Темы статей
Выбрать темы

В помощь предприятиям из зоны АТО: отчетность и учет потерь

Министерство доходов и сборов Украины
Письмо Межрегионального ГУ Миндоходов от 07.10.14 г. № 18208/10/28-10-06-2-11

В комментируемом письме налоговики уделили внимание работе предприятий из зоны АТО.

«Запоздалая» отчетность. Все еще остро стоит проблема со свое­временной подачей отчетности, в том числе налоговой, в зоне АТО*. В этом вопросе налоговики сослались на уже знакомое нам с вами письмо Миндоходов от 07.07.14 г. № 16042/7/99-99-19-03-02-17 («БН», 2014, № 29, с. 6). А потому сделали вполне ожидаемые выводы: есть все основания квалифицировать положение дел в зоне АТО как обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), которые освобождают физлиц или должностных лиц предприятий от ответственности за невыполнение «налоговых» обязанностей. Документальным подтверждением форс-мажора является сертификат Торгово-промышленной палаты** и заявление о переносе предельных сроков подачи налоговой отчетности (п. 102.6 НКУ).

* К слову, налоговые органы переехали с неконтролируемых территорий Донецкой и Луганской областей в населенные пункты, где органы госвласти осуществляют свои полномочия в полном объеме (см. с. 11 прошлого номера).

** Как получить сертификат ТПП — читайте в «БН», 2014, № 38, с. 31.

Учет ущерба. Не менее острая проблема — разрушения, которые бизнесу нанесли (и продолжают наносить) активные боевые действия: порча и потеря сырья, готовой продукции и необоротных активов.

Налоговики отметили: действующим законодательством не установлен отдельный порядок определения расходов в связи с проведением АТО на территории Донецкой и Луганской областей. А значит, оценивать и учитывать причиненный ущерб нужно по общим правилам.

Подробно об этом вы можете прочесть в статье «Пожар, наводнение, чрезвычайные ситуации: отражаем последствия в учете» // «БН», 2013, № 29, с. 22. И пусть вас не пугает акцент на чрезвычайных ситуациях (ЧС) техногенного и природного характера. Учет последствий ЧС военного характера аналогичен. Здесь заметим лишь, что на основании результатов проведенной инвентаризации (п.п. «е» п. 3 Инструкции № 69***) предприятие оценивает ущерб от повреждения имущества. Мы считаем, что использовать для указанных целей нормы Порядка № 116****, которые предусматривают привлечение независимого эксперта, не обязательно. Ведь этот документ был разработан во исполнение распоряжения Президента Украины «О мерах по активизации борьбы с коррупцией и организованной преступностью» от 10.02.95 г. № 35, а причины порчи имущества вследствие АТО имеют иной характер. Поэтому ссылка налоговиков в комментируемом письме на этот документ ни к чему не обязывает.

*** Инструкция об инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69. К слову, аналогичное требование есть и в новом Положении об инвентаризации активов и обязательств, утвержденном приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 («БН», 2014, № 47, с. 4).

**** Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.96 г. № 116.

Что касается налогового учета, то здесь фискалы достаточно немногословны и категоричны. Они вспомнили лишь о п. 140.3 НКУ, который запрещает включать в налоговые расходы суммы фактических потерь товаров (кроме потерь в пределах норм естественной убыли). Более того, скорее всего налоговики потребуют начислить налоговые обязательства по НДС по тем «потерянным» товарам, которые были куплены с НДС (и соответственно был отражен налоговый кредит), поскольку их использовали не в хозяйственной деятельности (п. 198.5 НКУ).

Даже если и так, то пропадут только товары. А что касается стоимости испорченных основных средств (ОС), то ее можно «вписать» в расходы. Так, если по независящим от налогоплательщика обстоятельствам ОС (их часть) разрушены, похищены или подлежат ликвидации, или налогоплательщик вынужден отказаться от их использования в связи с угрозой разрушения/ликвидации ОС, то в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, можно увеличить расходы на сумму амортизируемой стоимости ликвидируемых ОС за вычетом сумм накопленной амортизации отдельного объекта ОС (п. 146.16 НКУ). С НДС возиться не придется, ведь ликвидация ОС в связи с их разрушением/уничтожением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы не является поставкой (п.п. 14.1.191 и п. 189.9 НКУ).

 

img 1

 

Бухгалтерский и налоговый учет ликвидации полностью разрушенной части объекта ОС
 и реконструкции его сохранившейся части

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Списана остаточная стоимость разрушенной части объекта (70000 грн.)

976

103

70000

70000
(прочие расходы — пп. 146.16, 138.12.1 НКУ стр. 06.4.18 приложения ІВ)

2

Списана сумма начисленного износа (160000 грн.)

131

103

160000

3

Отражены расходы на разборку, демонтаж разрушенной части объекта (15600 грн., в том числе НДС — 2600 грн.)

976

63, 68

13000

13000
(прочие расходы —п. 144.2, п.п. 138.12.1 НКУ, стр. 06.4.43 приложения ІВ)

641

63, 68

2600

63, 68

311

15600

4

Оприходованы материалы, полученные при ликвидации части объекта, стоимость которых определена в 4000 грн.

209

746

4000

4000
(прочие доходы — п.п. 135.5.15 НКУ, стр. 03.30 приложения ІД)

5

Отражены расходы на восстановление и реконструкцию части здания — 410000 грн. без НДС, НДС — 70000 грн. (со стоимости работ — 350000 грн.)

15

20, 66, 65, 63, 68

410000

641

63, 68

70000

6

Расходы по восстановлению части здания отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта (достроенная часть введена в эксплуатацию)

103

15

410000

—*

* В бухгалтерском и налоговом учете (если 10 % «ремонтный» лимит уже исчерпан) расходы на достройку и восстановление объекта относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта ОС и подлежат амортизации.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше