Темы статей
Выбрать темы

Не рассчитались бюджетники: «закатываем рукава»

Редакция БН
Статья

Не рассчитались бюджетники: «закатываем рукава»

То, что в бюджете сейчас нет средств, известно всем. «Заложниками» такой ситуации оказались предприятия, сотрудничающие с бюджетными организациями, которые не могут получить оплату по оформленным в 2013 году актам выполненных работ. Иногда бюджетники в качестве компромисса предлагают «переоформить» такие документы на 2014 год. Стоит ли соглашаться на подобные предложения? На этот вопрос мы ответим в статье.

Влада КАРПОВА, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Бюджетные «заморочки»

Бюджетной сфере присуща строго регламентированная процедура оплаты принятых обязательств, нарушить которую ни одно бюджетное учреждение не может. Эта процедура изложена в БКУ и детализирована в подзаконных нормативах.

Согласно ч. 1 ст. 43 БКУ при выполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств.

Стадиями выполнения бюджета по расходам, в частности, являются (ч. 1 ст. 46 БКУ):

1) установление бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств на основе и в пределах утвержденной росписи бюджета. При этом бюджетные ассигнования являются основанием для утверждения смет (ч. 1 ст. 47 БКУ);

2) утверждение смет, паспортов бюджетных программ, а также порядков использования бюджетных средств;

3) взятие бюджетных обязательств. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, с учетом необходимости выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет Госказначейством (ч. 1 ст. 48 БКУ). В части специального фонда бюджета распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений (ч. 2 ст. 48 БКУ);

4) получение товаров, работ и услуг;

5) осуществление платежей в соответствии со взятыми бюджетными обязательствами.

Распорядитель бюджетных средств при получении товаров, работ и услуг в соответствии с условиями взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и предоставляет поручение на осуществление платежа Госказначейству (ч. 1 ст. 49 БКУ).

Обратите внимание: размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которому распорядителем бюджетных средств взято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований, являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства и бюджетная задолженность (ч. 3 ст. 48 БКУ). Эти обязательства не подлежат оплате за счет бюджетных средств (ч. 4 ст. 48 БКУ).

Требования же физических и юридических лиц по возмещению убытков и/или ущерба по таким обязательствам взыскиваются с лиц, виновных во взятии таких обязательств, в судебном порядке (ч. 4 ст. 48 БКУ).

Регистрацию и учет бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств осуществляет Госказначейство, которое проводит проверку соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы.

Таким образом, для того, чтобы кредиторская задолженность по заключенному с бюджетной организацией договору стала бюджетным обязательством, соответствующие документы обязательно должны быть зарегистрированы в Государственной казначейской службе. Без этого ожидать оплаты по договору не стоит!

В свою очередь регистрация будет проведена при условии, что выполнение работ (услуг) было предусмотрено утвержденной сметой, составленной в пределах бюджетных ассигнований.

Следует также учесть, что большинство программ в бюджетных учреждениях финансируется за счет специального фонда бюджета. И если фактических поступлений в этот фонд будет недостаточно для покрытия расходов, обязательства не будут учтены и оплачены.

 

Допнюансы-2014

Ситуация осложняется еще и тем, что в 2014 году введены жесткие меры по экономии бюджетных средств. В частности, в п. 11 Постановления № 65 Государственной казначейской службе было предписано обязательства по всем расходам, кроме первоочередных, брать с учетом ресурсной обеспеченности общего фонда госбюджета, имеющихся и прогнозных остатков средств на едином казначейском счете, зарегистрированных бюджетных обязательств.

Причем операции по погашению кредиторской задолженности по капитальным расходам по состоянию на 01.03.14 г. предписано проводить исключительно в объемах, соответствующих объемам, установленным по результатам контрольных мероприятий Государственной финансовой инспекции.

Для этого Госфининспекции поручено провести в течение марта — мая 2014 г. контрольные мероприятия по проверке достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей средств государственного бюджета по оплате товаров, работ и услуг по состоянию на 01.03.14 г.

Важно: в приложении к Постановлению № 65 приведен Перечень мероприятий относительно экономного и рационального использования государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, которые используют средства государственного бюджета. В этом перечне предписано сократить ряд расходов, в частности, прекратить проведение ремонта (кроме помещений, которые находятся в аварийном состоянии).

Итог. С учетом изложенного, в 2014 году по объективным причинам зарегистрировать бюджетные обязательства по некоторым программам не получится. Так что соглашаться на переоформление документов на 2014 год довольно опасно. Вполне возможно, что «старые» документы будут уничтожены, а новые не оформлены.

 

Как поступить?

Наше мнение таково: нельзя соглашаться на переделку документов. Помимо того, что с новыми документами могут возникнуть проблемы, еще можно «угодить» и под уголовную ответственность.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 366 УКУ составление, выдача служебным лицом заведомо неправдивых официальных документов, внесение в официальные документы заведомо неправдивых сведений, другая подделка официальных документов караются штрафом до 250 ннмдг (4250 грн.) или ограничением свободы сроком до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет и со специальной конфискацией.

Нужно знать. Под официальными документами следует понимать документы, которые содержат зафиксированную на любых материальных носителях информацию, которая подтверждает или удостоверяет определенные события, явления или факты, которые повлекли или способны повлечь последствия правового характера, могут быть использованы в качестве документов-доказательств в правоприменительной деятельности, которые составляются, выдаются или удостоверяются полномочными (компетентными) лицами органов государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, юридических лиц независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также отдельными гражданами, в том числе самозанятыми лицами, которым законом дано право в связи с их профессиональной или служебной деятельностью составлять, выдавать или удостоверять определенные виды документов, которые составлены с соблюдением определенных законом форм и содержат предусмотренные законом реквизиты (примечание к ст. 358 УКУ).

В частности, к официальным документам относят акты принятых выполненных подрядных работ формы № КБ-2в (см. постановление Новокаховского городского суда Херсонской области от 17.06.13 г. по делу № 2117/3997/12, http://reyestr.court.gov.ua/Review/32150777). Напомним, что с 01.01.14 г. должны использоваться примерные формы по учету в строительстве из ДСТУ Б Д.1.1 — 1: 2013 (подробнее в коментарии «Строительство: кому новая «первичка» с нового года» // «БН», 2014, № 7, с. 10).

Указанная ответственность отнюдь не теоретическая. Как показывает судебная практика, контролирующие органы весьма тщательно расследуют все обстоятельства заключения договоров с бюджетными организациями (см. приговоры Бориспольского горрайонного суда Киевской области от 05.09.13 г. по делу № 359/7428/13-к (http://reyestr.court.gov.ua/Review/34485965), Суворовского районного суда г. Херсона от 14.10.13 г. по делу № 668/3970/13-к (http://reyestr.court.gov.ua/Review/34516487), Ивано-Франковского городского суда от 12.11.13 г. по делу № 0907/1-179/2011 (http://reyestr.court.gov.ua/Review/35183835 ), Богунского районного суда г. Житомира от 20.11.13 г. по делу № 1-61/12 (http://reyestr.court.gov.ua/Review/35881270), определение Апелляционного суда Херсонской области от 18.02.14 г. по делу № 11/791/65/14 (http://reyestr.court.gov.u/Review/37196378), определение Ленинского районного суда г. Харькова от 24.01.13 г. по делу № 642/512/14-к (http://reyestr.court.gov.ua/Review/36799226).

Поэтому переоформлять документы с бюджетниками крайне опасно!

Если же вы все же решитесь на это, то отраженные ранее налоговые обязательства по налогу на прибыль и НДС нужно будет откорректировать. Это можно сделать путем подачи уточняющей декларации или уточняющего расчета соответственно.

 

«Все в суд»

В целом выходом из сложившегося положения является подача иска в хозяйственный суд о взыскании задолженности по заключенному договору. При этом желательно предварительно направить претензию бюджетной организации согласно ст. 6 ХПКУ.

Претензия рассматривается в месячный срок, который исчисляется со дня получения претензии (ст. 7 ХПКУ). О результатах рассмотрения претензии заявителя уведомляют в письменной форме (ст. 8 ХПКУ).

Нюанс: в некоторых договорах содержатся особые оговорки. Например, ставящие выполнение обязательств по договору в зависимость от реального бюджетного финансирования заказчика.

Суды придерживаются позиции, что согласно этим формулировкам выполнение обязательства по оплате средств за произведенные работы связано с действием лица, которое не является стороной такого договора. А ст. 511 ГКУ предусмотрено, что обязательство не может создавать обязанность для третьего лица. Поэтому подобные оговорки признаются недействительными (см. решение Хозяйственного суда г. Киева от 19.02.14 г. по делу № 910/24782/13 (http://reyestr.court.gov.ua/Review/37236422), постановление Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 23.10.13 г. по делу № 917/1498/13 (http://reyestr.court.gov.ua/Review/34690664)).

Суды, как правило, руководствуются разъяснениями из п. 5 Обзорного письма ВХСУ от 18.02.13 г. № 01-06/374/2013, в котором было отмечено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 96 ГКУ юрлицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам, а ст. 525, 526 ГКУ и ст. 193 ХКУ установлено, что односторонний отказ от обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом.

Отсутствие бюджетных средств не оправдывает бездеятельность заказчика (бюджетной организации) и не является основанием для освобождения от ответственности за нарушение договорного обязательства.

Заказчику надлежало бы приостановить выполнение условий договора с момента выявления отсутствия средств для оплаты работ, а не принимать выполненную для него работу.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ВСУ от 15.05.12 г. № 11/446 и в решении Европейского суда по правам человека по делу «Терем ЛТД, Чечеткин и Олиус против Украины» от 18.10.05 г., а также в решении по делу «Бакалов против Украины» от 30.11.04 г.

Поэтому подавляющее большинство дел, связанных с требованиями об оплате выполненных работ, услуг за счет бюджетных средств (в том числе когда заказчик нарушил бюджетное законодательство), решаются в пользу предприятия-подрядчика (см. решения Хозяйственного суда Ровенской области от 20.08.13 г. по делу № 918/1187/13 (http://reyestr.court.gov.ua/Review/33062993), Хозяйственного суда Харьковской области от 29.10.13 г. по делу № 922/3503/13 (http://reyestr.court.gov.ua/Review/34493183), Хозяйственного суда Винницкой области от 06.02.14 г. № 902/1735/13 (http://reyestr.court.gov.ua/Review/37079556), постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 04.09.13 г. по делу № 910/1462/13 (http://reyestr.court.gov.ua/Review/33294057)).

Например, в решении Хозяйственного суда Ровенской области от 12.03.14 г. по делу № 918/229/14 (http://reyestr.court.gov.ua/Review/37596535) указано, что бюджетная организация — заказчик просила отказать в удовлетворении иска о взыскании задолженности, аргументируя это тем, что расходы на оплату услуг в смете не предусмотрены. Но суд по этому поводу заметил, что такие доводы ответчика необоснованны, поскольку приведенные обстоятельства не освобождают ответчика от выполнения договорных обязательств.

Только если документы содержат какие-то огрехи, в удовлетворении иска могут отказать. В частности, в решении Хозяйственного суда Волынской области от 18.06.13 г. по делу № 903/371/13 (http://reyestr.court.gov.ua/Review/31978679) было отказано в удовлетворении иска по причине отсутствия документального подтверждения согласия заказчика на выполнение дополнительных работ, не предусмотренных в смете.

Итак, мы считаем, что в случае непроведения оплаты бюджетниками необходимо обращаться в суд, поскольку шансы на успешное разрешение дела весьма велики.

Кроме того, в этом случае поставщик может также воспользоваться нормами п.п. 159.1.1 НКУ и откорректировать прибыль (отраженные ранее доходы с расходами) по оказанным услугам.

Так что выгода налицо!

Выводы

  • Оплату обязательств по оформленным документам бюджетное учреждение может провести только при условии регистрации бюджетного обязательства Госказначейством. Для этого такие расходы должны быть предусмотрены в утвержденной смете, составленной в пределах бюджетных ассигнований. Оплата осуществляется в пределах фактических поступлений в специальный фонд бюджета.

  • Операции по погашению кредиторской задолженности по капитальным расходам по состоянию на 01.03.14 г. проводят исключительно в объемах, подтвержденных проверками Госфининспекции, которые предписано провести в течение марта — мая 2014 года.

  • Ряд расходов, в частности на проведение ремонта бюджетных учреждений, в 2014 году финансироваться не будут.

  • Переделывать оформленные с бюджетной организацией документы опасно, поскольку это может повлечь за собой уголовную ответственность по ст. 366 УКУ за внесение в официальные документы заведомо неправдивых сведений.

  • Имеет смысл подать иск в хозяйственный суд о взыскании просроченной задолженности, при этом желательно направить претензию бюджетному учреждению, ответ на которую должен быть предоставлен в месячный срок после получения.

Документы и сокращения статьи

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.10 г. № 2456-VІ.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

ХПКУ — Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII.

Постановление № 65  Постановление КМУ от 01.03.14 г. № 65 «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета».

Ннмдг — необлагаемый налогом минимум доходов граждан.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше