Темы статей
Выбрать темы

Цыплят по осени считают, а льготы — ежеквартально!

ДЕЦЮРА СЕРГЕЙ
Кто пользуется льготами в налогообложении, тот обязательно сталкивается с подачей Отчета о суммах налоговых льгот. Правила заполнения данного отчета всем давно известны. Поэтому субъекты хозяйствования обычно легко с ним справляются. Но из-за постоянного усовершенствования налогового законодательства правила подачи этого отчета также могут вызывать вопросы. Дадим ниже ответы на некоторые из них.

Вопрос

Ответ

В II квартале 2014 года предприятие предоставило благотворительную помощь. Показывать ли такую помощь в Отчете о льготах за II квартал 2014 года, если декларацию по налогу на прибыль такое предприятие подает только раз в году?

Относительно «годовой» подачи Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия (далее — декларация) вопросов нет. Отчитываемся один раз — за год, без подачи внутригодовых деклараций (по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев). Заставить нас отчитаться посреди года может:

• переход на единый налог;

• получение прибыли в I квартале 2014 года плательщиком, у которого 2013 год был убыточным либо «нулевым» и который налоговые обязательства не начислял и не имел базового показателя для определения авансовых взносов в следующем году, но получил доход (стр. 1 декларации) более 10 млн грн.;

• плательщик авансовых взносов по результатам I квартала 2014 года не получил прибыль или получил убыток.

О таких обстоятельствах в вопросе речь не идет, поэтому предприятие посреди года декларацию не подает, а ждет окончания года.

Отчет о суммах налоговых льгот (далее — Отчет о льготах) подается за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев по месту его регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода. Об этом идет речь в п. 3 Порядка № 1233*.

Подача этого Отчета никоим образом не связана с периодичностью подачи декларации. Поэтому на первый взгляд кажется, что Отчет о льготах плательщики налога на прибыль подают поквартально нарастающим итогом — независимо от того, как они подают декларацию (раз в году или ежеквартально).

В то же время не все так просто, как кажется сначала. Дело в том, что определить сумму льготы по налогу на прибыль можно только по итогам отчетного года, когда будет составлено приложение ПЗ к декларации. До этого момента у такого плательщика нет недопоступления в бюджет налога на прибыль, а следовательно, нет льготы в понимании ст. 30 НКУ и Порядка № 1233.

А поскольку фактически до подачи годовой декларации плательщик льготами по налогу на прибыль не пользуется, то и необходимости ежеквартально подавать Отчет о льготах у него нет. С этим соглашаются и налоговики в консультации, размещенной в категории 102.30.01 ЗIР Миндоходов.

Важно! Этот вывод справедлив только для ситуации, когда плательщик налога пользуется исключительно льготами по налогу на прибыль. Если же он использует льготы и по другим налогам и сборам, то Отчет о льготах следует подавать ежеквартально. В то же время отражать льготу по налогу на прибыль в нем не нужно. Все данные будут отражены в Отчете, поданном за год.

С учетом этого считаем: если у годового плательщика налога на прибыль возникло право на налоговую льготу в II квартале 2014 года, то он может подавать один Отчет о льготах в конце года (если, конечно, он не пользуется льготами по другим налогам и сборам)

Каким справочником льгот пользоваться при составлении Отчета о льготах за I полугодие 2014 года: по состоянию на 01.04.14 г. или на 01.07.14 г.?

Четкого ответа на этот вопрос в законодательстве вы не найдете.

Мы же являемся сторонниками той позиции, что нужно пользоваться последней версией справочника, которую налоговики утвердили на момент подачи отчетности.

На сегодняшний день уже имеются справочники по состоянию на 01.07.14 г.:

• Справочник № 71/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета, по состоянию на 01.07.14 г.;

• Справочник № 71/2 других налоговых льгот по состоянию на 01.07.14 г.

Поэтому ими и следует пользоваться при составлении Отчета о льготах за I полугодие 2014 года

Код «зерновой льготы» содержится как в Справочнике льгот № 70/1, так и в Справочнике № 70/2, но эти коды — разные. Какой именно код нужно было использовать при составлении Отчета о льготах за I квартал 2014 года? Какой — за I полугодие 2014 года?

При составлении Отчета о льготах за I квартал 2014 года плательщики НДС, пользующиеся «зерновой льготой» (п. 197.21 НКУ), оказались перед дилеммой, из какого именно справочника налоговых льгот следует брать код для заполнения граф «Код пільги згідно з довідником пільг» и «Найменування податкової пільги» этого Отчета. Дело в том, что и в Справочнике № 70/1 (письмо от 31.03.2014 г. № 70/1), и в Справочнике № 70/2 (письмо от 31.03.2014 г. № 70/2), которые нужно было использовать при заполнении Отчета за этот период, содержались идентичные названия льгот.

Опираясь на анализ предыдущих Справочников, мы допускали, что при определении кода льготы следует ориентироваться на то, какая именно операция освобождалась от обложения НДС. Так, если речь шла об освобождении от обложения НДС операции по поставке на таможенной территории Украины зерновых и технических культур, то такая льгота считалась потерей бюджета, а потому целесообразнее использовать код льготы из Справочника № 70/1. В случае если освобождение предоставлялось при экспорте зерновых и технических культур, то использовать нужно было код льготы из Справочника № 70/2, поскольку такие льготы не относились к потерям бюджета. Такой механизм распределения льгот нигде не прописан, но к нему нас «подталкивает» логика предыдущих Справочников. Однако ставить точку рановато. Почему?

В Справочниках, которыми нужно пользоваться при заполнении Отчета о льготах за I полугодие 2014 года, налоговики подход к разграничению льгот изменили.

Эти изменения вызваны тем, что «зерновая льгота», предоставленная п.п. 197.21 НКУ, приостановила свое действие на два квартала (с 01.04.14 г. по 30.09.14 г.). Вместо нее в этот период будет действовать временная «зерновая льгота», предоставленная п. 151 подразд. 2 разд. XX НКУ.

Внимание! С учетом этого налоговики:

во-первых, все виды «зерновой льготы» переместили в один Справочник № 71/2, где перечислены льготы, не являющиеся потерями бюджета. В другом Справочнике № 71/1 они отныне вообще не упоминаются;

во-вторых, в Справочнике № 71/2 коды льгот приведены только с учетом действия разных видов «зерновой льготы». То есть отдельные коды приведены для льготы, действовавшей в I квартале 2014 года (фактически это коды из Справочника № 70/2), и отдельные — для льгот, которые будут действовать в течение II и III кварталов 2014 года (и неудивительно — это коды из Справочника № 70/1, чего вроде бы не может быть, но такое у нас случается). В то же время разбивки по операциям, как было ранее (в том же 2013 году), не предусмотрены. Таким образом, отныне все операции, подпадающие под «зерновую льготу», не считаются потерями бюджета.

В связи с таким обнулением Справочников льгот считаем, что и заполнять Отчет о льготах необходимо по новым правилам. Следовательно, отражать размер «зерновой льготы» за I полугодие нужно в двух строках исходя из периода действия разных «зерновых льгот». Так:

• в одной строке под кодом «14010504» (для зерновых культур) или «14010505» (для технических культур) следует указать размер «зерновой льготы», которую плательщик получил в I квартале 2014 года (п. 197.21 НКУ). При этом, если в Отчете о льготах за I квартал 2014 года мы отразили эту льготу по коду «14010506» или «14010507» (поставка на таможенной территории), то уточняться, на наш взгляд, не нужно;

• в другой строке под кодом «14010506» (для зерновых культур) или «14010507» (для технических культур) следует указать размер «зерновой льготы», которую плательщик получил в II квартале 2014 года (п. 151 подразд. 2 разд. XX НКУ)

Как рассчитать размер льготы по НДС, который следует отразить в Отчете о льготах?

Механизм расчета сумм льгот по НДС приведен в Порядке определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины, утвержденном приказом ГНАУ от 29.03.11 г. № 167. В соответствии с ним суммы налоговых льгот по НДС рассчитываются в зависимости от особенностей налогообложения. Чтобы рассчитать размер льготы по НДС в случае:

1) освобождения от обложения НДС операций по поставке товаров/услуг (ст. 197 НКУ), плательщик налога пользуется следующим алгоритмом:

СП = (Vпост. отч. - (Vприоб. с налогом + V приоб. без налога)) х размер ставки налога,

где СП — сумма льгот;

Vпост. отч. — объемы операций, освобожденных от обложения НДС. Берем данные из раздела I «Податкові зобов’язання» налоговой декларации по НДС;

Vприоб. с налогом и Vприоб. без налога — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях, освобожденных от обложения НДС.

Важно! В расчет принимаются только расходы, касающиеся объема поставки товаров (услуг) отчетного налогового периода, за который подается Отчет. Например, если предприятие в II квартале 2014 года приобрело товары и отразило их в разделе II «Податковий кредит» декларации по НДС, однако не продало данные товары, они не относятся во II квартале к показателю объема понесенных расходов. Попадут туда эти расходы только в том налоговом периоде, когда произойдет продажа товаров;

2) налогообложения операций по нулевой ставке (в том числе экспорта), плательщик налога пользуется следующим алгоритмом:

СП = (V пост. нулев. - V приоб.) х размер ставки налога,

где Vпост. нулев. — объемы операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или операций по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых налогом по нулевой ставке. Это данные из раздела I «Податкові зобов’язання» налоговой декларации по НДС;

Vприоб. — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или в операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых налогом по нулевой ставке.

Внимание! В расчет принимают только расходы, касающиеся объема поставки товаров (услуг) отчетного налогового периода, за который подается Отчет, аналогично предыдущему виду льгот. Таким образом, могут использоваться данные не только деклараций по НДС отчетных налоговых периодов, за который подается Отчет;

3) применения спецрежима по НДС, сельхозпредприятие пользуется следующим алгоритмом:

СП = НОдеклараций,

где НОдеклараций — сумма НДС, остающаяся в распоряжении сельхозпредприятия или направляемая на спецсчет в соответствии с налоговыми декларациями по НДС.

Заметим! Предприятие, использующее спецрежим согласно ст. 209 НКУ, в НОдеклараций включает значение стр. 25.2 декларации по НДС, составленной за отчетный налоговый период, за который подается Отчет

26.06.14 г. продали товар на экспорт. Он пересек границу 02.07.14 г. Нужно ли отражать такую операцию в Отчете о льготах за I полугодие 2014 года?

Налоговые обязательства по НДС у экспортера возникают на дату фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Украины, которая подтверждается надлежащим образом оформленной Таможенной декларацией (п.п. «б» п. 187.1 НКУ). Таким образом, датой начисления налоговых обязательств по экспортной операции является именно дата вывоза товаров (см. письмо ГНСУ от 26.10.12 г. № 4322/0/61-12/15-3115) (для вас полезной будет статья «Экспорт товаров: на «учетных полочках» // «БН», 2014, № 9, с. 31).

А следовательно, льгота по НДС при экспорте товаров возникает по дате отражения налоговых обязательств по ставке 0 %, т. е. в III квартале 2014 года. Поэтому и отражать такую льготу следует в Отчете о льготах за три квартала 2014 года, а не за I полугодие 2014 года(1)

Каким образом исправляются допущенные в Отчете о льготах ошибки?

На сегодняшний день прямой ответ на этот вопрос дать невозможно.

Налоговики рекомендуют делать это в Отчете о льготах, поданном за следующий период после выявления ошибки в пределах года (см. категорию 135.02 ЗIР Миндоходов). Дело в том, что Отчет о льготах подается нарастающим итогом с начала года, а потому если вы допустили ошибку в одном из отчетных периодов этого года, то ее легко исправить, откорректировав данные следующего Отчета, поданного за этот год.

Важно! Налоговики не признают такой Отчет декларацией в понимании НКУ. Поэтому они не только позволяют без детализации исправлять допущенные в Отчете о льготах ошибки, но и не начисляют штрафные санкции нарушителю в случае такого уточнения

Предусмотрена ли ответственность за неподачу Отчета о льготах?

На сегодняшний день действующим законодательством не предусмотрены санкции за неподачу или несвое­временную подачу Отчета о льготах. Миндоходов, правда, считает (категория 138.01 ЗIР Миндоходов и письмо ГНС в г. Киеве от 28.01.13 г. № 833/10/06-406), что в этом случае нарушителей могут привлечь к административной ответственности согласно ст. 1631 КоАП и наложить штраф в размере от 85 до 170 грн., а за повторное в течение года нарушение — от 170 до 255 грн.

Однако считаем, что с налоговиками здесь можно поспорить

(1) Информацию о частных случаях подачи Отчета о льготах вы найдете также в «БН», 2013, № 16, с. 42.

 

* Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержден постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше