Темы статей
Выбрать темы

Электронное администрирование НДС — путевка в жизнь

Кабинет Министров Украины, Жиленко Екатерина, Шпакович Николай
Постановление Кабинета Министров Украины от 16.10.14 г. № 569 «Некоторые вопросы Электронного администрирования налога на добавленную стоимость»

Об электронизации администрирования НДС заинтересованным лицам (плательщикам НДС) уже известно. Недавно вы имели возможность ознакомиться с проектом Порядка электронного администрирования НДС (далее — Проект), который обнародовали налоговики (см. «БН», 2014, № 42, с. 14)*.

* Этот проект был обнародован на сайте ГФСУ 02.10.14 г., а уже после выхода нашей публикации (21.10.14 г.) состоялось повторное обнародование уточненного Проекта, который больше похож на окончательный вариант.

Оказывается, пока мы изучали проекты, Кабмин комментируемым постановлением «исподтишка» утвердил Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость (далее — Порядок № 569). Поэтому давайте вместе разбираться, что в действительности представляет собой таинственная Система электронного администрирования НДС (СЭА) в окончательном виде.

Первое, что бросается в глаза, — Порядок № 569 значительно «похудел» по сравнению с Проектом. Однако сокращение текста в полтора раза почти не повлияло на его суть.

Банк. Никаких банков! Кабмин доверил распоряжаться средствами, которые будут попадать в СЭА, Государственной казначейской службе. Именно там до 25.12.14 г. будут открыты электронные счета всем плательщикам НДС. Для этого ГФСУ до 15.12.14 г. должна предоставить Госказначейству Реестр плательщиков НДС (пп. 2 и 3 комментируемого постановления).

Следовательно, средства на НДС-счетах будут в надежных руках. Реквизиты этих счетов плательщикам НДС должны сообщить органы ГФСУ (п. 6 Порядка № 569).

Внимание! Срок информирования плательщика НДС не установлен. Поэтому, чтобы спокойно праздновать Новый год, лучше предварительно узнать реквизиты своего счета. Кроме того, стоит пополнить электронный НДС-счет «живыми» деньгами со своего текущего счета. Иначе в начале 2015 года вы не сможете зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) ни одной налоговой накладной (НН).

«Суперформула». В первом варианте Проекта (именно его мы анализировали в упомянутой выше публикации) было прямое указание на то, что в ЕРНН нужно регистрировать все без исключения НН (даже те, которые не связаны с поставкой и не выдаются покупателям). Соответственно все данные документы должны учитываться со знаком «минус» (показатель ΣНаклВыд) «суперформулы», по которой рассчитывается разрешенная сумма налоговых обязательств (п. 2001.3 НКУ).

В окончательном варианте п. 9 Порядка № 569 нет прямых требований о регистрации в ЕРНН всех без исключения НН и расчетов корректировки (РК). Конечно, это еще не значит, что НН, составленные «для себя» (например, при нехозяйственном использовании товаров, приобретенных с НДС), можно будет не регистрировать в ЕРНН. Очевидно, что порядок регистрации НН в ЕРНН должен определять отдельный «профильный» документ**, а там могут быть определенные «сюрпризы». Ведь НН, которые не зарегистрированы в ЕРНН, могут принять участие в расчете разрешенной суммы НДС (тоже со знаком «минус») через показатель ΣПревыш «суперформулы».

** В данный момент это Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.10 г. № 1246 (далее — Порядок № 1246).

Регистрация РК. В определенной мере «экзотический» порядок регистрации уменьшающих РК в ЕРНН (его будет составлять поставщик, а регистрировать — покупатель) остался в п. 16 Порядка № 569. На сегодняшний день такой механизм идет вразрез с требованиями Порядка № 1246. Очевидно, что эту несогласованность должны урегулировать до 01.01.15 г.

Автовозмещение. В Порядке № 569 не нашлось места для порядка автоматического возмещения НДС (в Проекте ему был посвящен раздел V). Конечно, это не означает, что автоматического возмещения НДС теперь не будет. Просто основная задача СЭА — наполнение бюджета, а порядок расходования бюджетных средств на бюджетное возмещение НДС, в частности и автоматическое, должны регулировать другие подзаконные акты.

Комментируемый документ вступил в силу с  29.10.14 г., а Порядок № 569 начнет действовать с 01.01.15 г.

 

 

Кабинет Министров Украины

Некоторые вопросы электронного администрирования налога на добавленную стоимость

Постановление от 16 октября 2014 года № 569

 

В соответствии с пунктами 2001.1 и 2001.2 статьи 2001 Налогового кодекса Украины Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость.

2. Установить, что счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость открываются в Государственной казначейской службе.

3. Государственной фискальной службе и Государственной казначейской службе обеспечить осуществление мероприятий, необходимых для внедрения с 1 января 2015 г. системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, в частности открытие до 25 декабря 2014 г. Государственной казначейской службой в указанной системе счетов плательщикам налога на добавленную стоимость, зарегистрированным в качестве плательщиков такого налога согласно поданному до 15 декабря 2014 г. Государственной фискальной службой реестру таких плательщиков.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования, кроме пункта 1, вводимого в действие с 1 января 2015 года.

 

Премьер-министр Украины А. ЯЦЕНЮК

 

Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость

Утвержден постановлением от 16 октября 2014 года № 569

 

1. Настоящий Порядок определяет механизм открытия и закрытия счетов в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость (далее — налог), особенности составления налоговых накладных и расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговым накладным (далее — расчеты корректировки) в такой системе, а также механизм проведения расчетов с бюджетом с использованием указанных счетов.

2. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

1) счет в системе электронного администрирования налога (далее — электронный счет) — счет, открытый плательщику налога в Казначействе, на который таким плательщиком перечисляются средства с его собственного текущего счета в сумме, необходимой для достижения размера суммы, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее — Реестр), а также в сумме, необходимой для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств. Средства с такого счета подлежат перечислению в бюджет и/или на специальный счет;

2) специальный счет — счет, открытый в банке и/или органе Казначейства сельскохозяйственными предприятиями — субъектами специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства для аккумулирования сумм налога, начисляемых на стоимость поставленных ими сельскохозяйственных товаров (услуг), в порядке, предусмотренном статьей 209 Налогового кодекса Украины.

3. Периодичность, структура и формат обмена информацией и реестрами плательщиков налога, необходимыми для функционирования системы электронного администрирования налога, определяются ГФС и Казначейством.

4. Электронный счет открывается плательщику налога Казначейством автоматически на безвозмездной основе.

Плательщикам налога, применяющим специальный режим налогообложения в соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Украины, открывается единый электронный счет для учета сумм налога по результатам деятельности, предусмотренной указанной статьей, и прочей деятельности.

5. Электронные счета открываются исключительно на основании реестра плательщиков налога, который ГФС после присвоения лицу индивидуального налогового номера плательщика налога направляет Казначейству. В таком реестре указываются наименование либо фамилия, имя и отчество плательщика налога, налоговый номер или номер и серия паспорта (для физических лиц — предпринимателей, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), индивидуальный налоговый номер плательщика налога и дата регистрации его в качестве плательщика налога.

Датой начала осуществления плательщиком налога операций с использованием электронного счета является дата регистрации его в качестве плательщика налога (для плательщиков налога, зарегистрированных до 1 января 2015 г., — 1 января 2015 года).

6. Казначейство в соответствии с требованиями статьи 69 Налогового кодекса Украины направляет ГФС уведомления об открытии электронного счета плательщика налога не позднее следующего рабочего дня со дня его открытия. После поступления такого уведомления ГФС информирует плательщика налога о реквизитах его электронного счета.

7. В случае аннулирования регистрации плательщика налога остаток средств на его электронном счете перечисляется в бюджет, а такой счет закрывается.

Для закрытия электронных счетов ГФС направляет Казначейству реестр плательщиков налога, в котором указываются наименование или фамилия, имя и отчество плательщика налога, налоговый номер либо номер и серия паспорта (для физических лиц — предпринимателей, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), индивидуальный налоговый номер плательщика налога и сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет.

На основании такого реестра Казначейство перечисляет суммы налога в бюджет.

Уведомление о закрытии электронного счета Казначейство направляет ГФС не позднее следующего рабочего дня со дня его закрытия.

8. В случае повторной регистрации лица в качестве плательщика налога ему открывается новый электронный счет.

9. Плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре на сумму налога (Σ Накл), исчисленную по следующей формуле:

Σ Накл = Σ НаклПол + Σ Тамож + Σ ПопСчет  - Σ НаклВыд - Σ Возмещ - Σ Превыш,

где Σ НаклПол — общая сумма налога по полученным плательщиком налога налоговым накладным и расчетам корректировки, зарегистрированным в Реестре, определяемая на основании данных таких налоговых накладных, составленных по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на налоговый период начиная с 1 января 2015 г., а также расчетов корректировки к ним;

Σ Тамож — общая сумма налога, уплаченного плательщиком налога непосредственно или через уполномоченное лицо при ввозе товаров на таможенную территорию Украины, определяемая на основании данных таможенных деклараций с учетом изменений, внесенных в соответствии с листами корректировки и дополнительными декларациями, оформленными согласно статье 261 Таможенного кодекса Украины, исходя из сумм налога, уплаченных начиная с 1 января 2015 г. при ввозе товаров на таможенную территорию Украины;

Σ ПопСчет — общая сумма пополнения электронного счета с текущего счета плательщика налога, определяемая на основании данных, поступивших в ГФС от Казначейства, относительно сумм средств, перечисленных плательщиком налога с собственного текущего счета на электронный счет, начиная с 1 января 2015 г.;

Σ НаклВыд — общая сумма налога по выданным плательщиком налога налоговым накладным и расчетам корректировки, зарегистрированным в Реестре, определяемая на основании данных таких налоговых накладных по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на налоговый период начиная с 1 января 2015 г., а также расчетов корректировки к ним;

Σ Возмещ — общая сумма налога, заявленная плательщиком налога к бюджетному возмещению, определяемая на основании задекларированных к возмещению на текущий счет плательщика налога сумм отрицательного значения налога, рассчитанных по операциям, осуществленным после 1 января 2015 г., согласно налоговым декларациям по налогу и уточняющим расчетам к ним, поданным контролирующему органу, начиная с налоговой отчетности за:

январь 2015 г. — для плательщиков налога, применяющих месячный отчетный период;

I квартал 2015 г. — для плательщиков налога, применяющих квартальный отчетный период;

Σ Превыш — общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком налога в поданных контролирующему органу налоговых декларациях по налогу, суммы налога, указанной в составленных таким плательщиком налоговых накладных, зарегистрированных в Реестре, которая определяется как разница между:

суммами налоговых обязательств по операциям по поставке товаров (услуг) и получению услуг от нерезидента, в качестве места поставки которых определена таможенная территория Украины, осуществленным после 1 января 2015 г., и их последующей корректировке согласно статье 192 Налогового кодекса Украины, задекларированными плательщиком в налоговых декларациях по налогу (поданных контролирующему органу начиная с налоговой отчетности: за январь 2015 г. для плательщиков налога, применяющих месячный отчетный период, за I квартал 2015 г. — для плательщиков налога, применяющих квартальный отчетный период) с учетом поданных уточняющих расчетов к ним;

суммами налога, указанными плательщиком налога в налоговых накладных, составленных по таким операциям (в том числе налоговых накладных, которые не выдаются получателю, а также составлены при получении услуг от нерезидента, в качестве места поставки которых определена таможенная территория Украины), осуществленным после 1 января 2015 г., и расчетов корректировки к ним, зарегистрированных в Реестре.

10. ГФС:

1) исчисляет сумму налога, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре;

2) обнародует на официальном веб-сайте алгоритмы расчета показателей формулы исчисления указанной суммы и источники их формирования.

11. Показатели, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, учитываются в разрезе плательщиков налога нарастающим итогом:

с 1 января 2015 г. — для плательщиков, зарегистрированных в качестве плательщиков налога до 1 января 2015 г.;

с даты регистрации в качестве плательщика налога, указанной в реестре плательщиков налога, — для плательщиков, зарегистрированных в качестве плательщиков налога после 1 января 2015 г.

12. Если сумма, исчисленная в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, меньше суммы налога в налоговой накладной, которую плательщик налога должен зарегистрировать в Реестре, такой плательщик перечисляет необходимую сумму средств с текущего счета на электронный счет.

13. Плательщик налога имеет право получать в ГФС информацию о состоянии своего электронного счета, а также сумме налога, на которую он имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре.

14. Казначейство предоставляет ГФС в разрезе плательщиков налога информацию о суммах пополнения электронных счетов и остатках на таких счетах.

15. Если после поставки товаров (услуг) изменяется сумма компенсации их стоимости, включая последующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случае возврата товаров (услуг) предоставившему их лицу или при возврате поставщиком суммы предварительной оплаты товаров (услуг), суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя товаров (услуг) подлежат соответствующей корректировке на основании расчета корректировки, зарегистрированного в Реестре.

Расчет корректировки составляется поставщиком товаров (услуг) в порядке, установленном для налоговых накладных.

16. Расчет корректировки, составленный поставщиком товаров (услуг) к налоговой накладной, которая выдана их получателю — плательщику налога, подлежит регистрации в Реестре:

поставщиком (продавцом) товаров (услуг), если предусматривается увеличение суммы компенсации их стоимости в пользу такого поставщика или если корректировка количественных и стоимостных показателей в итоге не изменяет сумму компенсации;

получателем (покупателем) товаров (услуг), если предусматривается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (услуг) их поставщику, для чего поставщик направляет составленный расчет корректировки получателю. При этом поставщик товаров (услуг) имеет право уменьшить сумму налоговых обязательств по такому расчету корректировки после его регистрации в Реестре получателем.

Расчет корректировки, составленный плательщиком налога к налоговым накладным, которые не выдаются получателю, а также составлены при получении услуг от нерезидента, в качестве места поставки которых определена таможенная территория Украины, подлежит регистрации в Реестре таким плательщиком налога.

17. Отсутствие факта регистрации поставщиком товаров (услуг) расчета корректировки, предусматривающего увеличение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), в Реестре не освобождает его от обязанности увеличить суммы налоговых обязательств за соответствующий отчетный период на сумму налога, указанную в таком расчете корректировки.

Отсутствие факта регистрации получателем товаров (услуг) расчета корректировки, предусматривающего уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), в Реестре не освобождает его от обязанности уменьшить сумму налогового кредита за соответствующий отчетный период на сумму налога, указанную в таком расчете корректировки.

18. Расчет корректировки, предусматривающий увеличение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), учитывается при исчислении указанной в пункте 9 настоящего Порядка суммы налога для поставщика и получателя после его регистрации в Реестре таким поставщиком.

Расчет корректировки, предусматривающий уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), учитывается при исчислении указанной в пункте 9 настоящего Порядка суммы налога для поставщика и получателя после его регистрации в Реестре таким получателем.

19. Налоговые накладные, составленные до 1 января 2015 г., и расчеты корректировки к ним подлежат регистрации в Реестре в сроки, определенные пунктом 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины, но не учитываются при исчислении суммы налога, указанной в пункте 9 настоящего Порядка.

20. По итогам отчетного (налогового) периода в соответствии с задекларированными в налоговой декларации по налогу результатами деятельности плательщиком налога производится расчет с бюджетом в порядке, определенном статьей 200 Налогового кодекса Украины, и/или осуществляется перечисление сумм налога на специальный счет.

Суммы налога, указанные в налоговых декларациях по налогу, перечисляются в бюджет и/или на специальный счет с электронного счета плательщика налога.

21. Для перечисления в бюджет и/или на специальный счет плательщика налога сумм согласованных налоговых обязательств в соответствии с поданными налоговыми декларациями по налогу ГФС не позднее чем за три рабочих дня до окончания предельного срока, установленного Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, направляет Казначейству реестр плательщиков налога, в котором указываются наименование или фамилия, имя и отчество плательщика налога, налоговый номер или номер и серия паспорта (для физических лиц — предпринимателей, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), индивидуальный налоговый номер плательщика налога, отчетный период и сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет и/или на специальный счет.

На основании таких реестров Казначейство не позднее последнего дня срока, установленного Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, перечисляет суммы налога в бюджет и/или на специальные счета плательщиков налога с их электронных счетов.

22. В случае недостаточности средств на электронном счете плательщика налога для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств и/или для перечисления на специальный счет:

1) плательщик налога в сроки, установленные Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, перечисляет на электронный счет необходимые средства с собственного текущего счета;

2) Казначейство перечисляет средства в пределах их остатка на таком счете. При этом остаток согласованных налоговых обязательств плательщика налога, не уплаченный в бюджет, учитывается Казначейством к исполнению в полном объеме путем перечисления в бюджет и/или на специальный счет средств, перечисляемых плательщиком налога с текущего счета на электронный счет.

23. Если плательщиком налога, применяющим специальный режим налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, по результатам отчетного периода задекларированы суммы налога, подлежащие уплате в бюджет и/или на его специальный счет, средства с электронного счета перечисляются в бюджет, а после расчета в полном объеме с бюджетом — на специальный счет такого плательщика.

24. Казначейство предоставляет ГФС в разрезе плательщиков налога информацию о перечисленных с их электронных счетов средствах в бюджет и на специальный счет в день, следующий за днем такого перечисления, и о неперечисленных суммах в связи с отсутствием средств на таких счетах.

25. Расчет с бюджетом в связи с подачей уточняющего расчета в соответствии с пунктом 50.1 статьи 50 Налогового кодекса Украины, уплата налоговых обязательств, определенных контролирующим органом согласно подпунктам 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4 — 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 указанного Кодекса, и уплата предусмотренных таким Кодексом штрафных санкций и пени осуществляются плательщиком налога с текущего счета в соответствующий бюджет.

26. Ошибочно и/или излишне зачисленные средства в бюджет возвращаются плательщику налога на текущий счет в порядке, определенном статьей 43 Налогового кодекса Украины.

27. В случае аннулирования регистрации плательщика налога:

1) налоговые обязательства определяются на основании налоговой декларации по налогу по итогам последнего отчетного (налогового) периода, определенного пунктом 184.6 статьи 184 Налогового кодекса Украины. После аннулирования такой регистрации остаток средств на электронном счете плательщика налога после расчетов с бюджетом по результатам последнего отчетного (налогового) периода перечисляется в бюджет;

2) если остатка средств на электронном счете недостаточно для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по налогу на основании поданных контролирующему органу налоговых деклараций по налогу, окончательный расчет с бюджетом таким плательщиком осуществляется с собственного текущего счета на электронный счет;

3) если остаток средств на электронном счете после перечисления в бюджет превышает суммы согласованных налоговых обязательств по налогу по итогам последнего отчетного (налогового) периода, такие суммы возвращаются из бюджета в порядке, предусмотренном статьей 43 Налогового кодекса Украины, по заявлению плательщика налога.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше