Темы статей
Выбрать темы

Перешли с единого налога на общую систему: «настраиваем» бухучет

Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
На практике нередко случается, что юрлицо — плательщик единого налога вынуждено перейти на общую систему налогообложения. Причины, побуждающие единщиков совершать такие действия, могут быть разные, но в любом случае возникает вопрос: что делать с бухучетом? Предлагаем разобраться с этим вместе.

В чем отличия

Формы финотчетности. Первое, на что необходимо обратить внимание после смены системы налогообложения, это формат предоставляемой финотчетности. Ведь от этого «все пляшет».

Большинство единщиков подают финотчетность в соответствии с требованиями П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства». В то же время плательщики единого налога могут подавать разные формы финотчетности и не всегда после перехода на общую систему они меняются (см. табл. 1).

Таблица 1. Формы финотчетности, которые подают плательщики единого налога

Субъект

Критерии(1)

Состав отчетности

Выводы

1. Субъекты малого предпринимательства (СМП) — плательщики единого налога группы 3

среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц(2)

Упрощенный финотчет СМП:

1) ф. № 1-мс «Баланс»;

2) ф. № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»

1. Если после перехода юрлицо соответствует критериям субъекта микропредпринимательства, оно продолжает подавать Упрощенный финотчет СМП.

2. Если после перехода юрлицо не соответствует критериям субъекта микропредпринимательства, но соответствует критериям СМП, оно составляет за отчетный период, с которого произошел переход, и дальнейшие периоды текущего года Финотчет СМП (письмо МФУ от 19.09.14 г. № 31-11410-08-10/24149).

3. Если после перехода юрлицо не соответствует критериям СМП, оно составляет за отчетный период, с которого произошел переход, и дальнейшие периоды текущего года «большой» финотчет в соответствии с требованиями НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» ( п. 3 разд. І П(С)БУ 25)

годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (242287110 грн.)(3)

2. Плательщики единого налога группы 4, которые являются субъектами микропредпринимательства

среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц

годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (48457422 грн.)

3. Плательщики единого налога группы 4, которые не являются субъектами микропредпринимательства, но соответствуют критериям СМП

См. критерии из п. 1, 2

Финансовый отчет СМП:

1) ф. № 1-м «Баланс»;

2) ф. № 2-м «Отчет о финансовых результатах»

1. Если после перехода юрлицо соответствует критериям СМП, оно продолжает подавать Финотчет СМП.

2. Если после перехода юрлицо не соответствует критериям СМП, оно составляет за отчетный период, с которого произошел переход, и дальнейшие периоды текущего года «большой» финотчет в соответствии с требованиями НП(С)БУ 1 ( п. 3 разд. І П(С)БУ 25)

4. Плательщики единого налога групп 3 и 4, которые не соответствуют критериям СМП

См. критерии из п. 1

1) ф. № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»;

2) ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»

Для этих юрлиц после перехода ничего не меняется, они продолжают составлять «большой» финотчет в соответствии с требованиями НП(С)БУ 1

(1) Критерии указаны в  ч. 3 ст. 55 ХКУ.

(2) В соответствии с  п. 3.1 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286, среднее количество работников предприятия за период определяют как сумму таких показателей: среднеучетного количества штатных работников, среднего количества внешних совместителей, среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.

(3) Показатель годового дохода определяют по данным бухгалтерского учета как сумму оборотов за 2015 г.: Дт 70 — 74 — Кт 79. Методика расчета показателя среднегодового курса Нацбанка приведена в письме НБУ от 22.03.04 г. № 13-410/1390. Среднегодовой курс Нацбанка за 2015 г. равен 24,228711 грн. за 1 евро. Средний курс взят: www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls.

Привилегии учетной политики. Напомним, что в соответствии с  п. 8 раздела І П(С)БУ 25 субъекты, подающие Упрощенный финотчет (субъекты микропредпринимательства и единщики группы 3), имеют право:

• учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости (без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости);

• не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на выплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;

• текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса в ее фактической сумме.

Поэтому если вы воспользовались этими привилегиями и подстроили под них ранее свою учетную политику, а после перехода на общую систему налогообложения право на привилегии утратили, нужно внести изменения в учетную политику.

Внимание: речь идет о ситуации, когда после перехода юрлицо уже не соответствует критериям субъекта микропредпринимательства. Если же и после перехода на общую систему юрлицо продолжает оставаться субъектом микропредпринимательства, ничего менять не нужно! Такое лицо по-прежнему попадает под привилегии из  п. 8 разд. І П(С)БУ 25.

Как изменить учетную политику?

Допустим, вы попали в число «счастливчиков», которым после перехода на общую систему нужно изменить учетную политику. Как это сделать?

По общему правилу изменения в учетную политику можно вносить на любую дату, определенную предприятием, поскольку нормативные акты в сфере бухучета не содержат прямых указаний относительно сроков и периодичности изменений учетной политики.

Это косвенно подтвердил и Минфин в  п. 3.2 Методрекомендаций № 635*, где сказано, что учетная политика может быть изменена, как правило, с начала года. То есть подразумевается, что могут быть исключения из этого правила.

* Методические рекомендации по учетной политике предприятия, утвержденные приказом МФУ от 27.06.13 г. № 635.

Распорядительный документ об учетной политике может быть принят как базисный на время деятельности предприятия, в который при необходимости вносят изменения ( п. 3.4 Методрекомендаций № 635).

И только если в учетную политику внесли изменения, которые по объему охватывают большую часть текста или существенно влияют на его содержание, распорядительный документ об учетной политике Минфин рекомендует полностью переписать. Рассматриваемые учетные изменения вряд ли соответствуют этим условиям, поэтому переписывать приказ об учетной политике не нужно, достаточно издать приказ, которым вносятся в него изменения.

Важная деталь: изменения в учетной политике отражают двумя способами: ретроспективным и перспективным. Приоритет имеет ретроспективный способ, а перспективный применяют в исключительных случаях.

Ретроспективное применение предполагает, что новая учетная политика применяется к операциям, другим событиям и условиям так, если бы эта политика применялась всегда (п. 5 МСБУ 8 «Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки»). В этом случае проводят такие учетные процедуры:

1) корректируют сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года. Если же изменения в учетной политике влияют не только на нераспределенную прибыль, корректируют также иные статьи финансовой отчетности, которых касаются изменения (письмо Минфина от 13.01.05 г. № 31-04200-20-10/508);

2) повторно предоставляют сравнительную информацию в финансовой отчетности. То есть за все предыдущие периоды отчетность составляют так, как если бы в ней уже применялась измененная учетная политика.

Перспективное применение изменений в учетной политике предусматривает, что новая учетная политика применяется к операциям, другим событиям и условиям, которые возникли после даты, с которой политика изменена.

В этом случае новые учетные правила применяют только с момента, на который приходятся изменения в учетной политике, и никакие процедуры по корректировке финансовых показателей в финансовой отчетности за предыдущие периоды не проводят.

Перспективный метод применяют только в исключительных случаях, а именно, когда сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно ( п. 13 П(С)БУ 6).

Такие ситуации подробно описываются в МСБУ 8 «Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки». В частности, согласно п. 26 МСБУ 8 ретроспективное применение не используют, если невозможно определить кумулятивное влияние на суммы в Отчете о финансовом положении на начало и конец периода. Некоторые случаи «неприменения» приведены в п. 5 МСБУ 8.

Внимание: в любом случае предполагается, что изменение в учетной политике применяют начиная с начала текущего года, поскольку этот период является отчетным, а квартальная финотчетность является промежуточной ( ч. 1 ст. 13 Закона № 996).

Поэтому если после перехода на общую систему нужно внести изменения в учетную политику, они должны применяться, как минимум, начиная с 01.01.16 г.

Для того, чтобы не проводить перерасчет более ранних показателей финотчета (до 01.01.16 г.) можно в распорядительном документе о внесении изменений в учетную политику сделать соответствующие указания (см. рисунок).

Перечень изменений, которые вносят в учетную политику, зависит от того, какими именно привилегиями воспользовалось в предыдущих периодах юрлицо.

К сведению: указывать в приказе детально, какие именно резервы создает предприятие, и приводить прочие детали внесенных изменений не нужно. Связано это с тем, что после утраты права на привилегии юрлицо попадает под общие обязательные нормы соответствующих П(С)БУ. А такие нормы в приказе об учетной политике не приводят ( п. 1.3 Методрекомендаций № 635). Между тем в отношении резерва сомнительной задолженности предприятие должно согласно п. 2.1, 2.10 Методрекомендаций № 635 привести в приказе метод расчета резерва сомнительных долгов (в случае необходимости — способ определения коэффициента сомнительности).

Если учетная политика ранее содержала все привилегии, перечисленные в  п. 8 раздела І П(С)БУ 25, можно в распорядительном документе о внесении изменений в учетную политику указать об этих изменениях.

img 1

Образец приказа о внесении изменений в приказ об учетной политике

Что будет, если все оставить как есть

Если юрлицо в своей учетной политике использовало привилегии из  п. 8 раздела І П(С)БУ 25, а после перехода на общую систему такое право утратило, то внести соответствующие изменения в учетную политику нужно обязательно.

Непроведение таких действий может свидетельствовать о ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка. За данное нарушение ст. 1642 КоАП предусмотрен административный штраф в размере от 136 до 255 грн.

Впрочем, применить этот штраф к обычным субъектам хозяйствования практически невозможно, так как налагают его органы Госфининспекции, контролирующие использование государственных финресурсов ( ст. 2341 КоАП).

Искажение показателей финотчетности за счет некорректного применения учетной политики (в частности, неначисление соответствующих резервов) можно трактовать и как предоставление недостоверных статистических наблюдений. За это нарушение предусмотрен штраф по  ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн. Налагают его органы статистики ( ст. 2443 КоАП).

Поскольку сейчас «прибыльный» налоговый учет непосредственно связан с бухгалтерским, за указанные нарушения могут наложить еще и админштраф по  ст. 1631 КоАП как за нарушение установленного законом порядка ведения налогового учета в размере от 85 до 170 грн. Налагают эти штрафы налоговики ( ч. 1 ст. 255 КоАП).

Учитывая этот штрафной «букет», изменения лучше все же внести.

Выводы

  • Форма финотчетности меняется, если субъект не соответствует критериям микропредпринимательства и/или СМП.
  • Если после перехода нет оснований для привилегий в учетной политике, то нужно внести в нее изменения.
  • Изменения в учетной политике применяют начиная с начала текущего года.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше