитывать причиненный ущерб нужно по общим правилам.
Подробно об этом вы можете прочесть в статье «Пожар, наводнение, чрезвычайные ситуации: отражаем последствия в учете» // «БН», 2013, № 29, с. 22. И пусть вас не пугает акцент на чрезвычайных ситуациях (ЧС) техногенного и природного характера. Учет последствий ЧС военного характера аналогичен. Здесь заметим лишь, что на основании результатов проведенной инвентаризации (п.п. «е» п. 3 Инструкции № 69***) предприятие оценивает ущерб от повреждения имущества. Мы считаем, что использовать для указанных целей нормы Порядка № 116****, которые предусматривают привлечение независимого эксперта, не обязательно. Ведь этот документ был разработан во исполнение распоряжения Президента Украины «О мерах по активизации борьбы с коррупцией и организованной преступностью» от 10.02.95 г. № 35, а причины порчи имущества вследствие АТО имеют иной характер. Поэтому ссылка налоговиков в комментируемом письме на этот документ ни к чему не обязывает.
*** Инструкция об инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69. К слову, аналогичное требование есть и в новом Положении об инвентаризации активов и обязательств, утвержденном приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 («БН», 2014, № 47, с. 4).
**** Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.96 г. № 116.
Что касается налогового учета, то здесь фискалы достаточно немногословны и категоричны. Они вспомнили лишь о п. 140.3 НКУ, который запрещает включать в налоговые расходы суммы фактических потерь товаров (кроме потерь в пределах норм естественной убыли). Более того, скорее всего налоговики потребуют начислить налоговые обязательства по НДС по тем «потерянным» товарам, которые были куплены с НДС (и соответственно был отражен налоговый кредит), поскольку их использовали не в хозяйственной деятельности (п. 198.5 НКУ).
Даже если и так, то пропадут только товары. А что касается стоимости испорченных основных средств (ОС), то ее можно «вписать» в расходы. Так, если по независящим от налогоплательщика обстоятельствам ОС (их часть) разрушены, похищены или подлежат ликвидации, или налогоплательщик вынужден отказаться от их использования в связи с угрозой разрушения/ликвидации ОС, то в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, можно увеличить расходы на сумму амортизируемой стоимости ликвидируемых ОС за вычетом сумм накопленной амортизации отдельного объекта ОС (п. 146.16 НКУ). С НДС возиться не придется, ведь ликвидация ОС в связи с их разрушением/уничтожением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы не является поставкой (п.п. 14.1.191 и п. 189.9 НКУ).
Бухгалтерский и налоговый учет ликвидации полностью разрушенной части объекта ОС
и реконструкции его сохранившейся части
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | Списана остаточная стоимость разрушенной части объекта (70000 грн.) | 976 | 103 | 70000 | — | 70000 |
2 | Списана сумма начисленного износа (160000 грн.) | 131 | 103 | 160000 | — | — |
3 | Отражены расходы на разборку, демонтаж разрушенной части объекта (15600 грн., в том числе НДС — 2600 грн.) | 976 | 63, 68 | 13000 | — | 13000 |
641 | 63, 68 | 2600 | — | — | ||
63, 68 | 311 | 15600 | — | — | ||
4 | Оприходованы материалы, полученные при ликвидации части объекта, стоимость которых определена в 4000 грн. | 209 | 746 | 4000 | 4000 | — |
5 | Отражены расходы на восстановление и реконструкцию части здания — 410000 грн. без НДС, НДС — 70000 грн. (со стоимости работ — 350000 грн.) | 15 | 20, 66, 65, 63, 68 | 410000 | — | — |
641 | 63, 68 | 70000 | — | — | ||
6 | Расходы по восстановлению части здания отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта (достроенная часть введена в эксплуатацию) | 103 | 15 | 410000 | — | —* |
* В бухгалтерском и налоговом учете (если 10 % «ремонтный» лимит уже исчерпан) расходы на достройку и восстановление объекта относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта ОС и подлежат амортизации. |