Темы статей
Выбрать темы

Минбаза НДС для собственной продукции: как отыскать ориентир

Кравченко Дарья, налоговый эксперт, d.kravchenko@id.factor.ua
«Ну не везет, так не везет!». Что ж, установить «надежный» минимальный предел базы обложения НДС для самостоятельно изготовленных товаров/услуг с первой попытки не получилось. Первоначальная идея − использовать для этих целей себестоимость произведенной продукции вызвала лишь бурю вопросов, на которые даже налоговики долгое время не могли найти ответ («БН», 2015, № 9, с. 21). Дабы не ломать голову над их решением, законодатели выбрали более легкий путь — установили минбазу на уровне обычных цен. Облегчит ли такой выбор жизнь плательщикам НДС? Давайте разберемся.

В чем загвоздка?

Применять обычные цены (даже в отношении базы обложения НДС) для плательщиков НДС не в новинку.

Напомним: до 01.09.13 г. такие цены приходилось использовать для определения налоговых обязательств и налогового кредита как в общих, так и в специфических случаях (например, в случае бесплатных поставок, бартера, поставок неплательщикам НДС и т. д.).

После указанной даты сфера применения обычных цен сместилась в плоскость трансфертного ценообразования. Что касается НДС-учета, то отказаться от них полностью не получилось. К обычным ценам приходилось прибегать:

• при «условных продажах» товаров/услуг, необоротных активов в случае аннулирования НДС-регистрации ( п. 184.7 НКУ);

• при комиссионной торговле подержанными транспортными средствами ( п. 189.3 НКУ);

• при ликвидации основных средств по самостоятельному решению налогоплательщика ( п. 189.9 НКУ);

• при получении услуг от нерезидентов без их оплаты ( п. 190.2 НКУ);

• при поставке необоротных активов в пределах баланса (в случае отсутствия учета необоротных активов) ( п. 189.1 НКУ).

Минимальная граница для базы обложения НДС напомнила о себе год назад (01.01.15 г.), когда установили лимит:

• для товаров/услуг — не ниже цены их приобретения;

для самостоятельно изготовленных товаров/услуг — не ниже их себестоимости;

• для необоротных активов — не ниже балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся на начало отчетного периода, в течение которого осуществлялись такие операции.

Такое новшество требовало уточнений. Ведь себестоимость бывает разной. Например, можно взять производственную себестоимость, а можно и себестоимость реализации. Какую из них выбрать в качестве точки отсчета базы обложения НДС для собственной продукции?

Недолго думая, налоговики остановили свой выбор на производственной себестоимости (письмо ГФСУ от 08.04.15 г. № 7414/6/99-99-19-03-02-15).

Однако это не решило всех проблем. Производители столкнулись с проблемой расчета себестоимости изготовленной продукции на дату «первого события» и как следствием нарушением сроков регистрации НН, составленной на превышение, в ЕРНН.

В качестве выхода из ситуации контролеры предложили — в случае, если:

1. «Первым событием» является получение предоплаты за товар, который еще не изготовлен, то:

• на дату получения аванса поставщик должен начислить НО исходя из договорной стоимости такого товара, составить НН и зарегистрировать ее в ЕРНН;

• если при оприходовании на баланс самостоятельно изготовленного товара его производственная себестоимость превысит договорную стоимость, на дату его оприходования на баланс поставщик должен составить вторую НН исходя из разницы между производственной себестоимостью и договорной стоимостью такого товара.

2. «Первым событием» является отгрузка товара и при этом его производственная себестоимость превысит договорную стоимость, то на дату отгрузки поставщик должен составить две НН:

первую НН — исходя из договорной стоимости товара;

вторую НН — на разницу между производственной себестоимостью и договорной стоимостью.

Однако и такая комбинация не была идеальной, так как не учитывала:

• то, что производственную себестоимость могут определять и после оприходования товаров;

• случаи получения от покупателя частичной предоплаты, в то время как товар оприходован в полном объеме (но отгрузки еще не было).

В общем, одни неясности.

В итоге, продержав плательщиков НДС в состоянии неопределенности в течение всего 2015 года, законодатели решили внести изменения в НКУ. Так, с 01.01.16 г. минимальная база обложения НДС для самостоятельно изготовленной продукции установлена на уровне не ниже обычных цен ( п. 188.1 НКУ).

Обычная цена — как определить?

Для того, чтобы ответить на вопрос, что такое обычная цена, достаточно заглянуть в  п.п. 14.1.71 НКУ. Согласно данной норме, обычная цена — это цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено НКУ.

Обратите внимание! Если не доказано обратное, считается, что обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

Отсюда можно сделать вывод, что какую бы цену плательщик НДС ни установил в качестве обычной (конечно, с оглядкой на уровень рыночных цен), его решение будет считаться правомерным до тех пор, пока налоговики не докажут обратное.

Поэтому необходимо выяснить, что же представляет собой рыночная цена. Согласно п.п. 14.1.219 НКУ, рыночная цена — это цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому собственнику. Но! При условии, что:

• продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить на добровольной основе;

• обе стороны являются взаимно независимыми юридически и фактически;

• владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Иначе говоря, рыночной является цена, по которой продажа товаров (работ, услуг) осуществляется не связанным лицам, не в порядке принудительной реализации (принудительной реализацией может быть, к примеру, реализация имущества, полученного в залог) и по действующим на рынке ценам на такие товары (работы, услуги).

Как видите, при определении обычных цен используются данные об идентичных и однородных товарах/услугах.

К однородным (подобным) товарам (работам, услугам) относят товары (работы, услуги), имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, в результате чего они выполняют одинаковые функции по сравнению с оцениваемыми товарами и считаются коммерчески взаимозаменяемыми ( п.п. 14.1.131 НКУ).

К признакам таких товаров относят: качество и деловую репутацию на рынке, наличие торговой марки, страну производства, производителя, год производства, новизну, срок годности.

А вот к идентичным  товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки ( п.п. 14.1.80 НКУ). Например: физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна производства (происхождения), производитель.

При этом обращаться к ним следует в строгой последовательности: в первую очередь во внимание должны приниматься идентичные товары (работы, услуги) и лишь при их отсутствии — однородные.

Конечно, такой подход не добавляет ясности. Ведь если до 01.09.13 г. методы определения и порядок применения обычных цен были прописаны в  ст. 39 НКУ, то начиная с указанного момента плательщики НДС, так сказать, «пошли в свободное плавание».

При такой неопределенности для них возникает большое количество рисков, ведь:

• рыночная цена постоянно меняется. И что для предприятия при продаже товаров/услуг будет обычной ценой, налоговики (при проверке через год) уже такой не назовут;

• на рынке порой очень сложно представить абсолютно аналогичные по всем характеристикам товары/услуги. На их цену могут повлиять совершенно разные факторы (к примеру, условия и время поставки).

В такой ситуации плательщикам нужно постараться обезопасить себя от возможных нападок со стороны контролеров и, как следствие, доначисления НО по НДС. Для этого:

1. Разработайте на предприятии ценовую политику, в которой:

• детально распишите механизм расчета стоимости собственной продукции (включая системы скидок покупателям);

• укажите, какую именно цену вы будете брать в качестве обычной.

2. Периодически проводите маркетинговые исследования рынка, которые бы давали реальную картину и фиксировали, что цена на товар/услугу соответствует обычной цене (рыночной цене). Для этого используйте данные:

• аналогичных договоров, по которым продавались товары/услуги в сопоставимых условиях (принимая во внимание акции, скидки, условия платежей, инфляцию и т. д.);

• прайс-листов, рекламных проспектов (как собственных, так и других предприятий);

• о ценах, указанных в публичных объявлениях (реклама в СМИ);

• данные, полученные о качестве товара, его сроках годности и т. п.

При этом датой, на которую нужно определять обычную цену, будет дата «первого события» по операции поставки собственной продукции.

Обычные цены для особых случаев

Необходимо сказать о тех исключительных случаях, когда привычный способ определения обычной цены не работает. Они касаются:

1. Товаров/работ/услуг, цены на которые подлежат госрегулированию. Для них обычной ценой считается цена, установленная в соответствии с правилами такого регулирования.

Однако для минимальной базы обложения НДС это не играет особой роли. Ведь, следуя требованиям п. 188.1 НКУ, минимальный предел базы обложения НДС, а соответственно и обычная цена, не применяются при поставке:

• товаров (услуг), цены на которые подлежат госрегулированию. Перечень таких товаров/услуг содержится в  Постановлении № 1548*;

* Постановление КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548.

• газа для нужд населения.

2. Товаров/работ/услуг, на которые установлены минимальная цена продажи или индикативная цена (например, минимальная цена на алкогольные напитки). В таком случае обычной ценой считается цена, определенная сторонами договора, но не ниже такой минимальной или индикативной цены.

3. Принудительной продажи залогового имущества (на аукционе). В таком случае обычной ценой будет считаться цена, сформированная во время такой продажи.

Обоснованием уровня обычной цены будут справки, выданные биржами, аукционными центрами или другими специализированными организациями по проведению аукционов, Торгово-промышленной палатой Украины или региональными торгово-промышленными палатами.

4. Операций, при осуществлении которых обязательным является проведение оценки. Тут обычной ценой будет стоимость объекта оценки.

Другими словами, если по условиям договора поставки обязательным будет проведение экспертной оценки стоимости реализуемой изготовленной продукции и такая стоимость будет больше договорной цены, то налоговые обязательства придется начислять, принимая во внимание стоимость, полученную в результате оценки.

5. Поставок товаров (работ, услуг), осуществляемых на основании форвардного или фьючерсного контракта. В данной ситуации за обычную необходимо принимать цену, соответствующую форвардной или фьючерсной цене на дату заключения такого контракта.

Списание самостоятельно изготовленной продукции. В ситуации, когда приходится списывать бракованную или испорченную продукцию собственного производства, ориентироваться на обычные цены (как на минимальный предел базы обложения НДС) не нужно.

Так как в данном случае продукция перестает использоваться в хоздеятельности, то в силу вступает п. 198.5 НКУ (ср. ). Согласно данной норме плательщик НДС должен начислить «компенсирующие» налоговые обязательства исходя из базы обложения НДС, определенной в соответствии с  п. 189.1 НКУ. Для товаров/услуг она установлена на уровне стоимости их приобретения, для необоротных активов — на уровне их балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся на начало отчетного периода, в течение которого осуществляются такие операции.

Поскольку о самостоятельно изготовленной продукции в этой норме не упоминается, то мы считаем, что начислять налоговые обязательства придется в размере «входного» НДС, уплаченного при покупке товаров/услуг, которые были использованы в производстве такой продукции.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше