Темы статей
Выбрать темы

«Жизнь без света»: покупаем дизельный генератор электричества

Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
В преддверии нелегкой зимы многие предприятия задумываются о приобретении дизельных генераторов для бесперебойного обеспечения своей деятельности. Но далеко не все знают, что для использования электрогенераторов необходимо оформить разрешительную документацию. Об этом и не только сегодня и поговорим.

Отличительной особенностью дизельных генераторов или электростанций (ДЭС) является то, что они работают на дизтопливе.

По области применения ДЭС делятся на:

• портативные — ДЭС обычно небольших габаритов и мощности (как правило, от 2 — 3 кВт до 10 — 20 кВт), оборудованные какой-либо системой, позволяющей переносить или перевозить генератор;

• стационарные ДЭС, которые размещаются в отдельном помещении. Они не ограничены по размеру и могут достигать мощностей нескольких мегаВатт.

Исходя из особенностей устройства ДЭС делят на:

• ДЭС открытого типа. Эти ДЭС требуют монтажа в отдельном техническом помещении, в котором должны быть предусмотрены все системы, обеспечивающие нормальное функционирование ДЭС, в частности: вентиляция и система удаления отработавших газов, отопление и кондиционирование, установка защитного, коммутационного оборудования, систем пожарной сигнализации и пожаротушения;

• ДЭС закрытого типа (в кожухе). У таких ДЭС кожух обеспечивает защиту от неблагоприятных погодных условий, тем самым делая возможным использование ДЭС вне помещения (рекомендуется при этом использовать навес).

Как видим, в зависимости от вида ДЭС к ним могут предъявляться различные требования, что необходимо иметь в виду с позиции разрешительной документации.

 

«Разрешиловка»

1. Разрешение «на выбросы». В соответствии с абз. 5 ст. 11 Закона № 2556 выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — разрешение).

И здесь сразу возникает вопрос: относятся ли ДЭС к стационарным источникам, на которые нужно получать разрешение? Официальные органы не могут прийти к единому мнению по данному вопросу.

Под стационарным источником загрязнения атмосферы понимают предприятие, цех, агрегат, установку или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (п.п. 1.15.5 Инструкции № 7).

Экологи нередко привлекают к ответственности субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют ДЭС без разрешения. Такие дела суды решают по-разному.

В частности, в одних решениях суды приходят к выводу о том, что на ДЭС разрешение получать необходимо (см., к примеру, определение ВАдСУ от 30.01.14 г. № К/800/39707/13 - http://reyestr.court.gov.ua/Review/36969179).

Есть решения, в которых суды требуют доказательств того, что ДЭС осуществляет вредные выбросы в атмосферу. Если экологи их предоставить не могут, суды не признают такие объекты источниками выбросов в понимании Закона № 2556 (см. постановление Харьковского окружного административного суда от 18.03.14 г. № 820/14007/13-а - http://reyestr.court.gov.ua/Review/37818850).

Встречаются и «оригинальные» решения, в которых суды признают тот факт, что ДЭС с принудительной вентиляцией относятся к третьей группе стационарных объектов из Закона № 2556, но получать на них разрешения не нужно (см., в частности, постановление Одесского окружного административного суда от 01.10.13 г. по делу № 815/5821/13-а - http://reyestr.court.gov.ua/Review/33879927).

Наша позиция. Стационарные ДЭС, а также ДЭС открытого типа «вписываются» в третью группу стационарных объектов, на которые необходимо получать разрешение. А вот передвижные* и закрытые ДЭС по формальным признакам к источникам выбросов в Законе № 2556 не относятся. Но для того, чтобы «чувствовать себя уверенно», не помешает получить по конкретному ДЭС консультацию у экологов.

* ДЭС не относятся также к передвижным источникам загрязнения атмосферы, поскольку под ними понимают транспортное средство, движение которого сопровождается выбросами в атмосферу загрязняющих веществ (п.п. 1.15.6 Инструкции № 7).

Срок действия разрешения, выданного предприятию, объект которого принадлежит к третьей группе стационарных объектов, неограничен (ст. 11 Закона № 2556). Для получения разрешения предприятию необходимо осуществить действия, предусмотренные в п. 4 Порядка № 302.

Разработку необходимых документов, как правило, осуществляют учреждения, организации и заведения, которым предоставлено право на их составление и которые занесены в соответствующий перечень Минприроды* (ст. 11 Закона № 2556, п. 1.3 Инструкции № 108).

* Перечень таких организаций размещен на сайте Минприроды: http://www.menr.gov.ua/index.php/protection/protection3/regulation/256-dozvilna-diialnist

Важная деталь: ДЭС не относятся к типам оборудования, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников (см. Перечень № 317).

Орган, который выдает разрешение (областные администрации через разрешительные центры по согласованию с территориальными органами Госсанэпидслужбы), рассматривает заявление и документы на получение разрешения и в случае отсутствия замечаний выдает разрешение в течение 30 календарных дней (п. 8 Порядка № 302).

Понятно, что у многих лиц возникает соблазн не получать разрешение, и тогда возникает вопрос: какие санкции грозят за его отсутствие?

В соответствии со ст. 78 КоАП за осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти или за несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на должностных лиц может быть наложен штраф от 5 до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 85 до 136 грн.).

На заметку: есть и более «грозные» санкции. Так, лица, использующие стационарные источники загрязнения без получения разрешения, обязаны возместить государству понесенные убытки (ст. 34 Закона № 2556), которые определяются согласно Методике № 639 (см. по этому поводу п. 4 Обзорного письма ВХСУ от 14.01.14 г. № 01-06/20/2014).

Выбросы загрязняющих веществ, на которые отсутствует разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, считаются сверхнормативными выбросами (п.п. 2.1.2 Методики № 639). Поэтому со всей суммы выбросов могут быть рассчитаны убытки по приведенным в Методике № 639 формулам.

2. Разрешение на работу объектов повышенной опасности. В некоторых случаях возникает также вопрос о необходимости получения Разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

По этому поводу заметим, что ДЭС не относятся к оборудованию повышенной опасности согласно Перечню машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (см. приложение 3 к Порядку № 1107). Потенциально к таким объектам могут быть отнесены ДЭС как электрическое оборудование электрических станций и сетей, технологическое электрооборудование напряжением свыше 1000 В (п. 15 Перечня). Но на практике ДЭС обычно этим критериям не соответствуют.

Однако такое разрешение могут потребовать в ситуации, когда ДЭС находятся на объектах повышенной опасности, в частности на АЗС (см. по этому поводу определения Одесского апелляционного административного суда от 13.06.13 г. по делу № 815/1089/13-а - http://reyestr.court.gov.ua/Review/31914118, постановление Одесского окружного административного суда от 22.05.14 г. по делу № 815/1634/14 - http://reyestr.court.gov.ua/Review/38855499).

 

ДЭС в бухучете

Как правило, ДЭС относятся к самостоятельным объектам основных средств, поскольку они используются в течение периода, превышающего 1 год, а их стоимость превышает «стандартную» границу в 2500 грн.

Такие объекты отражают на субсчете 104 «Машины и оборудование». Амортизацию по ним показывают на счетах расходов в зависимости от функционального предназначения ДЭС. В частности, если ДЭС используют:

• при аварийном отключении электроэнергии в производственном цехе, это может быть счет 91 «Общепроизводственные расходы»;

• в случае отключения электроэнергии в административном здании — счет 92 «Административные расходы»;

• в случае отключения электроэнергии на складе для хранения готовой продукции, например, в морозильниках — счет 93 «Расходы на сбыт».

Дизтопливо отражают на субсчете 203 «Топливо» и списывают на те же счета расходов, на которых показывают амортизацию ДЭС.

 

Налоговый учет ДЭС

Учет ДЭС. Для целей налогового учета ДЭС также считаются основными средствами (п.п. 14.1.138 НКУ). Такое оборудование зачисляют в группу 4 «Машины и обрудование» с минимально допустимым сроком полезного использования 5 лет. Все расходы, связанные с доставкой и монтажом ДЭС, включают в его первоначальную стоимость (п. 146.5 НКУ).

Учтите: для того, чтобы иметь право на налоговые расходы и на налоговый кредит по НДС по ДЭС, необходимо документально подтвердить факт использования такого объекта в хозяйственной деятельности предприятия. Для этого следует издать распорядительный документ (к примеру, приказ), из которого будет следовать, с какой именно целью приобретается ДЭС. В частности, если ДЭС покупают в связи с возможным аварийным отключением электроэнергии, желательно располагать документом, подтверждающим, что такое отключение уже имело место или может возникнуть в будущем.

Если же ДЭС покупают для постоянного использования, нужно обосновать, почему без него «невозможно обойтись», т. е. по каким причинам нельзя использовать обычные источники электроснабжения. Ведь применение ДЭС в общем случае обходится «дороже» для предприятия, чем подключение к электросети. Поэтому для целей налогового учета нужно объяснить, чем именно обусловлены такие лишние траты.

При надлежащем документальном обосновании предприятие может включить амортизацию ДЭС в налоговые расходы. Как и в бухгалтерском учете, амортизацию показывают по статьям расходов в зависимости от функционального предназначения ДЭС.

Предприятие имеет право на налоговый кредит по НДС по ДЭС в общем порядке (п. 198.3 НКУ).

Учет дизельного топлива. Предприятие имеет право включить в расходы дизельное топливо при условии использования ДЭС в хозяйственной деятельности.

И здесь возникает вопрос: нужно ли разрабатывать нормативы расходования топлива? Мы считаем, что предприятие это может сделать по собственной инициативе, поскольку в нормативных актах таких требований, равно как и самих норм списания топлива для ДЭС, нет.

Вместе с тем желательно иметь документ, подтверждающий факт расходования топлива для ДЭС. Для этих целей можно разработать собственный первичный документ, к примеру, карточку списания дизельного топлива. Этот документ должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, в частности количество моточасов (если ДЭС позволяет вести их учет) и расход топлива по факту и по нормам (в случае их установления).

Причем можно составить сводный первичный документ на неделю, на месяц.

Помните: разработанную форму первичного документа следует утвердить приказом директора.

Экологический налог. За выбросы загрязняющих веществ в атмо­сферный воздух стационарными источниками загрязнения, в данном случае — ДЭС, необходимо уплачивать экологический налог (п.п. 240.1.1 НКУ).

Важно: велика вероятность, что налоговики захотят видеть в стационарных источниках загрязнения все без исключения ДЭС. Соответственно беспроблемный подход — следовать такой логике.

Ставки экологического налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения зависят от вида загрязняющего вещества и количества выбросов (ст. 243 НКУ). Поэтому для расчета экологического налога за котельную нужно знать объем и состав выбросов загрязняющих веществ, которые указываются в разрешении на выбросы.

Учтите: по мнению налоговых органов, экологический налог необходимо уплачивать независимо от наличия разрешения (см. разъяснение в категории 120.03 ЗІР ГФСУ; детали расчета эконалога см. в «БН», 2014, № 42, с. 43).

За недоплату экологического налога может быть наложен штраф по п. 123.1 НКУ в размере 25 % суммы определенного контролирующим органом налогового обязательства и пеня из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения (пп. 129.1.2, 129.4 НКУ). Само собой могут наказать и за неподачу декларации (170 грн., за повторное — 1020 грн.; п. 120.1 НКУ).

Также в таком «стационарном» случае нужно подать налоговикам ф. № 20-ОПП (подробнее об этом читайте в «БН», 2014, № 41, с. 30, № 40, с. 47, № 25, с. 38).

Пример. Предприятие приобрело дизельный генератор AGT MASTER G105 JSA за 540000 грн. с НДС (НДС — 90000 грн.) с целью бесперебойного обеспечения производственного цеха на случай отключения электроэнергии. Амортизация начисляется на ДЭС прямолинейным методом в течение 5 лет (9000 грн. в месяц).

 

Отражение в учете операций с ДЭС

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1. Приобретен дизельный генератор

152

631

450000

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

90000

3. Оплачен ДЭС

631

311

540000

4. Введен ДЭС в эксплуатацию

104

152

450000

5. Начислена амортизация на ДЭС (ежемесячно)

91

131

9000

9000

(стр. 05.1 декларации)(1)

6. Списано израсходованное дизельное топливо на ДЭС

91

203

300

300

(стр. 05.1 декларации)(1)

(1) Постоянные распределенные и переменные общепроизводственные расходы включаются в расходы в периоде реализации продукции, постоянные нераспределенные — в периоде понесения (п. 138.4 НКУ) (подробнее — в «БН», 2014, № 27, с. 36).

 

 

Как видим, приобретение ДЭС — дело затратное и хлопотное. Поэтому предприятия обычно отваживаются на такие действия только в случае острой необходимости.

Более распространен на практике вариант получения ДЭС в аренду, но это тема для отдельного разговора.

 

Выводы

  • Мы считаем, что на стационарные ДЭС, а также ДЭС открытого типа необходимо получить разрешение на выбросы.

  • Разрешение на работу объектов повышенной опасности на ДЭС в общем случае получать не нужно.

  • ДЭС зачисляются в группу 4 «Машины и обрудование» с минимально допустимым сроком полезного использования 5 лет.

  • Чтобы иметь право на налоговые расходы и на налоговый кредит по НДС по ДЭС, необходимо документально подтвердить факт использования такого объекта в хоздеятельности.

  • Предприятие имеет право включить в расходы дизельное топливо при условии использования ДЭС в хоздеятельности. При этом разрабатывать нормативы расходования топлива не нужно. Однако желательно иметь документ, подтверждающий факт расходования топлива на ДЭС.

  • Не забудьте о необходимости уплаты эконалога и подаче ф. № 20-ОПП.

Документы статьи

Закон № 2556 — Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 21.06.01 г. № 2556-III.

Инструкция № 7 — Инструкция о содержании и порядке составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденная приказом Минэкобезопасности от 10.02.95 г. № 7.

Порядок № 302 — Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, которые получили такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.02 г. № 302.

Порядок № 1107 — Порядок выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденный постановлением КМУ от 26.10.11 г. № 1107.

Перечень № 317 — Перечень типов оборудования, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников, утвержденный приказом Минприроды от 16.08.04 г. № 317.

Методика № 639 — Методика расчета размеров возмещения убытков, которые причинены государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная приказом Минприроды от 10.12.08 г. № 639.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше