В комментируемом письме налоговики вновь говорят о компенсации коммунальных расходов арендодателю. И, похоже, опять признают ее составной частью арендной операции, которую нужно облагать НДС в общеустановленном порядке.
Но можно ли расценивать вывод сегодняшнего письма как пересмотр громкой позиции, изложенной в письмах ГФСУ от 19.04.16 г. № 8813/6/99-99-19-03-02-15 и 8815/6/99-99-19-03-02-15?
Напомним, в этих письмах фискалы заявили: арендодатель не осуществляет операций по поставке арендатору коммунальных услуг и электрической энергии. Следовательно, получение компенсации коммунальных расходов арендодателю — необлагаемая операция. А отсюда — отсутствие права на налоговый кредит на ее сумму у арендатора и необходимость начислить налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ у арендодателя (подробнее см. «БН», 2016, № 22, с. 27).
Комментируемое сегодня письмо — просто небольшое уточнение этой позиции или контролеры все же изменили свою позицию в этом вопросе? К сожалению, однозначный ответ на эти вопросы из сегодняшнего письма вовсе не следует.
Ведь в нем налоговики, отталкиваясь от бухгалтерских правил, доказывают, что возмещенная арендодателю стоимость коммунальных услуг включается в производственную себестоимость арендной услуги. И на основании этого делают вывод, что исключать их из базы налогообложения такой услуги оснований нет.
Потом контролеры добавляют: в случае, если между арендодателем и арендатором заключены отдельные договоры о предоставлении арендатором компенсации расходов, которые не включаются арендодателем в состав арендной платы, а подлежат отдельной оплате, в частности за потребленные арендатором коммунальные услуги и электроэнергию, на земельный налог, налог на недвижимое имущество, то суммы средств, уплаченные по таким договорам, не включаются арендодателем в базу налогообложения услуги по аренде недвижимого имущества, поскольку являются отдельными самостоятельными операциями. Но какими именно: облагаемыми или необлагаемыми считаются такие отдельные самостоятельные операции, налоговики, к сожалению, не уточняют.
Именно поэтому непонятно, говорят ли они о том, что компенсация коммунальных расходов облагается НДС независимо от того, каким образом оформлено ее предоставление: если она предусмотрена в арендном договоре — включается в базу налогообложения арендной услуги, а если по ней заключен отдельный договор — является отдельной налогооблагаемой операцией. Или же намекают, что компенсация подпадает под налогообложение только в том случае, если она включена в себестоимость арендной услуги. А если она предусмотрена отдельным договором и оплачивается отдельно, то не облагается НДС. То есть следует применять выводы упомянутых выше писем ГФСУ, которые до сих пор не отозваны.
Похоже, что контролеры решили угодить всем арендаторам: как плательщикам НДС, так и не плательщикам. Ведь арендодатель может самостоятельно определять — облагать ему сумму компенсации за коммуналку НДС или нет. Для этого ему просто следует определиться, будет ли компенсация входить в состав арендной платы или же как платеж по отдельному договору.
Однако этот подход решить всех проблем с компенсацией коммунальных платежей не сможет. Дело в том, что мы убеждены: независимо от способа оформления компенсация коммунальных расходов должна облагаться НДС. Ведь даже если рассматривать ее как отдельную операцию, она полностью подпадает под определение поставки услуг, приведенное в п.п. 14.1.185 НКУ. А следовательно, арендодатель должен начислить на ее стоимость налоговые обязательства, а арендатор имеет право на налоговый кредит.
Подытоживая указанное, заметим: очевидно, что появление комментируемого письма — реакция на резонанс, вызванный предыдущими «хорошими» письмами ГФСУ. Жаль только, что ясности в вопрос НДС-обложения компенсации коммунальных услуг он пока внес маловато.