Отчетность
Начнем с того, что ПФУ письмом от 12.02.15 г. № 4244/05-10 (см. с. 10 номера) подтвердил нашу позицию относительно заполнения таблицы 6 ЕСВ-отчета по ф. № Д4. Так, если работнику за отчетный месяц начислена зарплата меньше размера МЗП (например, в связи с тем, что он работал неполное рабочее время), ЕСВ начисляем исходя из МЗП (1218 грн.), а удержания производим из фактически начисленной зарплаты. В таблице 6 ЕСВ-отчета по ф. № Д4 это будет отражено следующим образом:
• в реквизитах 17 и 18 указывают фактически начисленную зарплату (она будет ниже минимальной);
• в реквизите 19 указывают сумму удержанного ЕСВ за отчетный месяц (ее рассчитывают из фактической зарплаты).
Все остальные реквизиты таблицы 6 заполняют в обычном порядке.
Это хорошо. Но остался еще вопрос с таблицей 1 ЕСВ-отчета по ф. № Д4. По предварительным данным, контролеры видят ее заполнение так (пока официального письма от контролеров не поступало):
• в стр. 1.1 необходимо указать фактическую сумму заработка (она может быть ниже минимальной);
• в стр. 2.1.1 указывают базу начисления ЕСВ. Если фактическая зарплата ниже минимальной, то в стр. 2.1 следует указать размер МЗП (1218 грн.);
• в стр. 3.1.1 отражают сумму ЕСВ, начисленного «сверху» (если зарплата ниже минимальной, то здесь будет указана сумма минимального страхового взноса);
• в строках 4.1.1 и 5.1 показывают соответственно сумму фактического заработка и удержанного с него ЕСВ.
Но опять же данные предварительные, а отчет нужно было сдать еще 20 числа.
Многих плательщиков налоговики уже начали упрекать, что они подали отчеты с ошибками. Могут ли они оштрафовать плательщика и если могут, то как от этих санкций отбиться, ведь ситуация абсурдная?
Штрафы
Перечень штрафных санкций, которые налоговики могут применить к плательщикам, приведен в ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ. В частности, п. 7 ч. 11 ст. 25 этого Закона предусматривает 170-гривневый штраф за неподачу, несвоевременную подачу отчетности, подачу ее не по установленной форме (при повторном в течение года нарушении штраф возрастает до 1020 грн.).
Как видите, здесь ничего не сказано о подаче отчетности с искаженными данными. Следовательно, оштрафовать плательщиков за ЕСВ-отчет, поданный с ошибками, по ст. 25 Закона о ЕСВ фискалы не могут.
В то же время ст. 26 Закона о ЕСВ предусмотрено, что должностные лица плательщиков ЕСВ несут административную ответственность, в частности, за подачу недостоверных сведений, которые используются в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования (далее — Госреестр), других сведений, предусмотренных этим Законом. Меру ответственности определяет ст. 1651 КУоАП.
Подпадает ли ЕСВ-отчет с ошибкой под это нарушение?
Как известно, Госреестр состоит из реестра страхователей (его ведут налоговики) и реестра застрахованных лиц (его ведет ПФУ).
Так вот, в реестр страхователей вносятся лишь общие сведения, которые необходимы для учета плательщиков, их обязательств и уплаты ЕСВ: наименование юрлица или Ф. И. О. предпринимателя, местонахождение/место проживания, основной вид деятельности, класс профриска, код и название категории страхователя, его регистрационный номер, дата взятия на учет и снятия с учета, данные о регистрации трудового договора с наемным работником и т. д. (п. 4 разд. II Положения № 1162).
Если в ЕСВ-отчете допущена ошибка, связанна с неправильным указанием базы обложения ЕСВ, но при этом ЕСВ уплатите в полном объеме, то это никак не повлияет на данные реестра страхователей и, по логике, поводов для штрафов быть не должно.
А вот с реестром застрахованных лиц сложнее. Согласно п. 2 разд. II Положения № 10-1 в этот реестр включают сведения о застрахованных физлицах и информацию, необходимую для исчисления и назначения страховых выплат по отдельным видам соцстрахования. В частности, в реестре застрахованных лиц содержатся:
• персонифицированные сведения о застрахованных лицах и информация о начислении страховых взносов за них, которая подается страхователями в составе отчетности;
• сведения о зарплате, доходе и т. д., на которые начислен и с которых уплачен ЕСВ.
Если в реестр застрахованных лиц попадут недостоверные сведения, это может быть чревато админштрафом в размере от 510 до 680 грн. Его налагают не только на должностных лиц предприятия, но и на ФЛП.
Хорошо. Идем далее. Штрафное решение по указанному выше админнарушению (подача недостоверных сведений, которые используются в Госреестре) принимают именно органы ПФУ (ст. 2442 КУоАП).
Пенсионщики, как правило, лояльно и с пониманием относятся к плательщикам. Тем более что в рассматриваемой ситуации вины плательщиков в некорректном заполнении ЕСВ-отчета нет, а админнарушения без вины не бывает (ст. 9 КоАП). Законодательство изменилось, новую форму отчета контролеры утвердить не успели, и плательщикам пришлось выкручиваться самостоятельно: заполнять январскую ф. № Д4 исходя из своего здравого смысла в условиях информационного вакуума, ведь разъяснения контролеров стали поступать за считанные дни до окончания предельного срока подачи отчета.
Поэтому считаем, даже если пенсионщики и захотят применить штраф, что маловероятно, его можно обжаловать на указанных основаниях. В этом деле нам нужно руководствоваться статьями 288 и 289 КоАП:
• жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления;
• постановление следует обжаловать в вышестоящем органе (жалоба подается в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу) или в суд.
Но… согласно ст. 2342 КоАП налоговики тоже могут налагать админштрафы по ст. 1651 КоАП — по делам, связанным с нарушением законодательства о сборе и учете ЕСВ.
Получается и налоговики «в деле»?
Считаем, что вопрос спорный. Статья 1651 КоАП содержит много различных составов правонарушений, связанных с ЕСВ. При этом то нарушение, которое относится к «епархии» ПФУ (нас оно и интересует), как раз отдали ПФУ — ст. 2442 КУоАП. А все остальное — налоговикам. Но нас то все остальное не интересует.
Поэтому если налоговики все-таки захотят наложить админштраф по ст. 1651 КУоАП, его тоже нужно обжаловать. А в качестве аргументов:
• обратить внимание, что решение должны выносить не налоговики, а ПФУ (согласно ст. 2442 КУоАП);
• указать на отсутствие вины (подробнее выше).
Нормы об обжаловании аналогичны тем, о которых мы сказали выше.
Ну и наконец, если налоговики вообще пойдут путем «применения штрафа по аналогии» и все-таки оштрафуют страхователя на 170 грн. по п. 7 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ (как за неподачу отчетности), полученное решение о наложении штрафа можно и нужно обжаловать в соответствии с Порядком № 452 (т. е. в административном порядке). Как это сделать, смотрите на схеме на с. 29.
Документы и сокращения статьи
Порядок № 452 — Порядок рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решения о начислении пени и наложении штрафа, утвержденный приказом Миндоходов от 09.09.13 г. № 452.
Положение № 1162 — Положение о реестре страхователей, утвержденное приказом Минфина от 24.11.14 г. № 1162.
Положение № 10-1 — Положение о реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, утвержденное постановлением правления ПФУ от 18.06.14 г. № 10-1.
МЗП — минимальная заработная плата.