Темы статей
Выбрать темы

«Топливный» акциз, или Весеннее электронное администрирование

Жиленко Екатерина, налоговый эксперт, e.zhylenko@id.factor.ua
Вместе с весной в жизнь продавцов топлива должна прийти система электронного администрирования реализации топлива. Но это только теоретически, ведь март уже практически на дворе, а необходимая нормативная база для электронного администрирования опаздывает. Да и вникать в тонкости этого нововведения в любом случае нужно. Наша статья вам в этом поможет.

Основы

Уже с 1 марта 2016 года стартует система электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ), описанная в  ст. 232 НКУ. Ее основы собраны в схеме на с. 22. Здесь и регистрация реализаторов топлива отдельными плательщиками «топливного» акциза, и инвентаризация остатков топлива на начало марта, и акцизные накладные (АН) с обязательной регистрацией в Едином реестре акцизных накладных (ЕРАН) в пределах рассчитанного «акцизного» регистрационного лимита. Как обычно, предусмотрен переходный период для того, чтобы плательщики «топливного» акциза успели адаптироваться к новациям.

Но «топливно-акцизная» нормативно-правовая база запаздывает. На момент подготовки номера Минфин доложил на своем сайте, что 24.02.16 г. Кабмин все-таки утвердил необходимые порядки работы СЭАРТ. Формы документов должен утвердить сам Минфин. Надеемся, что нормативка появится к сроку.

Нормативка

С требованиями НКУ в части СЭАРТ вы ознакомились в «БН», 2016, № 1-2, с. 37. Подзаконные акты уже в пути. Так что, как только документы появятся, нужно будет оперативно их изучить и буквально с первых секунд использовать в работе. Поэтому мы подготовили для вас краткий обзор готовящейся нормативки (см. таблицу ниже).

Обзор «топливно-акцизных» документов

Документ

Описание

1. Акт инвентаризации объемов остатка горючего. 2. Порядок заполнения и подачи Акта инвентаризации объемов остатка горючего (http://sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2016-rik/66412.html)

Этот Акт нужно подать налоговикам в течение  20 календарных дней начиная с 1 марта 2016 года. То есть не позднее 20.03.16 г. Указанные в таком Акте объемы топлива на начало дня 1 марта 2016 года налоговики внесут в «суперформулу» — как объем топлива, на который плательщик имеет/имел право зарегистрировать в ЕРАН акцизную накладную/расчет корректировки акцизной накладной ( п. 9 подразд. 5 разд. XX НКУ). Обратите внимание! Акт составляется плательщиком «топливного» акциза. То есть подавать его нужно после того, как зарегистрируетесь плательщиком акцизного налога, реализующим топливо. Акт подается в электронной форме с наложением ЭЦП. Это значит, что нужно дождаться не только утверждения формы акта, но и появления его электронной формы в программном обеспечении, которое передает документы в налоговые органы. Помните: объемы топлива, которые вы укажете в Акте, пополнят ваш «реглимит» на регистрацию исходящих АН. Налоговики могут проверять достоверность поданных вами данных в течение полугода, и если выявят обман, внесут изменения в ЕРАН ( п. 9 подразд. 5 разд. ХХ НКУ)

3. Заявление о регистрации плательщика акцизного налога с реализации горючего. 4. Акцизная накладная. 5. Расчет корректировки акцизной накладной (РКАН). 6. Заявка на пополнение (корректировку) остатка горючего. 7. Порядок заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение остатка горючего (http://sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2016-rik/66411.html)

Как только форма заявления вступит в силу, торговцам топливом нужно будет срочно регистрироваться в качестве плательщиков «топливного» акциза. Ведь зарегистрироваться нужно не позднее чем за 3 рабочих дня до начала реализации топлива. Реализация топлива без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц и предпринимателей в размере 100 % стоимости реализованного топлива ( п. 117.3 НКУ). АН составляются в электронном виде и все без исключения регистрируются в ЕРАН

8. Порядок электронного администрирования реализации топлива (http://sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2016-rik/66243.html)

Фактически, это основной документ, регламентирующий работу СЭАРТ. Начиная с порядка подачи Заявления о регистрации плательщика акцизного сбора с реализации топлива, работы с СЭАРТ (открытия электронных счетов) и заканчивая выходом из рядов плательщиков такого акциза

9. Порядок ведения Единого реестра акцизных накладных (http://sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2016-rik/66242.html)

Здесь прописана «техника» работы ЕРАН: наложение ЭЦП на акцизные накладные, отправка квитанций налоговиками, направление плательщиком запросов, предоставление извлечений из ЕРАН и т. д.

«Топливный» акциз простым языком

Главная идея «топливного» акциза: вы покупаете топливо для перепродажи? Тогда вы должны зарегистрироваться плательщиком «топливного» акциза. При покупке топлива поставщик обязан составить на ваше имя АН на проданный вам объем топлива и зарегистрировать ее в ЕРАН. После этого купленный объем топлива станет для вас лимитом регистрации, в пределах которого вы сможете уже как продавец регистрировать исходящие (от вас) АН на продажу топлива. Если уложитесь в этот лимит, акциз уплачивать не придется!

Обратите внимание! АН составляется не на стоимость топлива, а именно на его объем. Поэтому как бы не менялась цена топлива при перепродаже, это не повлечет за собой начисление акциза. Главное, чтобы не был превышен «входящий» объем. А это никак не может произойти, если только у вас не появится топливо без АН (например, в ситуации когда поставщик по каким-то причинам не зарегистрирует АН на вас в ЕРАН).

Из этого следует, что «топливный» акциз уплачивается не со всего объема проданного топлива, а только с превышения объема продаж топлива над объемами его закупки (п.п. 213.1.12 НКУ), если такое превышение имеется.

Еще один вопрос, который многих волнует: нужно ли уплачивать «топливный» акциз с потерь топлива? Ведь на потери топлива (из-за испарения, порчи, уничтожения и пр.) нужно составлять АН.

Не переживайте! При покупке топлива вы получаете «регистрационный лимит» на весь отпущенный вам объем (и тот, который перепродадите, и тот, который станет потерями). Поэтому у вас будет запас «реглимита» для того, чтобы зарегистрировать АН на потери топлива без дополнительной уплаты акциза.

Мартовские переходы

В марте вы сможете регистрировать исходящие АН на любой объем топлива (период с 1 марта до 1 апреля 2016 года является переходным), а вот уже с апреля эта поблажка уйдет. При этом объемы отгрузки по таким мартовским АН, зарегистрированным в ЕРАН, не должны будут превышать общей суммы остатков топлива по Акту инвентаризации и поступлений по «входящим» АН, зарегистрированным в ЕРАН. В противном случае лимит регистрации «уйдет в минус».

При этом нужно обратить внимание на то, что ответственность за нарушение сроков регистрации АН/РКАН, составленных в марте 2016 года, продавцу топлива не грозит (речь идет о штрафах по  п. 1202 НКУ). Об этом сказано в  п. 11 подразд. 5 разд. XX НКУ.

img 1

Система электронного администрирования реализации топлива

Выводы

  • С 01.03.16 г. формально стартует СЭАРТ. Но фактически это произойдет со дня вступления в силу подзаконных актов.
  • В марте действует переходный период: регистрировать АН можно без привязки к регистрационному лимиту. За несвоевременно зарегистрированные АН, составленные в марте, не грозят штрафы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше