Суть дела — предприятие в стр. 25.1 НДС-декларации за июнь 2015 года отразило сумму НДС к уплате в бюджет. Однако уже 30 июля оно подало уточняющий расчет, в результате чего в июньской НДС-декларации появилась стр. 24.
Все бы ничего, да вот только исправление ошибки затронуло сумму налоговых обязательств предприятия в следующих отчетных периодах. Корректировать же регистрационный лимит (РЛ) налоговики отказались.
По этой причине предприятие обратилось в административный суд с исковым заявлением:
• признать незаконным бездействие ГФСУ по необеспечению автоматического увеличения РЛ на величину отрицательного значения (ОЗ) за июнь 2015 года;
• увеличить РЛ на величину ОЗ за июнь 2015 года и отразить соответствующее увеличение в Извлечении из системы электронного администрирования НДС (СЭА).
Напомним: 31.07.15 г. сумма ОЗ, не погашенного по состоянию на 01.07.15 г. и задекларированного плательщиком в стр. 24 и 31 июньской декларации (как того требовал Закон № 643*), увеличила размер РЛ плательщиков НДС ( п.п. 4 п. 34 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).
Однако после этого вносить какие-либо коррективы в размер РЛ в связи с уточнением указанных показателей налоговики категорически отказываются. Свидетельством тому являются их многочисленные письма (например, письма ГФСУ от 28.09.15 г. № 20537/6/99-99-19-03-02-15, от 23.11.15 г. № 24943/6/99-99-19-03-02-15).
Кстати, в зале суда первой инстанции они не отступили от своей позиции, объяснив ее тем, что корректировку строк 24 и 31 в системе «Архив электронной отчетности» подсистемы «Реестр операций НДС» осуществить механически невозможно. Но! ГФСУ работает над решением технических вопросов функционирования СЭА в части увеличения РЛ.
Такое пояснение довольно шатко. Ведь с 01.02.15 г. плательщики НДС также могли увеличивать размер РЛ за счет «старых» ОЗ ( п. 33 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). При этом при подаче уточняющего расчета за периоды, предшествовавшие 01.02.15 г., в связи с чем менялась и сумма «старого» ОЗ (увеличивалась она или уменьшалась), автоматически менялся и РЛ (независимо от того, в каком из последующих периодов это произошло).
Суды первой и аппеляционной инстанций не согласились с точкой зрения контролеров исходя из таких соображений.
Согласно п.п. 4 п. 34 подразд. 2 разд. ХХ НКУ определяющим фактором для автоматического увеличения РЛ в СЭА на сумму ОЗ, которая зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного периода, является указание такой суммы именно в налоговой отчетности по НДС плательщика налога.
В свою очередь, к налоговой отчетности по НДС согласно п. 8 разд. I Порядка заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом МФУ от 23.09.14 г. № 966, относятся:
• налоговая декларация по НДС с приложениями;
• уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок с приложениями.
Таким образом, уточняющий расчет за отчетный период — июнь 2015 года является одной из форм налоговой отчетности по НДС, а следовательно, сформированные в нем показатели (в частности, стр. 24) должны были быть учтены ГФСУ при автоматическом увеличении суммы РЛ.
По нашему мнению, такое решение судебных инстанций абсолютно справедливо и соответствует нормам НКУ.
Очевидно, что ГФСУ будет подавать кассационную жалобу. Мы, в свою очередь, будем следить за развитием событий и оперативно проинформируем наших читателей о результате.