Темы статей
Выбрать темы

Операция «Легализация»: трудозарплатные изменения и не только

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Законодатель решил заняться легализацией фонда оплаты труда. О «ЕСВ-прянике» вы уже прочитали в статье «ЕСВ: ищем «покращення» в «БН», № 3 за этот год. Сегодня поговорим о трудовом «кнуте».

Еще один «реформатор» из «новогодней компании» — Закон № 77. Именно он сконцентрировал в себе изменения в сфере трудовых отношений. В общих чертах понять, с чем мы имеем дело, можно было из обзорной Темы в «БН», 2015, № 1-2, с. 45. Сегодня более близкое знакомство.

 

Новое в трудовых отношениях

Ранее трудовой договор считался заключенным и тогда, когда приказ руководителя не был издан, но работника допустили к работе. С 1 января 2015 года такой номер не пройдет.

Вновь принятого работника можно допустить к работе только при соблюдении двух условий:

1) заключен трудовой договор путем оформления приказа (распоряжения) собственника (с которым работник ознакомлен под подпись). ФЛП, на наш взгляд, следует заключить с работником трудовой договор в письменной «старой» форме (как требует п. 6 ч. 1 ст. 24 КЗоТ), поскольку ФЛП не обязаны составлять приказы;

2) ГФСУ уведомили о приеме работника на работу.

Нюанс. Порядок такого уведомления должен утвердить КМУ. На принятие соответствующего нормативно-правового документа Законом № 77 КМУ отведено 3 месяца. Как поступать сейчас, ГФСУ «отмалчивается» — мол, появится документ от КМУ, тогда и разъясним. Сейчас разъяснять нечего (см. с. 46 номера).

Внимание! На местах налоговики склоняются к тому варианту, что уведомлять их нужно уже сейчас — письмом произвольной формы (до допуска работника к работе). Что касается подачи вместе с таким письмом копий различных документов, то здесь уже требования разные. Поэтому можно порекомендовать уточнить в своей ГНИ, в какой форме они хотят получать уведомление о приеме новых сотрудников.

В то же время считаем, что до появления порядка от КМУ невыполнение «уведомительного» требования не может повлечь за собой применение санкций.

Важно! Отменена (с 1 января 2015 года) регистрация в центре занятости трудового договора между работником и ФЛП. Очевидно, это связано с новым требованием уведомлять ГНИ о приеме новых работников.

Но опять же, как и ранее, предприниматель обязан заключить трудовой договор с работником в письменной форме.

Согласно устным разъяснениям специалистов ГЦЗ трудовые договоры, которые были зарегистрированы в центре занятости до 01.01.15 г., в случае увольнения работника нужно снять с регистрации по старым правилам.

Еще один нюанс. Работник, который выполнял работу без оформления трудовых отношений или работал на условиях неполного рабочего времени при фактическом выполнении работы полное рабочее время, может обратиться за защитой своих прав в суд. В случае вынесения решения в его пользу работодателю придется начислить и выплатить ему зарплату в размере не ниже средней зарплаты по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде без учета фактически выплаченной заработной платы (ст. 235 КЗоТ).

 

Ответственность за нарушение трудового законодательства

С 1 января 2015 года введены финсанкции для юрлиц и ФЛП за нарушение законодательства о труде. КЗоТ дополнили новой ст. 265, которая полностью посвящена ответственности.

Финсанкции за нарушение трудового законодательства вправе налагать органы Государственной инспекции Украины по вопросам труда (далее — Гоструда). Порядок их применения должен установить КМУ. Исполнять постановления органов Гоструда будет Государственная исполнительная служба.

При этом депутаты установили, что эти новые финсанкции не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным главой 27 ХКУ. Зачем? В частности, для того, чтобы снять временные ограничения, установленные для применения административно-хозяйственных санкций  ст. 250 ХКУ (в течение 6 месяцев со дня выявления, но не позже 1 года со дня совершения нарушения).

Также, представляется, ФЛП будет затруднительно доказать, что к ним не могут одновременно применять указанную финсанкцию и административную ответственность.

Что касается административной ответственности за нарушение законодательства о труде, то, как и раньше, ее несут должностные лица предприятий и физлица-предприниматели, а решение о наложении админштрафов, как и прежде, принимает суд. Только вот админштрафы на некоторые правонарушения существенно возросли.

 

Финансовая и административная ответственность

№ п/п

Нарушение

Финансовые санкции

Административные

санкции

1

Допуск к работе без надлежащего оформления трудовых отношений с выплатой зарплаты (вознаграждения) без уплаты ЕСВ и налогов

Штраф в размере 30 МЗП, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение*

(абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

Штраф в размере от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) (при этом во внимание берется лишь факт неоформления трудовых отношений), при повторном нарушении в течение года, за которое на лицо уже налагали админштраф, — от 1000 до 2000 ннмдг (от 17000 до 34000 грн.)

(ч. 3, 4 ст. 41 КоАП)

2

Оформление работников на неполное рабочее время при фактическом выполнении работы полное рабочее время с выплатой зарплаты (вознаграждения) без уплаты ЕСВ и налогов

Штраф в размере от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.), при повторном нарушении в течение года, за которое на лицо налагали админштраф, а также если нарушения совершены в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери, лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, — от 100 до 300 ннмдг (от 1700 до 5100 грн.)

(ч. 1, 2 ст. 41 КоАП)

3

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты более чем за один месяц, выплата зарплаты не в полном объеме

Штраф в размере 3 МЗП, установленных на момент выявления нарушения

(абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

4

Несоблюдение минимальных госгарантий в оплате труда

Штраф в размере 10 МЗП, установленных на момент выявления нарушения за каждого работника, чьи права нарушены

(абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

5

Другие нарушения трудового законодательства, кроме указанных в пп. 1-4

Штраф в размере 1 МЗП

(абз. 5 ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

6

Допуск к работе иностранца или лица без гражданства без разрешения на трудоустройство

Штраф за каждое такое лицо в размере 20 МЗП, установленных на момент выявления нарушения (абз. 2 ч. 5 ст. 53 Закона о занятости)

Штраф в размере от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.),

при повторном нарушении в течение года, за которое на лицо налагали админштраф, — от 1000 до 2000 ннмдг (от 17000 до 34000 грн.)

(ч. 3, 4 ст. 41 КоАП)

* Может налагаться и без проверки трудовиков, если будет решение суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени

 

Ужесточили и уголовную ответственность за грубые нарушения законодательства о труде. Теперь мы расскажем о других изменениях в законодательстве, важных для работодателей.

 

Детские радости: путевки и подарки

«Заботливый» законодатель ненавязчиво предложил работодателям самим разбираться с вопросами оздоровления детей работников и приобретения детских новогодних подарков. А чтобы работодатели не смогли отказаться от такого предложения, соответствующие дополнения были внесены в ч. 3 ст. 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII и ст. 24 Закона Украины «Об оздоровлении и отдыхе детей» от 04.09.08 г. № 375-VI. Заметьте, что Фонд социального страхования такие мероприятия финансировать не будет.

 

Контроль за соблюдением законодательства об оплате труда

Закон № 77 сузил круг госорганов, которые имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об оплате труда. Теперь их всего два: Гоструда и ГФСУ.

Профсоюзы и их объединения с 1 января 2015 года осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об оплате труда (см. ч. 6 ст. 35 Закона об оплате труда).

Контролеры Гоструда и ГФСУ вправе:

• получать от работодателей и наемных работников необходимую информацию, документы и материалы;

• посещать места осуществления хозяйственной деятельности во время выполнения трудовой функции наемными работниками.

Кроме того, налоговики имеют право проводить документальные внеплановые проверки, если ими была получена информация о том, что работодатель не заключил с наемными работниками трудовые договоры и уклоняется от налогообложения выплаченной (начисленной) зарплаты (см. п.п. 78.1.13 НКУ).

 

Выводы 

  • «Взлетели» санкции за «трудовые» нарушения.

  • Налоговиков нужно уведомлять о приеме работника на работу. Форма уведомления пока не утверждена. Пишем письма произвольной формы.

  • Для ФЛП-работодателей по-прежнему обязательна письменная форма трудового договора. Но регистрация в центре занятости трудового договора уже не нужна.

Документы и сокращения статьи

Закон № 77 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.14 г. № 77-VIII.

Закон о занятости  Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.12 г. № 5067-VI.

Закон об оплате труда  Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

ФЛП — физическое лицо — предприниматель.

Теги ЕСВ
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше