Темы статей
Выбрать темы

Финотчет субъектов малого предпринимательства: внедряем изменения

Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Недавние изменения, внесенные приказом № 573 в П(С)БУ 25, вызвали много вопросов. Ведь «переходные» нормы Минфин не описал, а официальных разъяснений по этому поводу пока не вышло. А «цена вопроса» сейчас велика, поскольку бухучет влияет и на налогообложение. Предлагаем вместе разобраться с возникшими проблемами.

Мы уже описывали внесенные в  П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» новации в статье «Бухучетные изменения: Минфин решил важные проблемы» // «БН», 2015, № 30, с. 13. По следам этой публикации стали поступать вопросы от читателей, связанные с двумя моментами:

1) порядком пересмотра учетной политики в соответствии с обновленными нормами п. 8 разд. І П(С)БУ 25;

2) необходимостью перехода на новый формат финотчета.

Начнем с учетной политики.

Как изменить учетную политику под новые нормы П(С)БУ 25?

Напомним, что в соответствии с  п. 8 разд. І П(С)БУ 25 субъекты, подающие Упрощенный финотчет (субъекты микропредпринимательства и единщики), теперь имеют право:

• учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости (без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости);

• не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на выплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;

• текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса в ее фактической сумме.

В связи с этим возник вопрос: с какого периода можно внести соответствующие изменения в учетную политику?

В  п. 9 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» и  п. 3.3 Методрекомендаций № 635 по этому поводу говорится, что учетная политика может изменяться, если изменяются уставные требования, требования органа, который утверждает положения (стандарты) бухгалтерского учета, либо если изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финотчетности. В данном случае так и есть: Минфин изменил требования к учетной политике.

А можно ли такие изменения внести в учетную политику в середине года? Мы считаем, что можно.

По общему правилу изменения в учетную политику можно вносить на любую дату, определенную предприятием, поскольку нормативные акты в сфере бухучета не содержат прямых указаний относительно сроков и периодичности изменений учетной политики.

Это косвенно подтвердил и сам Минфин в  п. 3.2 Методрекомендаций № 635, где сказано, что учетная политика может быть изменена, как правило, с начала года. То есть подразумевается, что могут быть исключения из этого правила.

Распорядительный документ об учетной политике может быть принят как базисный на время деятельности предприятия, в который при необходимости вносят изменения ( п. 3.4 раздела III Методрекомендаций № 635).

И только если в учетную политику внесли изменения, которые по объему охватывают большую часть текста или существенно влияют на его содержание, распорядительный документ об учетной политике Минфин рекомендует полностью переписать. Рассматриваемые учетные изменения вряд ли соответствуют этим условиям. Поэтому переписывать приказ об учетной политике не нужно, достаточно внести в него изменения.

Важная деталь: изменения в учетной политике отражают двумя способами: ретроспективным и перспективным. Приоритет имеет ретроспективный способ, а перспективный применяют в исключительных случаях.

Ретроспективное применение предполагает, что новая учетная политика применяется к операциям, другим событиям и условиям так, если бы эта политика применялась всегда (п. 5 МСБУ 8 «Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки»). В этом случае проводят такие учетные процедуры:

1) корректируют сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года. Если же изменения в учетной политике влияют не только на нераспределенную прибыль, корректируют также иные статьи финансовой отчетности, которых касаются изменения (письмо Минфина от 13.01.05 г. № 31-04200-20-10/508);

2) повторно предоставляют сравнительную информацию в финансовой отчетности. То есть за все предыдущие периоды отчетность составляют так, как если бы в ней уже применялась измененная учетная политика.

Перспективное применение изменений в учетной политике предусматривает, что новая учетная политика применяется к операциям, другим событиям и условиям, которые возникли после даты, с которой политика изменена.

В этом случае новые учетные правила применяют только с момента, на который приходятся изменения в учетной политике, и никакие процедуры по корректировке финансовых показателей в финансовой отчетности за предыдущие периоды не проводят.

Перспективный метод более удобен в сравнении с ретроспективным. Однако его применяют только в исключительных случаях, а именно, когда сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно ( п. 13 П(С)БУ 6).

Такие ситуации подробно описываются в МСБУ 8. Так, в соответствии с п. 26 МСБУ 8 ретроспективное применение не используют, если невозможно определить кумулятивное влияние на суммы в отчете о финансовом положении на начало и конец периода. Некоторые случаи «неприменения» приведены в п. 5 МСБУ 8.

Внимание: в любом случае предполагается, что изменение в учетной политике применяют начиная с начала текущего года, поскольку этот период является отчетным, а квартальная финотчетность является промежуточной ( ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете).

Поэтому если предприятие приняло решение внести изменения в учетную политику, оно должно их применять, как минимум, начиная с 01.01.15 г.

Для того, чтобы не проводить более ранний перерасчет показателей финотчета (до 01.01.15 г.), можно в распорядительном документе о внесении изменений в учетную политику указать, что:

«Предприятие применяет перспективный метод отражения в финансовой отчетности изменений в учетной политике (начиная с 01.01.2015 г.), поскольку в соответствии с  п. 13 П(С)БУ 6 определить размер корректировки величины нераспределенной прибыли (иных статей собственного капитала) на начало периода достоверно невозможно по таким причинам:

ретроспективное применение требует существенных предварительных оценок и при этом невозможно определить кумулятивное влияние изменений учетной политики на величину нераспределенной прибыли;

ретроспективное применение может основываться лишь на предположениях о том, какими намерениями управленческий персонал руководствовался в предыдущие периоды».

А теперь разберемся с тем, кому нужно менять учетную политику и переходить на новый формат финотчета.

Единщики 3 группы, не являющиеся субъектами микропредпринимательства

Применительно к составу лиц, подающих финотчет согласно П(С)БУ 25, основные новшества состоят в том, что Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс) составляют СМП — юридические лица, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством.

К ним относятся юридические лица — плательщики единого налога, которые соответствуют критериям, определенным п.п. 3 п. 291.4 НКУ, т. е. юрлица — плательщики единого налога 3 группы ( п. 44.2 НКУ).

Ранее такие лица подавали Финансовый отчет СМП (ф. № 1-м, 2-м).

Юрлица-единщики 3 группы, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства (по критерию численности), по нашему мнению, должны перейти на составление Упрощенного финотчета (ф. № 1-мс, 2-мс).

По всей видимости, такой переход следует сделать, начиная с финотчета за III квартал 2015 года. Связано это с тем, что изменились требования органа, который утверждает положения (стандарты) бухгалтерского учета (Минфина). И поскольку приказ № 573 (ср. ) вступил в силу с 24.07.15 г., то его нормы распространяются уже на финотчет, предоставляемый за III квартал 2015 года.

Учтите: единоналожники 3 группы, не относящиеся к субъектам микропредпринимательства, предоставляют Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс) в органы статистики не позднее 26.10.15 г. (включительно). Согласно п. 5 Порядка № 419 финотчет подается не позднее 25.10.15 г., но поскольку это выходной день (воскресенье), то срок переносится на первый после него рабочий день ( п. 10 Порядка № 419).

При составлении этого финотчета нужно будет заполнить гр. 4 «На початок звітного року» ф. № 1-мс и гр. 4 «За попередній період» ф. № 2-мс. Поэтому придется перевести данные «в новый формат» для ф. № 1-мс начиная с 01.01.15 г., для ф. № 2-мс — за период с 01.01.14 г. по 30.09.14 г. и, разумеется, указать их по-новому за период с 01.01.15 г. по 30.09.15 г.

Внимание: для указанных лиц с 24.07.15 г. изменились также требования к формированию учетной политики. В частности, они теперь могут использовать упрощенную процедуру формирования статей финотчета из п. 8 разд. І П(С)БУ 25.

В то же время, если предприятие не желает «мучиться» с изменением учетной политики, оно имеет полное право не применять упрощенный порядок. Ведь там говорится о том, что предприятия могут (а не обязаны!) его использовать.

Субъекты микропредпринимательства — плательщики налога на прибыль

Все субъекты микропредпринимательства (в том числе и плательщики налога на прибыль) и раньше должны были подавать Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс).

Для них с 24.07.15 г. изменились требования к формированию учетной политики: эти лица также попали теперь в «льготную» группу лиц из п. 8 разд. І П(С)БУ 25.

На заметку: указанные лица также имеют право не применять упрощенный порядок из п. 8 разд. І П(С)БУ 25, так как они именно могут (а не обязаны!) его использовать.

Здесь нужно взвесить, что для предприятия выгоднее: применять упрощенный порядок или нет, ведь сейчас данные бухучета непосредственно влияют на налогооблагаемую прибыль.

СМП, которые с III квартала стали соответствовать критериям субъектов микропредпринимательства

Отдельные вопросы возникли у тех лиц, которые с III квартала начали соответствовать критериям субъектов микропредпринимательства (по критерию численности).

Напомним, что в соответствии с  ч. 3 ст. 55 ХКУ к субъектам микропредпринимательства относятся юрлица, у которых:

• среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц;

• годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка.

Доходный критерий определяется по показателям за предыдущий (2014) год, поэтому он в течение 2015 г. не меняется, а вот критерий численности может изменить статус лица и в течение года.

Особенности составления финотчета лицами с таким измененным статусом в  П(С)БУ 25 не оговорены. Там лишь описан вариант, при котором лицо в течение года перестает соответствовать критериям СМП. Тогда такое лицо составляет финансовый отчет за отчетный период, в котором это состоялось, и дальнейшие периоды текущего (отчетного) года по «большим» формам в соответствии с  НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности».

А что делать тем СМП, которые стали субъектами микропредпринимательства в течение отчетного года, неясно.

По общим правилам при выборе формата финотчета руководствуются показателями за предыдущий календарный год (2014 г.). И только если лицо в течение отчетного года перестает соответствовать критериям СМП, оно может менять выбранный формат финотчета.

В то же время нужно учесть, что субъекты микропредпринимательства имеют полное право подавать в органы статистики только годовой финотчет ( п. 2 Порядка № 419). Поэтому с того квартала, когда лицо начинает соответствовать критериям субъекта микропредпринимательства, оно имеет право не подавать квартальный финотчет.

А по окончании года такие лица, по всей видимости, должны будут предоставить Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс), поскольку именно эта форма подтвердит, что они являются субъектами микропредпринимательства.

Есть еще один аргумент в пользу перехода на упрощенный формат: субъекты микропредпринимательства получили право на применение упрощений, предусмотренных п. 8 разд. І П(С)БУ 25. Эти «послабляющие» нормы «подстроены» именно под Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс). Поэтому будет логично, если вместе с изменением учетной политики предприятиям предоставят право подавать Упрощенный финотчет.

СМП, не относящиеся к субъектам микропредпринимательства, которые с III квартала перешли на упрощенную систему налогообложения

Мы считаем, что таким лицам однозначно нужно перейти на составление Упрощенного финотчета (ф. № 1-мс, 2-мс) с III квартала, поскольку условно считается, что данные формы «подстроены» под расчет единого налога.

Так, в  п. 44.2 НКУ по этому поводу сказано, что: «Юридические лица — плательщики единого налога, которые соответствуют критериям, определенным подпунктом 3 пункта 291.4 статьи 291 этого Кодекса, ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью учета объекта налогообложения по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику».

И хотя реально на основе показателей бухучета рассчитать единый налог никак не получится, привязка «единый налог — Упрощенный финотчет» есть. Соответственно, названные лица могут начать применять упрощенный бухучет.

СМП, не относящиеся к субъектам микропредпринимательства, которые с III квартала перешли на общую систему налогообложения

По всей видимости, этим лицам также придется сменить формат подаваемого финотчета и перейти с III квартала на составление Финансового отчета СМП (ф. № 1-м, 2-м).

Выводы

  • Субъекты микропредпринимательства и единщики теперь имеют право формировать некоторые статьи финотчета в упрощенном порядке.

  • По общему правилу изменения в учетную политику можно вносить на любую дату, определенную предприятием, в том числе и в середине года.

  • Изменения в учетной политике отражают двумя способами: ретроспективным и перспективным. При определенных обстоятельствах предприятие может не пересчитывать в случае изменения учетной политики показатели за предыдущие годы, но при этом предполагается, что такие изменения применяют начиная с начала текущего года.

  • Юрлица-единщики 3 группы, которые не относятся к субъектам микропредпринимательства (по критерию численности), по нашему мнению, должны перейти на составление Упрощенного финотчета начиная с III квартала 2015 года.

  • Субъекты микропредпринимательства — плательщики налога на прибыль могут с III квартала внести изменения в учетную политику и формировать статьи финотчета в упрощенном порядке.

  • СМП, которые с III квартала начали соответствовать критериям субъектов микропредпринимательства, имеют право подавать в органы статистики только годовой финотчет. По нашему мнению, они с III квартала могут перейти на составление Упрощенного финотчета и применение упрощенной учетной политики.

  • СМП, не относящиеся к субъектам микропредпринимательства, которые с III квартала перешли на упрощенную систему налогообложения, должны перейти на составление Упрощенного финотчета и применение упрощенной учетной политики.

  • СМП, не относящимся к субъектам микропредпринимательства, которые с III квартала перешли на общую систему налогообложения, по всей видимости, придется перейти с III квартала на составление Финансового отчета СМП (ф. № 1-м, 2-м).

Документы и сокращения статьи

Приказ № 573 — приказ МФУ от 18.06.15 г. № 573 «Об утверждении изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету».

Порядок № 419 — Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Методрекомендации № 635 — Методические рекомендации по учетной политике предприятия, утвержденные приказом МФУ от 27.06.13 г. № 635.

СМП — субъекты малого предпринимательства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше