Давайте-ка сразу же переформулируем исходный вопрос, и вот почему.
Прочитав о продаже топлива по талонам в «БН», 2015, № 31, с. 31, вы четко уяснили, что талон — это документ, лишь подтверждающий право его владельца (покупателя топлива) получить на АЗС определенное количество своего топлива определенной марки… Уточним: предельный срок получения топлива по талонам, как правило, в них указан и должен соблюдаться.
Обратите внимание: речь здесь пойдет именно о своем топливе, ранее приобретенном предприятием по безналичной предоплате, которое было передано АЗС на временное хранение и, разумеется, оприходовано на основании накладной продавца с одновременным получением от него соответствующих талонов, подтверждающих право на заправку таким топливом на АЗС.
Поэтому в покупке у вас кем-то таких талонов ровно столько же бессмыслицы, как, например, в покупке упомянутых расходных накладных на топливо. То есть это абсолютно бессмысленно и бесполезно. Другое дело — покупка собственно топлива. Так что давайте разбираться в ситуации, когда предприятие, которое:
(1) предоплатило топливо по безналичному расчету согласно договору купли-продажи;
(2) получило (и оприходовало) это топливо согласно расходной накладной поставщика;
(3) передало это топливо для временного хранения на АЗС согласно договору (ответственного) хранения*,
* Операции (1) и (3) могут осуществляться в рамках единого смешанного договора.
принимает решение остаток этого топлива (как «неликвиды») продать на сторону — тоже по безналичному расчету.
«До полного!»
Очевидно, что вы — как собственник топлива — вправе распорядиться им по своему усмотрению, в том числе продать, и в частности, по договору купли-продажи.
Уточним, что вопреки расхожему мифу для этого вам не потребуется никаких специальных документов разрешительного характера (лицензий). Ведь этого вида деятельности не было ни в ст. 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-ІІІ (кроме торговли жидким топливом из биомассы и биогазом), ни в ст. 7 заменившего его с 28.06.15 г. нового Закона Украины «О лицензировании видов предпринимательской деятельности» от 02.03.15 г. № 222-VІІІ.
Единственное формальное ограничение — это запрет единщикам продавать подакцизные товары, установленный п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ.
Впрочем, в данной конкретной ситуации, сказав о таком запрете, мы не можем ограничиться тем, чтобы просто поставить жирную точку… Смотрите почему.
Анализируя ранее** подобную ситуацию с продажей ЮРЕНом числившегося до этого у него на балансе как объект основных средств легкового автомобиля — внимание! — тоже формально считающегося подакцизным товаром, мы ссылались на лояльную консультацию налоговиков из подкатегории 108.12 ЗІР ГФСУ, в которой такая продажа не признавалась запрещенной!
** См. «БН», 2014, № 11, с. 29.
К сожалению, тут есть два минуса: 1) до сегодняшнего дня эта консультация не дожила (была исключена из ЗІР ГФСУ в новогоднем реформаторском запале, хотя никаких новых норм, которые изменяли бы вывод ЗІР ГФСУ на противоположный, в НКУ внесено не было); 2) в ней прямо говорилось совсем о другом подакцизном объекте продажи — легковом автомобиле (а не топливе)…
Но есть и плюс. Это главный аргумент той консультации, состоящий в том, что запрет НКУ установлен именно на деятельность (читай — систематическую деятельность) по продаже подакцизных товаров, а разовая продажа неликвидного легкового авто (а от себя добавим: и разовая продажа неликвидного топлива) никак не может считаться такой деятельностью!
Повторим: никакие изменения законодательства с тех пор справедливость этого аргумента не поколебали. Так что если вы работаете на упрощенке, то у вас остаются варианты: либо, заручившись положительной индивидуальной налоговой консультацией, полученной согласно ст. 52 НКУ, продать излишек топлива без затей, либо «продать» его в стоимости оказанных на сторону транспортных услуг или оформив передачу «заправленного» автомобиля в аренду… Ну не выливать же его в самом деле?
Да, и если уж мы решили проехаться по формальностям, то в бухучете (см. пример ниже) доход от продажи этого топлива должен попасть на Кт 712 (как доход от реализации «прочих оборотных активов» — запасов). Ну и в графе 4 выданной и зарегистрированной налоговой накладной (если, конечно, вы — плательщик НДС) нужно указать соответствующий код УКТВЭД проданного топлива…
Что же касается процедуры передачи топлива новому покупателю, то абсолютно безоблачный вариант — подогнать бензовоз на АЗС и залить в него сразу весь объем перепроданного топлива согласно соответствующему количеству талонов до последней капли!.. Разумеется, эти талоны вручите АЗС именно вы.
В противном случае — если купленное у вас топливо будет по вашим талонам получать на АЗС сам новый покупатель, то возможны проблемы, о которых мы вас просто обязаны предупредить.
«А казачок-то засланный!»*
* Из к/ф «Неуловимые мстители».
И проблема тут не в том, что АЗС потребует у предъявителя вашего талона как-то подтвердить его принадлежность к вашей конторе, нет! Талон для того и придуман, чтобы быть «окончательной бумажкой». Если ваш работник, не дай Бог, потеряет талоны — вы тут же на свою беду убедитесь в обезличенности процедуры заправки…
Вопросы тут в другом.
Недаром в указанной выше статье мы сказали, мол, все тонкости хозяйственных отношений АЗС и клиента должны быть четко прописаны в договоре между ними.
Ведь если копнуть глубже, то почему вообще у вас возникла необходимость перепродажи неиспользованного топлива? Почему бы вам по-хорошему не вернуть его поставщику вместе с талонами? Да потому что на практике поставщик, как правило, включает в договор обязанность покупателя выбрать все купленное топливо в строго ограниченное время. И еще оговорки, препятствующие односторонним изменениям его базовых условий (тем более — в интересах третьей стороны). А тут получится, что формально стороной договора ответственного хранения топлива осталось ваше предприятие (и оплата хранения ваша), а собственник хранимого топлива — уже другое лицо?!
Жизнь подсказывает массу спорных ситуаций, которые могут вызвать необходимость у получателя топлива обратиться к исходному договору: претензии к качеству топлива, несоблюдение его ассортимента на АЗС, необходимость доплаты за дополнительный срок хранения — например, если превышен первоначально указанный в талонах, замена поврежденных талонов!.. Примеров масса.
Возможно, новый покупатель ясно видит все эти дополнительные риски и нести их согласен (скажем, если он выберет все такое топливо «по быстрячку»). А если нет, то у вас два пути: либо «авось» и грех на душу, либо понимание, что ваша попытка честно прописать все риски в договоре между вами отобьет у него желание его заключать… В любом случае, рекомендуем в договоре купли-продажи с новым покупателем явно указать: а) номерные реквизиты талонов; б) указанный в них предельный срок получения топлива. Чтобы реагировать на его возможные претензии поговоркой: «Бачили очі, що купували»…
Цена вопроса
При формировании цены (пере)продаваемого топлива не упустите из виду два важнейших момента.
Во-первых, не будет лишним вам напомнить, что согласно абзацу второму п. 188.1 НКУ для перепродавца товара минимальная база обложения НДС равна цене приобретения такого товара. Очевидно, это цена оприходования вами топлива.
Во-вторых, нельзя не вспомнить и о скандальном «розничном» акцизе — ведь продаете-то вы подакцизный товар как-никак…
Заметим, что, несмотря на все потуги фискалов, по жизни нам до сих пор ни разу не попадал в руки расчетный документ АЗС с выделенной в нем суммой «розничного» акциза.
Интересно отметить по случаю, что в соответствии с абсурдным абзацем третьим п.п. 2 п. 6 разд. V Порядка заполнения и подачи декларации акцизного налога*, поскольку по факту обсуждаемое топливо было вами — как его первоначальным покупателем — именно перепродано (а Минфин в указанной новелле признал именно это «коммерческим использованием» подакцизного товара), то задним числом получилось, что ваш поставщик и не должен был взимать с вас «розничный» акциз на это топливо. Так что придраться к вашим входным документам (без выделенного в них «розничного» акциза) у налоговиков тем более никаких оснований нет.
* Утвержден приказом Минфина от 23.01.15 г. № 14.
Что же касается непосредственно вас: если вы — не субъект розничной торговли, то железно не подпадаете под определение плательщика «розничного» акциза в п.п. 212.1.11 НКУ. Точка. Если же вы таки субъект розничной торговли, то внимательно ознакомьтесь с нашими аргументами на с. 33 статьи, упомянутой в начале. Обратите внимание: поскольку в обсуждаемой здесь ситуации один субъект предпринимательства продает топливо другому такому же субъекту, то это четко подпадает под определение именно оптовой торговли согласно п. 4.5 ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения».
Кстати, именно поэтому целесообразно в данной ситуации воспользоваться безналичной формой расчета, тем самым убивая сразу двух зайцев: первого — вам не смогут пришить дату возникновения налогового обязательства по «розничному» акцизу согласно п. 216.9 НКУ; второго — это вообще избавит вас от требования фискалов провести эту куплю-продажу через РРО, которое они обычно выдвигают при продаже такого неликвидного топлива именно за наличку (подкатегория 109.02 ЗІР ГФСУ)…
И еще. Если неиспользованные талоны уже были выданы водителю, то предварительно заберите их у него назад и внесите об этом запись в журнал выдачи талонов (и не забудьте списать их с него в аналитическом учете).
О выгодах перепродажи этого топлива «втемную» мы сказать не посмеем…
В завершение — пример.
Пример. Предприятие купило 500 л бензина А-95 по цене 21,00 грн./л (в том числе НДС 20 % — 3,50 грн.) для заправки автомобиля директора по талонам (25 шт. талонов по 20 л). Израсходовано 380 л бензина (19 шт. талонов). Неизрасходованный бензин в количестве 120 л (6 шт. талонов по 20 л) продан другому предприятию по цене 21,60 грн./л (в том числе НДС 20 % — 3,60 грн.).
Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | ||
1. Приобретен бензин А-95 (500 л) по талонам согласно договору с АЗС: | |||
1. 1. Перечислены на АЗС средства с текущего счета | 371 | 311 | 10500 |
1.2. Отражен налоговый кредит по НДС (по зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной) | 641/НДС | 644 | 1750 |
2. Получены по накладной бензин (500 л) и талоны (25 шт.) от АЗС: | |||
2.1. Оприходован бензин по талонам | 2032(1) | 631 | 8750 |
2.2. Списана сумма налогового кредита | 644 | 631 | 1750 |
2.3. Зачтены задолженности | 631 | 371 | 10500 |
3. Израсходован в хоздеятельности бензин (380 л) по талонам (19 шт.): | |||
3.1. Списаны, числящиеся за водителем талоны (по дате отчета водителя о заправке) | 2033(2) | 2032 | 6650 |
3.2. Списан бензин на основании отчетов водителя (путевых листов — если они использовались(3)) | 92 | 2033 | 6650 |
4. Реализован «неликвидный» бензин: | |||
4.1. Получена на текущий счет предоплата от покупателя | 311 | 681 | 2592 |
4.2. Начислено налоговое обязательство по НДС (оформлена и зарегистрирована в ЕРНН налоговая накладная) | 643 | 641/НДС | 432 |
4.3. Бензин А-95 (120 л) и талоны (6 шт.) переданы покупателю по накладной(4) | 361 | 712 | 2592 |
4.4. Отражено налоговое обязательство по НДС | 712 | 643 | 432 |
4.5. Списана балансовая стоимость бензина | 943 | 2032 | 2100 |
4.6. Зачтены задолженности | 681 | 361 | 2592 |
5. Определен финансовый результат: | |||
5.1. Списаны доходы | 712 | 791 | 2160 |
5.2. Списаны расходы | 791 | 943 | 2100 |
(1) «Топливо в талонах». (2) «Топливо в баках». (3) См. «БН», 2013, № 46, с. 23. (4) С указанием номерных реквизитов талонов. |
Выводы
Формального запрета на перепродажу предприятием своего «неликвидного» поталонного топлива — а перепродать можно именно топливо, а не сами талоны, — законодательством не установлено.
Если новый покупатель выберет на АЗС все такое топливо одним махом, то все будет гладко, если же он будет продолжать заправляться по талонам первого покупателя — у него могут возникнуть некоторые проблемы с поставщиком.
При формировании цены продажи топлива плательщиком НДС ему необходимо учесть, что при перепродаже минимальная база НДС должна быть не ниже стоимости приобретения такого топлива.
Если перепродавец — не субъект розничной торговли, то он — не плательщик «розничного» акциза.