При передаче основных средств (ОС) другому предприятию составляется Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. № ОС-1), форма которого утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.
Это универсальный первичный документ. Обычно его составление ассоциируется с приобретением ОС и введением их в эксплуатацию. В то же время используют его и для исключения ОС из состава активов при передаче другому предприятию (организации).
Наряду с этим ф. № ОС-1 — не единственный первичный документ, которым можно оформить выбытие ОС при их продаже. Недавно Минфин приказом от 13.09.16 г. № 818 (см. «БН», 2016, № 45, с. 5) утвердил типовые формы по учету и списанию ОС субъектами государственного сектора. Минфин разрешил применять эти документы юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Среди новых форм вы можете отыскать Акт приемки-передачи основных средств. Он также применяется для оформления хозяйственных операций по передаче ОС покупателю в случае их отчуждения.
Акт составляется обязательно в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон — принимающей и передающей объект ОС) комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя субъекта государственного сектора, которая передает ОС.
То есть на сегодняшний день у обычных предприятий есть право выбора между «минстатовской» и «минфиновской» формами первичного документа, которым можно оформить продажу ОС.
Если же речь идет о сельхозпредприятиях, то они кроме вышеуказанных форм первичных документов при выбытии ОС могут использовать свои специфические формы, утвержденные приказом Минагрополитики от 27.09.07 г. № 701.
Из первичных документов, которые могут использовать аграрии для оформления выбытия ОС, подойдет Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. № ОЗСГ-1). Этот документ, как и указанные выше, применяется и при поступлении ОС, и в случае исключения их из состава активов при передаче другому предприятию (организации) за плату, без оплаты и также по договорам аренды.
Как видим, выбор первичных документов для оформления операции по продаже ОС достаточно широк. Осталось лишь определиться, какой вам больше подходит, и желательно прописать это в приказе об учетной политике.
Кроме указанных выше первичных документов при выбытии основных средств нужно также составить приказ о продаже ОС, утвердив его распоряжением руководителя предприятия. Дело в том, что распоряжаться имуществом (активами) предприятия может только уполномоченное на это учредителем(ями) лицо (обычно — директор).
Заметим. Покупателю нужно будет зарегистрировать приобретенное транспортное средство в сервисном центре МВД. А для этого нужно предоставить документы, подтверждающие правомерность его приобретения. Перечень таких документов приведен в п. 8 Порядка № 1388*. А среди этих документов упоминается еще и договор на их приобретение. Это может быть:
• договор, заключенный на товарных биржах на зарегистрированных в уполномоченном органе МВД бланках;
• договор, оформленный непосредственно в сервисных центрах МВД;
• нотариально удостоверенный договор купли-продажи (мены, поставки).