Устанавливаем РРО. Если ваше предприятие собирается продавать товары (в частности и иностранного происхождения) с расчетами в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. д.), вы просто обязаны применять РРО (ст. 3 Закона об РРО*).
* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
Исключения касаются лишь тех видов деятельности, которые перечислены:
• в ст. 9 Закона об РРО (торговля продукцией собственного производства, предоставление услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности (кроме предприятий торговли и общественного питания) — при проведении расчетов в кассе юрлица, продажа товаров (предоставление услуг) ФЛП-единоналожниками всех групп, продажа товаров (кроме подакцизных) (предоставление услуг) лицами, получившими льготный торговый патент и т. д.);
• в Перечне № 1336**. Для них РРО можно не использовать, но расчетные книги (РК) и книги учета расчетных операций (КУРО) для них никто не отменял.
** Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.
Итак, для того, чтобы установить РРО, вам предстоит пройти 4 этапа.
Этап 1. Выбираем модель РРО. Но не самую красивую или самую дешевую, а ту, которая обязательно:
• включена в Госреестр РРО*** и ее программное обеспечение соответствует конструкторско-технологической и программной документации производителя (ст. 12 Закона об РРО);
• соответствует сфере применения, в которой будет использоваться РРО. Обратите внимание, что практически все модели, включенные в Госреестр РРО, разрешено использовать в сфере торговли;
• подлежит первичной регистрации (они приведены в разделе І Госреестра РРО);
• подлежит дальнейшей эксплуатации (срок службы РРО, предусмотренный технической документацией, не истек).
*** Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 08.07.14 г. № 398.
О том, чтобы РРО мог передать отчетную информацию в налоговые органы по проводным и беспроводным каналам связи, не беспокойтесь. На сегодня все модели, содержащиеся в Госреестре РРО, имеют такую возможность.
Этап 2. Покупаем РРО и одновременно заключаем договор с ЦСО о техобслуживании и ремонте РРО (подробности узнайте у продавца). К слову сказать, именно ЦСО будет вводить ваш РРО в эксплуатацию.
Этап 3. Регистрируем РРО в налоговом органе по основному месту учета.
Этап 4. Оформляем и регистрируем КУРО (приложение 1 к Порядку применения РРО) и РК.
Этап 5. Программируем РРО (вводим наименование и цену реализуемого товара, которые при продаже будут отражены в чеке РРО). С этим вам может помочь и ЦСО.
С этого момента можете смело использовать РРО.
Более подробную информацию о каждом этапе вы можете найти в Теме недели «РРО: правила игры»// «БН», 2014, № 23, с. 37.
«Патентный» вопрос. Торговая деятельность в пунктах продажи товаров относится к тем видам деятельности, которые подлежат патентованию, в соответствии с п. п. 267.1.1 НКУ.
Однако количество патентов, которое плательщик должен будет приобрести для ведения деятельности, не всегда одинаково. Оно будет зависеть от числа (категория 110.03 ЗІР ГФСУ):
• пунктов продажи товаров (п. п. 14.1.211 НКУ). Если продажа осуществляется в одном пункте продаж, приобретать два отдельных торговых патента нет необходимости;
• видов деятельности, которые осуществляет плательщик и для которых установлены разные ставки сбора. Предприятие, которое осуществляет в одном пункте продажи товаров два или более видов деятельности, подлежащих патентованию, должен приобрести отдельные торговые патенты для каждой такой деятельности.
А тот факт, что вы торгуете в розницу или оптом, на количество патентов никак не повлияет. Ведь что такое торговая деятельность? Это розничная и оптовая торговля, а также деятельность в торгово-производственной (ресторанное хозяйство) сфере за наличные, другие наличные платежные средства и с использованием платежных карточек (п.п. 14.1.246 НКУ). А значит, разделять оптовую и розничную торговлю не имеет смысла, это все торговая деятельность.
Поэтому вам достаточно приобрести один торговый патент, если:
• ваше предприятие в рамках розничной и оптовой торговли осуществляет один вид торговой деятельности (количество РРО тут роли не играет);
• ставка сбора за осуществление торговой деятельности едина независимо от того, розничная это торговля или оптовая.
Рассчитываем лимит кассы. То есть тот предельный размер суммы наличности, который вы можете оставить в кассе в конце рабочего дня (п. 1.2 Положения № 637*). Все сверхлимитные суммы вы обязаны сдать в банк.
* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.04 г. № 637.
Те предприятия, которые только начинают свою деятельность или открывают новый вид деятельности, требующий наличных расчетов, также должны установить лимит кассы. В противном случае все остатки наличных будут сверхлимитными (п. 5.8 Положения № 637).
Процедура проста.
Этап 1. Установите лимит кассы на основании прогнозных расчетов сроком на 3 месяца.
Для этого вам понадобится проанализировать данные бизнес-плана. Подсчитайте прогнозные показатели суммы поступлений за 3 месяца и заполните соответствующий расчет (приложение 8 к Положению № 637).
Этап 2. Через 2 недели после окончания «испытательного» срока (3 месяца) предприятие может пересмотреть лимит в общем порядке, используя для этого уже фактические показатели своей деятельности.
Можно выбрать один из двух способов расчета лимита кассы:
• способ 1: основан на расчете среднедневного поступления наличных в кассу (целесообразен для магазинов);
• способ 2: основан на расчете среднедневной выдачи наличных из кассы (подходит для предприятий оптовой торговли, работающих по безналу, — письмо НБУ от 01.03.05 г. № 11-111/680-1907).
Судя по вопросу, для вашего предприятия больше подходит первый способ (при осуществлении торговой деятельности в кассе наличные средства будут формироваться в основном за счет денежных поступлений).
Учтите! В расчете лимита кассы принимают участие не все наличные поступления. Какие именно суммы нужно принимать в расчет, подскажет п. 1.2 Положения № 637. Главное — помните, что не включают в расчет:
• суммы поступлений из банка (та же зарплата для выплаты работникам)— если расчет проводится по среднедневным поступлениям наличности в кассу;
• суммы выплат на оплату труда (перечислены в разд. 2 — 3 Инструкции № 5**), пенсий, стипендий и дивидендов — если расчет проводится по среднедневной выдаче наличных из кассы.
** Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5.
И только теперь приступайте непосредственно к расчету лимита кассы. Для этого возьмите прогнозные показатели суммы поступлений (выплат) за 3 месяца деятельности предприятия и разделите их на количество рабочих дней этого периода (п. 5.4 Положения № 637).
Это и будет ваш лимит кассы. Конечно, это не приговор и вы можете установить его и в меньшем размере, главное — не превысить рассчитанную границу.
Детальнее обо всех этапах расчета лимита кассы предприятия вы сможете прочитать в «БН», 2014, № 9, с. 36.