Темы статей
Выбрать темы

Проводим сверку расчетов с бюджетом

Сумцова Ольга, налоговый эксперт
Наверное, каждый плательщик периодически сталкивается с необходимостью провести сверку расчетов с налоговым органом. Кроме того, сверка расчетов с бюджетом должна проводиться и в рамках ежегодной инвентаризации. О том, как провести такую сверку, и пойдет речь в сегодняшней статье.

Периодически сверять состояние расчетов с бюджетом полезно каждому плательщику: хотя бы для того, чтобы выяснить, не допущены ли ошибки при перечислении платежей или отражении их в учете.

Но расчеты с бюджетом являются еще и объектом годовой инвентаризации. Ведь перед составлением годовой финансовой отчетности следует обязательно провести инвентаризацию всех активов и обязательств (п. 7 разд. I Положения № 879*).

* Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879.

Как проводится сверка?

Вы, наверное, помните, что раньше Порядок № 765** предусматривал два механизма сверки расчетов с бюджетом:

** Порядок ведения органами Министерства доходов и сборов Украины оперативного учета налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, других платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении товаров, утвержденный приказом Миндоходов от 05.12.13 г. № 765 (утратил силу).

1) при устном обращении плательщика налогов результаты сверки налоговики отражали в книге учета сверок состояния расчетов;

2) по письменному требованию плательщика налогов результаты такой сверки оформляли Актом сверки расчетов с бюджетом.

Но сейчас весь этот механизм канул в Лету. Порядок № 765 утратил силу, а ему на смену пришел новый Порядок № 422 (утвержден приказом Минфина от 07.04.16 г. № 422). А в нем нет ни слова о проведении сверки расчетов с бюджетом и о праве плательщика требовать проведения такой сверки. Отменена и сама форма Акта сверки расчетов с бюджетом.

Как же тогда сверять расчеты с бюджетом? Налоговики рекомендуют проводить такую сверку через Электронный кабинет плательщика налогов. Далее расскажем, как это сделать.

Используем Электронный кабинет

Напомним, что найти Электронный кабинет плательщика*** можно:

*** Подробнее об Электронном кабинете плательщика вы можете прочитать в «БН», 2016, № 13, с. 41.

• по адресу https://cabinet.sfs.gov.ua;

• либо на официальном веб-портале ГФСУ www.sfs.gov.ua (для этого на главной странице в ленте сервисов нужно выбрать вкладку «Електронний кабінет платника (оновлена версія)»).

Важно! Для сверки расчетов с бюджетом нужно войти в личную часть (личный кабинет) плательщика налогов. А сделать это можно, только имея электронную цифровую подпись.

Никаких запросов для сверки расчетов с бюджетом через Электронный кабинет плательщика налоговикам подавать не нужно.

Получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом, используя Электронный кабинет плательщика, очень легко:

1. После входа в личную часть Электронного кабинета выбираем вкладку «Стан розрахунків з бюджетом» (см. рис. 1).

img 1

Рис. 1. Вкладка «Стан розрахунків з бюджетом»

2. Выбираем нужный контролирующий орган (см. рис. 2).

img 2

Рис. 2. Выбираем свою налоговую

3. Далее открывается перечень интегрированных карточек плательщика по всем налогам и сборам, которые уплачиваются в соответствующем контролирующем органе.

Зеленый цвет — активная карточка (есть движение по данному налогу/сбору), красный цвет — есть недоимка, серый цвет — закрытая карточка по данному виду налога/сбора.

4. Выбираем нужную карточку и открываем ее.

5. Указываем дату, на которую хотим получить данные.

6. В поле открытия карточки загружаем данные в формате Excel, выбрав соответствующую пиктограмму (см. рис. 3).

img 3

Рис. 3. Загружаем данные

В итоге вы получите полную информацию с интегрированной карточки по соответствующему бюджетному платежу.

Вот и все, что нужно для получения информации о состоянии расчетов с бюджетом через Электронный кабинет плательщика.

Получаем «официальное» подтверждение

То, что налоговики сделали доступной возможность сверять расчеты с бюджетом в электронном виде в режиме реального времени, — отлично. Но есть одно «но». На сегодняшний день в законодательстве нигде не закреплен статус сервиса «Электронный кабинет плательщика» (это только планируют сделать с начала следующего года). А что, если вы хотите получить «официальную» информацию от налоговиков о состоянии расчетов с бюджетом?

По разъяснениям, размещенным в категории 135.04 ЗІР ГФСУ, в этом случае налоговики рекомендуют плательщикам обращаться с письменным заявлением в контролирующий орган, в котором открыты интегрированные карточки, с просьбой предоставить информацию с интегрированных карточек плательщика налога относительно начисленных и уплаченных сумм и сальдо по состоянию на определенную дату в разрезе конкретных налогов и обязательных платежей. Ответ на такое заявление в виде письменного документа, в котором содержатся данные о состоянии расчетов с бюджетом, налоговики обещают выдать не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления от плательщика.

Составляется такое заявление в произвольной форме.

Проводим сверку

Получив информацию о состоянии расчетов с бюджетом, ее нужно сверить с данными бухгалтерского учета.

Проводя такую сверку, нужно учесть некоторые нюансы учета начисленных сумм платежей налоговыми органами. Так:

1) при подаче отчетных документов в законодательно установленные сроки начисление согласованных сумм денежных обязательств в интегрированной карточке плательщика осуществляют датой предельного срока их уплаты (п.п. 2 п. 4 разд. IV Порядка № 422);

2) при подаче отчетных документов после наступления предельного срока уплаты налоговых обязательств по ним, а также уточняющих отчетных документов, начисления в интегрированной карточке плательщика проводятся датой их подачи.

В связи с этим возникают обоснованные расхождения между учетными данными предприятия и данными интегрированных карточек. Так, например, начисление НДС за ноябрь в бухучете проводят ноябрем, а в интегрированной карточке — предельным сроком уплаты НДС за ноябрь, т. е. 30.12.16 г.

Такие расхождения вызваны разными правилами учета, а потому не могут считаться ошибкой.

Обратим внимание и на такой момент. Раньше в форме Акта сверки расчетов с бюджетом в колонке 1 были отражены данные налоговиков, в колонке 2 плательщик отражал свои учетные данные, а в колонке 3 отражались расхождения.

Поскольку форма Акта сверки расчетов с бюджетом сейчас отменена, для оформления результатов инвентаризации расчетов с бюджетом плательщику, считаем, целесообразно самостоятельно оформить такой Акт, взяв за основу ранее действовавшую его форму.

Если выявлены расхождения

Что делать, если цифры не сходятся?

В таком случае бухгалтера ожидает тщательное сопоставление данных учета:

с поданными декларациями, если не совпадает сумма начислений;

с выписками банка, если не совпадает сумма оплат.

Причина расхождений

Действия бухгалтера

Не сходится сумма оплат

Платеж ошибочно проведен в учете

Корректировка ошибочной записи методом «сторно»

Платеж ушел «не туда»

Корректировка данных в учете. Подача заявления на перечисление ошибочно уплаченной суммы в погашение обязательств по нужному платежу

Платеж «завис» в налоговой в составе невыясненных платежей

Обращение в налоговую. Подача заявления с уточненными реквизитами

«Прозевали» 1095 дней с даты возникновения переплаты

Списание переплаты на расходы периода на субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности»

Данные налоговиков ошибочны

Обращение в налоговую относительно того, что не совпадают суммы оплаты (с предоставлением копий платежных поручений, подтверждающих оплату)

Не сходится сумма начислений

Ошибки в декларациях по НДС при правильных данных в учете

Предоставление уточняющего расчета

Ошибки в учете

Корректировка данных учета

Данные налоговиков ошибочны

Обращение в налоговую относительно того, что данные не соответствуют поданным декларациям

Если выявлена переплата

Если по какому-то налогу/сбору выявлена переплата, то в таком случае предприятие может:

• оставить переплату для погашения будущих платежей по этому же налогу. При этом напомним: текущие обязательства по НДС должны уплачиваться с электронного НДС-счета, а переплату можно использовать, к примеру, для уплаты обязательств по НДС по уточняющему расчету;

• вернуть такую переплату на текущий счет;

• погасить существующую задолженность по другим налогам.

Внимание! Переплату по НДС можно вернуть только на электронный НДС-счет (п. 43.4 НКУ).

Если же предприятие принимает решение вернуть переплату или зачесть ее в уплату других налогов, следует учитывать нормы ст. 43 НКУ, регулирующей порядок такого возврата.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше