Темы статей
Выбрать темы

«Грех жаловаться… а нужно!»: заполняем и подаем приложение Д8 к НДС-декларации

Кравченко Дарья, налоговый эксперт, d.kravchenko@id.factor.ua
Бывают ситуации, когда плательщики НДС наносят вред своим же контрагентам — например, неправильно заполняют налоговые накладные (НН). Возможно, причиной тому является простое неумение или даже нежелание оценить последствия таких действий для другой стороны. Заставить обидчика исправить ситуацию бывает непросто. Чтобы не тратить нервы лишний раз, НКУ предлагает воспользоваться более изящным способом — подать жалобу на обидчика налоговикам (приложение Д8 к НДС-декларации). А вот в каких именно случаях вы можете это сделать, мы сейчас и разберемся.

Что мы знаем о Д8?

Приложение Д8 к НДС-декларации носит гордое название «Заява про допущення продавцем товарів/послуг помилок при зазначенні обов’язкових реквізитів податкової накладної та/або порушення продавцем/покупцем граничних термінів реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних податкової накладної та/або розрахунку коригування». Ну а проще говоря — это просто жалоба.

И хотя это слово имеет негативный оттенок, иногда (когда нормы НКУ не могут защитить интересы плательщика НДС от бездействия его контрагента) на помощь может прийти лишь такое заявление.

Причем им может воспользоваться как покупатель, так и продавец.

1. Грубые ошибки в НН (которые мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание, период, стороны и сумму НО) лишают покупателя права на НК по такой НН ( п. 201.10 НКУ). Зачастую совершенный промах не является преградой для регистрации НН в ЕРНН. Формально такая НН заполнена верно. Изменить ситуацию может только поставщик.

Но если последний отказывается это сделать, покупатель вправе повлиять на ситуацию с помощью приложения Д8 и известить налоговиков о нарушении. Это вызовет соответствующие последствия для поставщика*, которые в итоге дадут возможность покупателю сформировать НК.

* С 01.01.15 г. сформировать НК на основании приложения Д8 нельзя ( письмо ГФСУ от 17.02.15 г. № 5292/7/99-99-19-03-02-17). Последний раз это можно было сделать в НДС-декларации за декабрь (ІV квартал) 2014 года.

2. По правилам п. 192.1 НКУ продавец имеет право уменьшить НО только после того, как покупатель зарегистрирует РК в ЕРНН. Однако у последнего могут быть свои планы на этот счет. И хотя ему угрожает ответственность за нарушение сроков регистрации РК в ЕРНН (предусмотрены п. 1201.1 НКУ), подстегнуть его в этом начинании будет не лишним, подав приложение Д8.

В аналогичной ситуации может оказаться и покупатель, который, следуя той же норме, получает право увеличить НК только после того, как поставщик зарегистрирует РК в ЕРНН.

Но будьте внимательны: жаловаться по пустякам нет необходимости. Перечень весомых оснований прописан в  п. 201.10 НКУ.

Что это за основания, рассмотрим дальше.

Основания для подачи Д8

Итак, подать приложение Д8 может ( п. 201.10 НКУ, п. 18 Порядка № 21):

1. Покупатель — если продавец товаров/услуг допустил ошибки в обязательных реквизитах НН, предусмотренных п. 201.1 НКУ.

Заметьте, здесь речь идет:

а) о любой ошибке в обязательных реквизитах. То есть независимо от того, повлиял ли допущенный промах на возможность покупателя сформировать НК или нет, вы можете пожаловаться на контрагента.

Напомним, что согласно п. 201.10 НКУ, ошибки не во всех обязательных реквизитах НН приводят к потере покупателем права на НК (подробнее в «БН», 2016, № 6, с. 19). А значит, не всегда нужно «портить жизнь» контрагенту.

Но если вы включили «ошибочную» НН в НК и при этом сомневаетесь в правильности своих действий — можете перестраховаться и подать приложение Д8, которое подстегнет поставщика исправить огрех в НН;

б) об ошибках в обязательных реквизитах именно НН. Означает ли это, что аналогичные промахи в РК — не повод для подачи Д8?

Действительно, законодатель прямо не предусмотрел в  п. 201.10 НКУ возможность пожаловаться на ошибки в обязательных реквизитах РК. Там речь идет только о случае нарушения порядка регистрации РК в ЕРНН.

Однако в НКУ нет и отдельного перечня обязательных реквизитов для РК. Дело в том, что РК составляют в порядке, установленном для НН ( п. 192.1 НКУ). А это означает, что перечень обязательных реквизитов РК такой же, как и для НН. Очевидно, что и ошибки в этих реквизитах РК должны иметь такие же последствия, как для НН. Поэтому жаловаться на ошибки в обязательных реквизитах РК не запрещено.

2. Продавец/покупатель — если покупатель/продавец соответственно нарушил предельные сроки регистрации НН/РК в ЕРНН.

Заметьте: формально отказ поставщика предоставить НН/РК уже не входит в перечень оснований для подачи жалобы. Дело в том, что получить зарегистрированные НН/РК можно только из ЕРНН.

Выбираем период для подачи

Здесь есть два варианта. Так, приложение Д8 можно подать:

1. Либо в составе НДС-декларации того отчетного периода, в котором произошло нарушение:

• при ошибках в обязательных реквизитах — это период, в котором была вписана НН с помарками;

• при нарушении сроков регистрации — период, в котором истек предельный срок регистрации НН/РК в ЕРНН, а НН/РК так туда и не попали.

2. Либо в течение 365 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи НДС-декларации за период, в котором произошло нарушение.

Пример. НН с ошибкой в одном из обязательных реквизитов была составлена и зарегистрирована в ЕРНН в апреле 2016 года. Исправлять допущенные промахи поставщик отказался, считая их несущественными. Предельный срок подачи апрельской НДС-декларации — 20.05.16 г.

В таком случае покупатель имеет право пожаловаться на продавца, подав приложение Д8:

• либо в составе апрельской НДС-декларации;

• либо в составе НДС-деклараций, составленных за отчетные периоды с мая 2016 года по апрель 2017 года.

Внимание! Предельный срок подачи декларации за апрель 2017 года — 20.05.17 г. (суббота). Поэтому последним днем подачи НДС-декларации будет 22.05.17 г. А вот срок в 365 дней истекает 20.05.17 г. И «праздничный» перенос в таком случае не действует. Поэтому, если вы подаете приложение Д8 в составе апрельской НДС-декларации, придется это сделать уже 19.05.17 г. (пятница).

И еще. Обратите внимание, что приложение Д8 подается:

• всегда в составе НДС-декларации. Поэтому не забудьте поставить специальную отметку о подаче Д8 в заключительной части НДС-декларации;

• в составе как обычной НДС-декларации (с отметкой «0110»), так и специальной (с отметками «0121 — 0123/0130») ( п. 12 Порядка № 21).

Тут все будет зависеть от того, к какой деятельности относятся «подпорченные» НН/РК.

Переходим к заполнению

Сегодня приложение Д8 состоит из трех частей:

вступительной части, в которой плательщик НДС указывает свои реквизиты, отчетный период, за который подается приложение, а также к какой именно декларации («0110», «0121» и т.д.) прилагается жалоба;

таблицы, в которой описывает совершенное нарушение;

заключительной части, к которой относится дата подачи приложения, инициалы уполномоченных лиц, их ИНН и ЭЦП.

С заполнением вступительной и заключительной частей проблем не будет. Они практически идентичны вступительной и заключительным частям самой НДС-декларации. Поэтому остановимся на особенностях заполнения табличной части.

Порядок заполнения табличной части приложения Д8

Графа

Описание

«Назва документа (податкова накладна / розрахунок коригування)» (гр. 2)

Указываем полное название документа, в отношении которого совершено нарушение(ия), перечисленные в  п. 201.10 НКУ.

Например: «податкова накладна», «розрахунок коригування до податкової накаладної»

«Платник податку, на якого подається заява із скаргою (продавець/ покупець)»

«найменування (прізвище, ім’я, по батькові — для фізичної особи)» (гр. 3)

Вносим полное или сокращенное наименование контрагента-нарушителя (название юрлица или Ф. И. О. физлица-предпринимателя). Вы можете перенести такие данные:

• непосредственно из «ошибочной» НН (если такие сведения были корректными);

• либо взять их из Реестра плательщиков НДС

«індивідуальний податковий номер» (гр. 4)

Вписываем ИНН поставщика/покупателя — нарушителя. Его можно найти:

• на сайте ГФСУ в разделе «Данные реестра плательщиков НДС»;

• в первичных документах, подтверждающих осуществление поставки;

• в самой «ошибочной» НН (если эти данные были корректными)

«Податкова накладна / розрахунок коригування»

«дата» (гр. 5)

Для НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН, — дата и номер, указанные в таком документе (даже если поставщик ошибся в дате составления). Дело в том, что эти данные мы приводим для того, чтобы идентифицировать документ, в котором допущена ошибка.

Если НН/РК вовсе не составлены — эти графы оставляем пустыми.

Если поставщик составил «уменьшающий» РК и направил его покупателю, который медлит с его регистрацией, можно указать данные, указанные в самом расчете

«номер» (гр. 6)

«обсяг поставки / коригування (без податку на додану вартість), грн» (гр. 7)

Указываем правильный объем поставки товаров/услуг без НДС по НН с нарушениями (итог по гр. 10 НН) или объем поставки, который корректирует РК, в отношении которого был нарушены сроки регистрации (итог по гр. 13 РК).

Если в НН таких данных нет или нет самой НН/РК, информацию переносим из первичных документов, подтверждающих факт осуществления поставки

«сума податку на додану вартість / коригування податкового зобов’язання та податкового кредиту, грн (+/-)» (гр. 8)

Вносим:

• для НН — правильную сумму НДС, начисленную на базу налогообложения, которая определена в гр. 7 приложения Д8;

• для РК — сумму корректировки НДС, начисленную на базу налогообложения, которая определена в гр. 7 приложения Д8 (с соответствующим знаком)

«Опис допущених продавцем товарів/послуг помилок <…>» (гр. 9)

А теперь описываем суть самого нарушения. Например:

• «Допущена помилка у розрахунку суми ПДВ» (или «… у реквізиті «Ціна постачання без урахування податку»);

• «Податкова накладна не зареєстрована у Єдиному реєстрі податкових накладних»;

• «Постачальник не виписав податкову накладну за першою подією» и т. д.

Внимание! К жалобе обязательно нужно приложить:

• либо копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты НДС в связи с приобретением товаров/услуг, о которых идет речь в НН/РК, в отношении которых допущено нарушение;

• либо копии первичных документов, составленных в соответствии с  Законом о бухучете, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.

Предупреждаем: подать сканокопии указанных документов вместе с приложением Д8 в электронном виде не получится, так как, к сожалению, на сегодняшний день не реализована такая техническая возможность (категория 101.20 ЗІР ГФСУ).

Поэтому все копии подаем на бумажных носителях в срок, определенный для представления НДС-декларации, в составе которой вы подаете приложение Д8.

Количество листов, на которых будут поданы копии таких документов, обязательно укажите под таблицей приложения Д8.

Последствия для нарушителей

Ошибки в обязательных реквизитах НН. Как предписывает п. 201.10 НКУ, подача приложения Д8 обязывает налоговиков провести документальную внеплановую проверку продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им НО по операции, в отношении которой было совершено нарушение ( п. 201.10 НКУ). Причем сделать это они должны в течение 15 календарных дней со дня поступления жалобы.

Если в ходе проверки факт нарушения подтвердится, сначала поставщик заплатит штраф в размере 170 грн., после чего он обязан будет исправить допущенные ошибки ( п. 1201.4 НКУ).

Если же продавец так и не исправит огрехи, допущенные в НН, ему грозит дополнительная ответственность в размере от 10 % до 100 % суммы НДС, указанной в «ошибочной» НН (в зависимости от срока неисправления ошибки). При этом отсчет такого срока следует начинать с 11 дня после получения налогового уведомления-решения об уплате первого штрафа.

Однако тут нужно учесть некоторые нюансы:

1. Поставщику грозят штрафные санкции за ошибки в обязательных реквизитах НН только в случае проведения проверки.

2. Документальная внеплановая проверка проводится в случае подачи жалобы, только если плательщик-нарушитель не предоставил пояснения и документальное подтверждение на письменный запрос контролирующего органа ( п.п. 78.1.9 НКУ).

Поэтому только в случае отсутствия ответа на запрос и/или документального подтверждения у контролеров появятся основания для проведения документальной проверки. Срок для ответа налоговикам — 1 месяц. Если в течение этого времени поставщик успеет исправиться и ответить на запрос, визит фискалов ему не грозит.

Несоответствие сроков для проведения проверки и ответа на запрос не должно вас смущать. Пока контролеры не пройдут все необходимые этапы установленной процедуры, проверки не будет. Поэтому времени покаяться у поставщика будет в излишке.

3. В 2016 году продолжает действовать мораторий на проверки, установленный Законом № 71. А значит, субъектам хозяйствования, чей доход за 2015 год не превышает 20 млн грн., в 2016 году проверки не грозят.

Нарушение предельного срока регистрации НН/РК. А вот за это может поплатиться как поставщик, так и покупатель.

Поставщику в этом случае может грозить:

• документальная внеплановая проверка, обязательность которой предусматривает п. 201.10 НКУ, и как следствие — штраф за нарушение ведения налогового учета по  ст. 1631 КоАП в размере от 85 до 170 грн. (за повторное нарушение в течение года — от 170 до 255 грн.);

• штрафы за нарушение предельных сроков регистрации НН/РК в ЕРНН, которые подлежат выдаче покупателям — плательщикам НДС, в размере от 10 до 50 % суммы НДС, указанной в таких НН/РК ( п. 1201.1 НКУ).

Однако в первом случае продавец может избежать неприятностей. Например:

• ответив на письменный запрос налоговиков и зарегистрировав НН/РК в ЕРНН до этого момента, продавец спасет себя от проведения проверки;

• после отражения в НДС-декларации НО по незарегистрированной НН ( письмо ГФСУ от 20.11.15 г. № 24784/6/99-99-10-03-02-15) поставщика нельзя будет привлечь к ответственности по  ст. 1631 КоАП.

Покупателю же документальная внеплановая проверка, в связи с нарушением предельных сроков регистрации РК в ЕРНН, не грозит. О проверке покупателя в  п. 201.10 НКУ не упоминается. Для него опасность несет лишь штраф за несвоевременную регистрацию РК ( п. 1201.1 НКУ).

Выводы

  • Приложение Д8 — дополнение к НДС-декларации, которое позволяет плательщику НДС пожаловаться на бездействие своего контрагента.
  • Оснований для его подачи всего два: допущение ошибок в обязательных реквизитах НН и нарушение предельных сроков регистрации НН/РК в ЕРНН.
  • При этом известить налоговиков о совершенном нарушении плательщик НДС может либо в периоде его выявления, либо в течение 365 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи отчетной НДС-декларации.
  • А поплатиться за них может как поставщик, так и покупатель.

Документы и сокращения статьи

Закон № 71 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.14 г. № 71-VIII.

Порядок № 21 — Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 28.01.16 г. № 21.

НК — налоговый кредит.

НН — налоговая накладная.

НО — налоговые обязательства.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

РК — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше