Темы статей
Выбрать темы

Открываем летнее кафе: организационные и учетные хлопоты

Беляева Елена, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
О том, что приближается лето, можно судить не только по яркому солнышку и многоголосому птичьему хору, но и по тому, как активно идет работа по сооружению летних кафе и других сезонных объектов торговли в местах массового отдыха граждан и вдоль автомобильных дорог. Об особенностях организации и осуществления торговли в сезонных автономных объектах летней торговли и пойдет речь в данной статье.

Разрешение на размещение временных сооружений

Торговля, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей, классифицируется как розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть. Порядок ее осуществления регламентирован Правилами № 369, но при этом следует соблюдать и общие правила торговли, в частности Правила № 185, Правила № 104, Порядок № 833.

Согласно п. 3 Правил № 369 розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть может производиться через:

1) пункты некапитальной застройки — киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

2) средства передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Торговые объекты, которые обычно используются при осуществлении сезонной выездной торговли, с точки зрения Закона № 3038, являются временными сооружениями.

Так, п. 1.4 Порядка № 244 устанавливает, что:

передвижным временным сооружением является сооружение, не имеющее закрытого помещения для временного пребывания людей, в котором может быть размещено торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат, другие приспособления для сезонной розничной торговли и прочей предпринимательской деятельности;

стационарным временным сооружением является сооружение, имеющее закрытое помещение для временного пребывания людей, площадью до 30 кв. м по внешнему контуру.

Основанием для размещения временного сооружения является паспорт привязки — комплект документов, в которых определено место установки временного сооружения на топографо-геодезической основе М 1:500, схема благоустройства прилегающей территории.

Если вы намереваетесь разместить временное сооружение, то вам придется пройти путь, этапы которого проиллюстрированы на рисунке:

img 1

Процедура получения паспорта привязки временного сооружения

Исходя из положений Порядка № 244, можно сделать вывод, что паспорт привязки необходим для временных сооружений, представляющих собой пункты некапитальной застройки (киоски, павильоны и т. д.). Для средств передвижной сети (например, автомагазины, автокафе, тележки и т. п.) его получать не нужно. Это же касается и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

Земля

Если права на землю уже получены. Прежде всего следует помнить о том, что земельный участок (находящийся как в собственности, так и в аренде) необходимо использовать только в соответствии с целевым назначением.

Размещение летнего кафе не будет нарушать целевое использование земли, если она отнесена к категории жилищной и общественной застройки.

Если земельный участок арендуется, то возможности его использования ограничены также условиями договора аренды. Каких-либо четких формулировок целей, для которых может использоваться земельный участок, законодательство не предлагает. Приемлемыми для того, чтобы размещение кафе не было квалифицировано как нарушение условий использования земельного участка, могут быть, например, такие формулировки: «предоставление услуг питания», «размещение заведения ресторанного хозяйства» и т. п.

Если земли еще нет. В этом случае землю можно либо купить, либо взять в аренду.

При покупке земли подтверждением права собственности на нее будет госакт о праве собственности на земельный участок, при аренде — договор аренды земельного участка.

Обращаем внимание! Госземинспекция (письмо от 11.07.08 г. № 6-8-2111) считает, что заключать следует не только договор аренды земельного участка, но и договор аренды твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. д.). И хотя это письмо издано достаточно давно, его выводы остаются актуальными и сейчас. Мы, конечно, считаем их мысль ошибочной, поскольку недопустимо взимать дважды арендную плату за один и тот же объект независимо от того, как он именуется в договорных отношениях.

Разрешение на торговлю у дорог

Прежде чем размещать объект сезонной выездной торговли в пределах полосы отведения автомобильных дорог, законодательство требует получить разрешение на размещение объекта на автодорогах у органов государственного управления автодорогами по согласованию с соответствующими подразделениями Национальной полиции. Выдается указанное разрешение на платной основе. О его получении идет речь в  ст. 37 Закона об автодорогах и в п. 64 Перечня № 3392.

В то же время порядок выдачи разрешения был признан недействительным еще в 2012 году и до сих пор на его смену ни один нормативно-правовой документ не утвержден. То есть на нормативном уровне в этом плане временно образовался пробел. А потому и разрешения на размещение объектов сезонной выездной торговли на автодорогах получать пока не нужно.

Санитарные разрешения

В  Законе о санитарном благополучии прямо не сказано о том, что для реализации пищевых продуктов нужно получать разрешение СЭС. Но имейте в виду: при любых действиях с продовольственными товарами (будь то производство или реализация) необходимо соблюдать все санитарные правила и нормы.

На автотранспорт, перевозящий продовольственное сырье и продовольственные товары для мелкорозничной торговой сети, должен быть оформлен санитарный паспорт ( п. 21 Правил № 369).

«Алкогольно-табачная» лицензия

Если наравне с прочими товарами на сезонном объекте планируется продавать алкогольные напитки и табачные изделия, то на право розничной торговли этими товарами нужно получить соответствующие лицензии: отдельно на алкогольные напитки и отдельно на табачные изделия.

Особенности лицензирования оговаривает Закон № 481. При этом под местом торговли этот Закон понимает место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического расположения, для табачных изделий и пива — без ограничения площади, для алкогольных напитков, кроме пива, — торговой площадью не менее 20 кв. м, оборудованное РРО (независимо от их количества) или где есть КУРО (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров.

Без лицензии можно обойтись только в том случае, если хозсубъект осуществляет розничную торговлю столовыми винами.

Документы на товар

Согласно п. 28 Правил № 369 работники пунктов мелкорозничной торговой сети на товары, полученные для продажи, если это предусмотрено законодательством, должны иметь:

• товарно-транспортные накладные, приходно-расходные накладные, приемные акты, заборные листы и т. д. с указанием названия, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;

• документы, согласно которым поступили товары, подлежащие обязательной сертификации, с указанием регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на соответствующий товар;

• копии заключений государственной санитарно-эпидемиологической службы, заверенные печатью предприятия, от которого получены эти товары;

• документы, удостоверяющие соответствие качества товаров требованиям нормативных документов (для импортных товаров — копии сертификатов, изложенные на языке страны-экспортера и на украинском или русском языке и заверенные печатью предприятия, от которого получены эти товары).

Предприятие, в подчинении которого есть пункты мелкорозничной торговой сети, обязано иметь вышеупомянутые документы на все товары, реализуемые в этих пунктах.

Требования к продуктам питания

Продукты, используемые для приготовления блюд в летнем кафе, должны быть безопасными для здоровья потребителей. При этом должны соблюдаться требования относительно качества продовольственного сырья, покупных товаров, пищевых продуктов и полуфабрикатов, их упаковки, маркировки, транспортировки, условий реализации, сроков годности к употреблению или дат окончания таких сроков ( п. 1.10 Правил № 219). В сопровождающих документах на товары, подлежащие обязательной сертификации, должны указываться регистрационные номера документов, подтверждающих их качество (сертификатов соответствия, свидетельств о признании соответствия или деклараций о соответствии) ( п. 18 Порядка № 833). На закупаемые в сыром, замороженном или охлажденном виде продукты животного происхождения (мясо, рыбу, яйца, колбасу, морепродукты и т. п.) следует иметь соответствующие ветеринарные документы.

В процессе приготовления блюд должны соблюдаться технологические режимы производства (совместимость продуктов, их взаимозаменяемость, режим холодной и тепловой обработки сырья и т. п.), определенные нормативной документацией (сборниками рецептур, техническими условиями, санитарными правилами).

Также субъект хозяйствования вправе самостоятельно разрабатывать фирменные блюда и изделия. Технологическая документация на них составляется в произвольной форме и утверждается руководителем субъекта хозяйствования в сфере ресторанного хозяйства ( п. 2.2 Правил № 219).

Ассортимент продукции

Ассортиментный перечень реализуемой продукции субъект хозяйствования определяет самостоятельно (он утверждается руководителем предприятия). Основной ассортимент продукции летних кафе — это, как правило, блюда, изделия и напитки быстрого приготовления, бутерброды, холодные и горячие блюда, закуски несложного приготовления, холодные, горячие, прохладительные напитки, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, мороженое, пиво, покупные продовольственные товары (шоколад, печенье, конфеты, чипсы, орешки и т. п.).

Требования к работникам

Работники пунктов мелкорозничной торговой сети, которые непосредственно продают продовольственные товары, подлежат в установленном порядке систематическому медобследованию, результаты которого заносятся в личные медицинские книжки, хранящиеся на рабочих местах работников.

Во время выполнения своих обязанностей работники обязаны:

• быть одеты в форменную или санитарную одежду и головные уборы;

• соблюдать правила личной гигиены, содержать рабочее место, помещение и окружающую территорию в надлежащем санитарном состоянии, не курить на рабочем месте, быть вежливыми с покупателями;

• иметь при себе паспорт.

Нужен ли Уголок покупателя на объекте сезонной выездной торговли

Да, нужен. В  п. 10 Порядка № 833 и  п. 3.12 Правил № 219 указано, что Уголок покупателя должен находиться на видном и доступном месте и на нем должны размещаться информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей. Здесь же целесообразно разместить санитарные правила, копии лицензий и другую необходимую информацию.

При этом согласно п. 21 Правил № 369 на кузовах автомагазинов, автокафе, авторазвозок, автоприцепов, автоцистерн должна быть нанесена краской четкая надпись в виде наименования, адреса субъекта хозяйствования, номера точки передвижной торговой сети и номера телефона такого субъекта.

В случае осуществления выездной (выносной) торговли, а также продажи товаров с использованием других нестационарных средств на рабочем месте продавца должна быть установлена табличка с указанием его фамилии, имени и отчества, а также сведений о хозсубъекте, который организовал торговлю:

• для юрлица — наименование, местонахождение и номер телефона;

• для физлица-предпринимателя — фамилия, имя и отчество, номер свидетельства о госрегистрации (или копия выписки из Единого госреестра) и наименование органа, осуществившего такую регистрацию.

Режим работы

На фасаде летнего кафе размещают вывеску с указанием его типа (класса), названия, наименования субъекта предпринимательской деятельности и режима работы. Режим работы летнего кафе устанавливается хозсубъектом самостоятельно и согласовывается с органами местного самоуправления ( п. 1.7 Правил № 219). При этом местными правилами могут оговариваться условия работы летних кафе в ночное время.

Зачастую непременным атрибутом летних площадок и кафе является музыкальное сопровождение. В таком случае нужно учесть, что работа летних кафе не должна ухудшать условия проживания людей прилегающих жилых массивов. Поэтому распоряжением местных властей может ограничиваться звучание музыки через усилительную аппаратуру (выступление вокально-инструментальных ансамблей, солистов, «караоке», звуковидеовоспроизводящей аппаратуры и т. п.) на открытых летних площадках (кафе) в ночное время (с 22 до 8 часов). Если же летнее кафе работает и в ночное время — необходимо обеспечить соблюдение допустимого уровня шума согласно санитарным требованиям.

Наличные расчеты

Без РРО и РК. Статья 9 Закона об РРО освобождает от применения РРО и расчетных книжек (далее — РК) субъектов, которые продают воду, молоко, квас, масло и живую рыбу из автоцистерн, бочек и бидонов. Факт приема наличных (по требованию покупателя) в данном случае оформляется обычным расчетным документом (квитанцией, товарным чеком и т. п.). Но если наряду с этими вы реализуете другие товары, то об этом освобождении можно забыть.

Без РРО и РК также могут работать предприниматели-единоналожники ( п. 296.10 НКУ):

• группы 1;

• групп 2 и 3 независимо от вида деятельности при условии, что объем дохода в течение календарного года не превышает 1 млн грн.

Без РРО, но с РК. Возможность проведения расчетов с покупателями без РРО, но с применением РК предусмотрена ст. 10 Закона об РРО. Ею вправе воспользоваться предприятия и ФЛП, виды деятельности которых указаны в  Перечне № 1336 (ср. ). В него входят, в частности:

• розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики и т. д.), которые расположены за пределами стационарных помещений. При этом годовой объем продажи через такие пункты не должен превышать 200 тыс. грн. на одного субъекта хозяйственной деятельности.

При превышении предельного годового объема таких операций (200 тыс. грн.) применение РРО является обязательным. Причем перейти на расчеты с применением РРО нужно в течение месяца после превышения предела (см. письмо ГНАУ от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572);

• розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа). Ограничение по объему выручки — также не более 200 тыс. грн. в год на одного субъекта хозяйственной деятельности;

• розничная торговля и общественное питание на территории села, которые осуществляются предприятиями потребительской кооперации, а также сельхозтоваропроизводителями, использующими продукцию собственного производства. Ограничения по объему выручки нет.

Документы статьи

Закон об автодорогах — Закон Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.05 г. № 2862-IV.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.11 г. № 3038-VI.

Закон о санитарном благополучии — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Перечень № 3392 — Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, приведенный в приложении к Закону Украины от 19.05.11 г. № 3392-VI.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Минрегионстроя от 21.10.11 г. № 244.

Правила № 185 — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 11.07.03 г. № 185.

Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные Министерством внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.02 г. № 219.

Правила № 104 — Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 104.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше