Темы статей
Выбрать темы

Готовимся к холодам: утепляем стены, закупаем обогреватели

Кравченко Дарья, налоговый эксперт, d.kravchenko@id.factor.ua
Каждый из нас понимает — в этом году нам будет не до шуток. Веерные отключения электричества и тотальная экономия энергетических ресурсов обещают бодрящую зиму. Поэтому, пока есть время, будем готовиться к борьбе с холодом. Например, можно утеплить наружные стены помещения или купить обогреватели (если их не хватает). Мы же, со своей стороны, поможем вам отразить такие операции в учете. Что ж, приступим!

«Ремонтная» операция или отдельный объект

Утепление наружных стен. Конечно, конструкции фасадной теплоизоляции наружных стен бывают разными. Но, в общем, они представляют собой сборные системы, которые размещаются на наружной поверхности стены и состоят из слоя тепловой изоляции, отделочного слоя и средств их крепления на несущей части здания (п. 4.2 ДБН В.2.6-33:2008).

Как вы знаете, объектом основных средств (ОС) признается лишь завершенное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему или конструктивно обособ­ленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (п. 4 П(С)БУ 7).
Поскольку система утепления не работает обособленно от самого здания, то она не будет соответствовать и параметрам отдельного объекта ОС. Поэтому такую операцию мы отнесем к «ремонтно-улучшающим» мероприятиям.

Обогреватели. Если речь идет не о системе отопления, а об обогревательных приборах, которые могут использоваться автономно, то без сомнения отражаем их в учете как отдельные объекты ОС.

 

Особенности бухучета

Утепление стен собственного здания. Здесь нашим ориентиром будут выступать нормы П(С)БУ 7 и Методрекомендаций № 561. Согласно указанным документам, учет операций по утеплению стен здания будет зависеть от того, на что направлены проводимые мероприятия:

• на улучшение объекта ОС (мероприятия, которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования такого объекта);

• на поддержание объекта ОС в рабочем состоянии (мероприятия, направленные на получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования).

Что выбрать в каждом конкретном случае, решает руководитель предприятия. Свой выбор он должен делать с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности понесенных расходов (п. 29 Методрекомендаций № 561). Решение руководителя предприятия оформляется приказом о характере и признаках ремонтно-улучшающих работ (в произвольной форме).

По нашему мнению, расходы на утепление стен помещения направлены на улучшение объекта ОС. Для такого вывода у нас ряд причин.

Причина № 1. Утепление фасада здания приводит к увеличению будущих экономических выгод предприятия:

• повышает рыночную стоимость здания;

• улучшает способности стен сохранять тепло, что экономит теплоресурсы, необходимые для обогрева помещения;

• приводит к экономии на ремонте стен здания и т. д.

Причина № 2. Если заглянуть в п. 14 П(С)БУ 7, мы увидим, что к мероприятиям по улучшению объекта ОС относят модернизацию, модификацию, достройку, дооборудование, реконструкцию и т. п.

А дооборудование объекта ОС — это как раз и есть дополнение его новыми частями, деталями и другими механизмами, которые придают ему новые дополнительные функции или изменяют показатели работы. Кроме того, при дооборудовании объекта ОС его новые части становятся с ним единым целым и применение их по отдельности не имеет смысла.

Конечно, об увеличении срока полезного использования здания в этом случае речь не идет (п. 31 Методрекомендаций № 561). Ведь для его продления одной установки фасадной изоляции будет маловато.

Однако вполне обоснованно рассматривать утепление внешних стен здания как улучшение объекта ОС.

А значит, расходы, связанные с установлением фасадной теплоизоляции, в полном объеме относим на увеличение первоначальной стоимости объектов ОС.

Следовательно, в периоде осуществления «улучшительных» мероприятий группируем их на субсчете 151 «Капитальное строительство». А по окончании работ по улучшению объекта ОС зачисляем понесенные расходы на субсчет 103 «Здания и сооружения» (Дт 103 — Кт 151) и в дальнейшем амортизируем.

Внимание! С увеличением первоначальной стоимости объекта ОС увеличивается и база для начисления амортизации.

Утепление стен арендованного помещения. В этом случае следуем требованиям П(С)БУ 7 и П(С)БУ 14 «Аренда». Здесь, как и с собственным зданием, утепление фасада арендованного объекта ОС рассматривается как улучшение такого ОС.

Поэтому понесенные расходы арендатор собирает на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов» (п. 14 П(С)БУ 7). По окончании работ зачисляет сформированный объект прочих необоротных материальных активов на субсчет 117 «Прочие необоротные материальные активы» и затем его амортизирует.

Дальнейшая судьба расходов зависит от договоренности сторон о возмещении понесенных затрат.

Если арендодатель компенсирует расходы арендатору:

• по окончании срока действия договора аренды списываем сумму начисленной амортизации;

• необоротный актив переводим в актив, удерживаемый для продажи с прекращением начисления на него амортизации (используем субсчет 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи»).

Если арендодатель возмещать расходы не собирается, тогда списываем:

• сумму начисленного износа (Дт 132 — Кт 117);

• стоимость сформированного объекта прочих необоротных материальных активов как при бесплатной передаче (Дт 976— Кт 117).

Общую картину бухучета операций по утеплению стен вы можете увидеть на рисунке (ниже), а детали вы найдете в Шпаргалке бухгалтера «Ремонт (улучшение) арендованных ОС» // «БН», 2013, № 49, с. 21.

Обогреватели. Как мы уже сказали, обогреватели — это отдельный объект учета. Определяющими факторами здесь будут срок полезного использования и стоимость обогревателей.

Срок эксплуатации обогревателей, как правило, больше года, а цена не больше 2500 грн. Поэтому относим их к малоценным не­оборотным материальным активам (МНМА) и отражаем на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы», а затем амортизируем по методу «50 %/50 %» или «100 %».

 

img 1 

 

Налог на прибыль

Утепление стен собственного здания. Для налогового учета направленность «ремонтных» работ не имеет значения. Расходы на такие мероприятия отражают одинаково, следуя требованиям п. 146.11 и п. 146.12 НКУ.

Так, сумма расходов, связанных с улучшением объекта ОС в размере, не превышающем 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОС на начало отчетного года, попадает в налоговые расходы (п. 146.12 НКУ).

Заметьте! В расходы по улучшению объекта ОС попадают все расходы, связанные с улучшением объекта ОС. Если предприятие утепляло стены с привлечением сторонней организации — сюда войдут затраты на монтаж и установку теплоизоляционной конструкции. При самостоятельной установке — расходы на материалы, зарплату работников, амортизацию ОС, с помощью которых проводилось улучшение, и т. д.

Сумма, которая превысит установленный лимит, увеличит первоначальную стоимость объекта ОС (п. 146.11 НКУ).

При определении 10 % лимита следует помнить:

• в расчете данного показателя участвует только совокупная балансовая стоимость групп ОС, подлежащих амортизации. Не учитываются ОС группы 1 и группы 13 (п. 146.11 НКУ);

• совокупную балансовую стоимость берем на начало отчетного года;

• балансовой является остаточная стоимость, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации (п.п. 14.1.9 НКУ).

Но есть одна загвоздка. НКУ не конкретизирует, когда именно нужно признавать расходы на улучшение объекта ОС в пределах 10 % лимита. Поэтому логично пользоваться общими правилами признания расходов (пп. 138.4 и 138.5 НКУ). Другими словами, учитывать затраты в зависимости от назначения улучшаемых объектов ОС. Так:

• расходы на улучшение ОС производственного и общепроизводственного назначения попадут в себестоимость произведенной продукции. А в налоговые расходы ― в периоде признания дохода от реализации готовой продукции (стр. 05.1 декларации по налогу на прибыль);

• расходы на улучшение административных и сбытовых ОС — в соответствующую группу расходов в периоде проведения мероприятий по улучшению объекта ОС (стр. 06.1 и стр. 06.2 декларации по налогу на прибыль соответственно).

Внимание! Некоторые специалисты настаивают на том, что п. 138.5 НКУ, увязывая дату возникновения прочих налоговых расходов с бух­учетными правилами, требует относить расходы на улучшение ОС только в виде амортизации.
По сути, такой подход вообще отрицает применение 10 % «ремонтного» лимита к улучшениям ОС. То есть все затраты на улучшение ОС попадают в расходы только через механизм амортизации (и в бухучете, и в налоговом учете). Такой подход представляется более безопасным, ведь он оттягивает часть расходов на будущие периоды. Но заметим, что налоговики на такой трактовке положений п. 138.5 НКУ не настаивают (смотрите разъяснения ГФСУ о порядке налого­обложения капитальных затрат плательщиками налога на прибыль от 04.09.14 г.).

Что касается сверхлимитных расходов, которые увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС, то необходимо помнить о том, что амортизацию улучшенного объекта ОС теперь придется начислять по новой норме. При этом рассчитывать ее нужно будет уже исходя из остаточного срока полезного использования объекта ОС. А начислять — с месяца, следующего за увеличением первоначальной стоимости на сверхлимитные расходы.

Решение о выводе из эксплуатации — не видим повода. Согласно п. 146.2 НКУ, на период проведения работ по улучшению объекта ОС предприятие должно остановить начисление ежемесячной амортизации.

Но хотим вас успокоить: в нашем случае делать это не нужно, так как утепление фасада здания, как правило, никак не влияет на возможность использовать его по назначению.

Утепление стен арендованного помещения. Внимание! Для того, чтобы арендатор имел возможность отразить в налоговом учете расходы, понесенные на улучшение объекта ОС, в договоре аренды должна быть прописана либо обязанность, либо право арендатора осуществлять подобные работы (п. 146.19 НКУ).

Если такое условие соблюдено, при отражении расходов на утепление стен арендованного помещения в налоговом учете также ориентируемся на 10 % лимит. При этом арендатор из суммы расходов, превышающей этот предел, должен сформировать отдельный объект ОС, подлежащий налоговой амортизации (п. 146.19 НКУ).

Важно! Срок полезного использования такого объекта лучше привязать к сроку аренды. Но при этом следует учесть и сроки, установленные п. 145.1 НКУ.

Дальнейший учет улучшений будет зависеть от желания арендодателя возместить понесенные арендатором затраты.

Возврат улучшений без компенсации:

• в периоде окончания действия договора аренды остаточную стоимость сформированного объекта относим к прочим расходам (п.п. 138.12.1 НКУ). В декларации по налогу на прибыль такие затраты найдут себе место в стр. 06.4.18 приложения ІВ;

• прекращаем начислять амортизацию объекта с месяца, следующего за месяцем возврата объекта аренды (п. 146.15 НКУ).

Учтите! Если произведенные улучшения не могут быть отделены от объекта аренды, вы не можете их изъять (оставить у себя) на основании ч. 2 ст. 778 ГКУ. Тогда в учете проводим операцию по ликвидации объекта (п. 146.16 НКУ).

При возврате улучшений с последующей компенсацией расходов (категория 102.18.02 ЗІР ГФСУ):

• в отчетном периоде, в котором происходит возврат помещения, увеличиваем расходы на сумму стоимости улучшения объекта аренды, которая амортизируется, за вычетом сумм накопленной амортизации такого объекта ОС;

• включаем сумму компенсации в прочий доход по дате его признания в соответствии с требованиями бух­учета (п. 137.16 НКУ) и отражаем ее в стр. 03.7 приложения ІД к декларации по налогу на прибыль.

Обогреватели. Учитывая то, что срок ожидаемого использования обогревателей больше года, а их стоимость не превышает 2500 грн., в налоговом учете мы будем их рассматривать как МНМА (группа 11). Амортизацию МНМА начисляем либо методом «50 %/50 %», либо «100 %» (п.п. 145.1.6 НКУ).

Если же случится, что стоимость обогревателя превысит границу в 2500 грн., зачислите их в группу 6 «Инструменты, приборы, инвентарь (мебель)».

 

НДС

Утепление собственных стен. Если улучшаемый объект ОС используется в налогооблагаемых операциях в хозяйственной деятельности предприятия, суммы НДС в стоимости такого улучшения можно включать в налоговый кредит (п. 198.3 НКУ). Кроме того, не забудьте о налоговой накладной, которая подтвердит факт уплаты налога при оплате работ по утеплению фасада помещения (п. 201.11 НКУ).

Утепление стен арендованного помещения. Если арендодатель будет компенсировать стоимость проведенного ремонта, то безопаснее начислить НДС на сумму такой компенсации (подробнее об этой проблеме вы можете прочитать в «БН», 2014, № 28, с. 36).

Если же компенсации нет, то начислять налоговые обязательства не нужно. Ведь в НКУ не говорится, что улучшения являются объектом ОС. Они просто подлежат амортизации по правилам, предусмотренным для ОС. Это понятно, поскольку улучшения не попадают под определение ОС из п.п. 14.1.138 НКУ.

Улучшения по своей сути являются расходами, а не материальными (нематериальными) объектами или услугами.

По этой причине положения п. 146.20 НКУ предусматривают, что при возврате объекта оперативной аренды остаточная стоимость «ремонтного» объекта ОС в виде улучшений включается в налоговые расходы, а налоговые доходы не возникают. Устанавливая такие правила налогообложения, законодатель тем самым признает, что в данном случае отсутствует операция бесплатной передачи ОС или других активов.

К тому же сейчас бесплатные передачи фактически не облагаются НДС, поскольку база налогообложения в неконтролируемых операциях определяется исходя из договорной стоимости, которая в этом случае равна нулю (п. 188.1 НКУ)*.

* Подробнее об этом читайте в статье «Бесплатные передачи: «пристраиваем» в налоговом учете» // «БН», 2014, № 5, с. 37.

Напомним! Эти «демократичные» правила действуют только до 01.01.15 г.

Обогреватели. Связь покупки обогревателей с хозяйственной деятельностью предприятия уже давно ни у кого не вызывает сомнений (согласно «трудоохранным» нормам). А потому суммы НДС в стоимости таких аппаратов можно включать в налоговый кредит.

 

Пример — на десерт

В августе 2014 года предприятие утеплило наружные стены производственного помещения с привлечением сторонней организации на сумму 72000 грн. (в том числе НДС — 12000 грн.) Кроме того, в административное здание оно приобрело обогреватели в количестве 5 штук по цене 780 грн. каждый (в том числе НДС — 130 грн.). Ремонтный лимит в текущем году в размере 70000 грн. еще не использовали.

Отразим операции в налоговом и бухгалтерском учете.

 

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

Приобретаем обогреватели

1. Перечислена предоплата за обогреватели

371

311

3900

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты

641

644

650

3. Оприходованы обогреватели

153

631

3250

4. Списан ранее отраженный налоговый кредит по НДС

644

631

650

5. Проведен зачет задолженностей

631

371

3900

6. Переданы в эксплуатацию обогреватели

112

153

3250

7. Начислена амортизация обогревателей, учитываемых как МНМА (метод «100 %)

92

132

3250

3250

8. Отражена на забалансовом учете сумма начисленной амортизации обогревателей

09

3250

Утепляем фасад

1. Перечислена предварительная оплата стоимости услуг подрядной организации по утеплению фасада здания (производственное помещение)

371

311

72000

2. Отражен налоговый кредит по НДС в составе предоплаты

641

644

12000

3. Подписан акт выполненных работ с подрядной организацией

151

631

60000

60000(1)

4. Списана сумма ранее начисленного налогового кредита

644

631

12000

5. Отражен зачет задолженностей

631

371

72000

6. Отражено увеличение первоначальной стоимости здания на сумму расходов по улучшению объекта ОС

103

151

60000

7. Уменьшен остаток по счету 09

09

60000

(1) Сумма расходов на улучшение объекта ОС вписывается в 10 % лимит. Поэтому всю сумму включаем в себестоимость произведенной продукции и отражаем в составе налоговых расходов одновременно с признанием дохода от реализации такой продукции. Если использовать безопасный подход, то в расходы попадет только сумма амортизации.

 

Выводы

  • Операции по утеплению наружных стен здания рассматривают в учете как улучшение объекта ОС. Обогреватели же считают отдельным объектом ОС.

  • В бухучете расходы на улучшение собственных ОС в полном объеме относят на увеличение первоначальной стоимости объектов ОС. Из расходов на улучшение арендованных ОС формируют новый объект прочих необоротных материальных активов (на субсчете 117).

  • Обогреватели в бухучете рассматриваем как МНМА и отражаем на субсчете 112.

  • В налоговом учете при утеплении стен ориентируемся на 10 % лимит. Затраты, которые попали в его рамки, включаем в налоговые расходы. Сверхлимитные расходы либо относим на первоначальную стоимость улучшаемого объекта (для собственных зданий), либо формируем новый объект (для арендованных). Обогреватели учитываем в группе 11.

  • Суммы НДС в стоимости улучшения и покупки обогревателей можно включать в налоговый кредит.

Документы статьи

Методрекомендации № 561  Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом МФУ от 30.09.03 г. № 561.

ДБН В.2.6-33:2008  Государственные строительные нормы Украины. Конструкции домов и сооружений. Конструкции внешних стен с фасадной теплоизоляцией. Требования к проектированию, устройству и эксплуатации. ДБН В.2.6-33:2008, утвержденные приказом Минрегионразвития от 01.12.08 г. № 553.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше