Темы статей
Выбрать темы

ГПД на отдельные работы/услуги: наши советы

Белова Наталья, эксперт по вопросам оплаты труда
Вы хотите привлечь физлиц к выполнению/предоставлению определенных видов работ/услуг на условиях гражданско-правового договора (ГПД)? Отлично! Однако в каждой отдельной сфере деятельности таким соглашениям присущи свои важные нюансы. Чтобы не попасть впросак, заключая ГПД, например, на бухгалтерское обслуживание или охрану офиса, прислушайтесь к нашим рекомендациям. Мы подготовили их для вас в данной статье.

Предположим, на предприятии возникла необходимость в автоматизации учета, создании сайта, разработке фирменного стиля, подготовке рекламных проспектов, получении разовых юридических или бухгалтерских услуг. Зачем принимать для этих целей постоянных работников? Ведь куда проще и выгоднее заключить с физлицами ГПД на выполнение таких работ (услуг) .

В этом случае незачем беспокоиться о создании для физлица надлежащих условий труда, своевременной выплате заработной платы, соблюдении социальных гарантий и прочих норм КЗоТ. Предприятие как заказчика интересует лишь конечный результат. А то, какими способами и средствами достигнут этот результат, не имеет значения.

Гражданин тоже не внакладе: сделал дело — получил вознаграждение. А что, если в роли подрядчика (исполнителя) по ГПД выступает физлицо-предприниматель? Пожалуйста. Почему бы нет?

Правда, оформляя такие договоры, нужно быть очень внимательными, ибо один неверный шаг — и контролеры легко переквалифицируют ваши отношения с физлицом из гражданско-правовых в трудовые. Иметь козыри в своих руках вам помогут наши примеры.

Бухгалтерские услуги

Чтобы обеспечить ведение бухгалтерского учета, предприятие самостоятельно выбирает формы его организации. Поэтому оно может, в частности, пользоваться услугами как штатного бухгалтера, так и специалиста по бухучету — предпринимателя, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юрлица ( ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете).

В отличие от штатного бухгалтера, отношения с бухгалтером-предпринимателем имеют не трудовой, а гражданско-правовой характер. Это означает, что нормы КЗоТ на такие отношения не распространяются, стороны в данном случае руководствуются лишь нормами ГКУ, в частности гл. 63 этого Кодекса.

На наш взгляд, наиболее подходящий вид договора для таких взаимоотношений — договор о предоставлении услуг.

Тем более, что Закон о бухучете говорит именно об использовании услуг специалиста по бухучету. Да и ПФУ в свое время в письме от 09.11.06 г. № 14663/03-30 среди услуг, которые регулируются договором о предоставлении услуг, назвал маркетинговые, консультационные, бухгалтерские, юридические и аудиторские услуги, независимо от того, сопровождается предоставление таких услуг различными отчетами (заключениями и т. п.) в письменной форме или нет.

Однако, заключая такие ГПД, будьте очень внимательны. Дело в том, что проверяющие, бывает, «придираются» к подобным договорам и вовсю норовят переквалифицировать отношения по ним из гражданско-правовых в трудовые. С ними, к сожалению, часто соглашаются и суды (см., к примеру, определение ВАСУ от 07.02.12 г. по делу № К-19381/10, постановление Апелляционного суда Ровенской области от 24.06.16 г. по делу № 556/1116/16).

Если вас это не пугает и вы все-таки решили воспользоваться данным вариантом оформления отношений с бухгалтером, то советуем учесть наши рекомендации.

1. Предмет договора. Лучший вариант — чтобы предметом договора на бухгалтерское обслуживание было «предоставление бухгалтерских услуг», «ведение бухгалтерского учета», «составление, подписание и предоставление финансовой и налоговой отчетности» и т. п.

Внимание! Ни в коем случае (!) не вписывайте в договор такие формулировки: «выполнение обязанностей бухгалтера», «выполнение функций согласно профессии бухгалтера», «на исполнителя возлагается полная материальная ответственность».

Кроме того, ГПД не должен возлагать на исполнителя бухгалтерских услуг обязанность подчиняться:

1) главному бухгалтеру, руководителю предприятия или другим лицам;

2) внутреннему трудовому распорядку или каким-либо другим организационным документам предприятия, в том числе по вопросам ведения бухгалтерского учета (см., в частности, постановление ВСУ от 11.09.12 г. № 21-206а12, определение ВАСУ от 27.09.12 г. по делу № К/9991/50140/12).

Другими словами, исполнитель бухгалтерских услуг по ГПД должен быть полностью самостоятельным (независимым) и действовать на собственный риск. Разумеется, в реальности обеспечить полную свободу бухгалтеру-предпринимателю практически невозможно, но для нас с вами главное — зафиксировать ее в договоре.

2. Обязанности исполнителя бухгалтерских услуг. Четко сформулируйте в ГПД перечень действий, за которые исполнитель бухгалтерских услуг несет ответственность. В этот перечень могут входить, в частности:

1) составление и подписание первичных (и прочих) документов, заполнение регистров бухгалтерского учета;

2) ведение налогового учета на предприятии;

3) составление, подписание и предоставление финансовой, налоговой и статистической отчетности;

4) сопровождение проверок.

При этом в каждом случае обязанности бухгалтера-исполнителя постарайтесь конкретизировать до мелочей. То есть если вы возлагаете на него обязанность составлять и подписывать первичные документы, то пропишите, какие именно. Это могут быть, например, первичные документы по учету ТМЦ, по оплате труда, налоговые накладные и т. п.

Важно! При перечислении этих обязанностей не ссылайтесь прямо на Справочник квалификационных характеристик профессий, где прописаны функциональные обязанности бухгалтера. Этот документ вы можете использовать лишь в качестве ориентира. К примеру, вы можете перенести из его раздела «Завдання та обов’язки» те обязанности бухгалтера, которые вам нужны. Но сами фразы «Справочник квалификационных характеристик профессий», «функциональные обязанности бухгалтера» в договоре не употребляйте.

3. Стоимость бухгалтерских услуг и порядок выплаты вознаграждения. Не включайте в договор условие о повременной оплате работ (услуг). Лучше укажите, какие конкретно работы (услуги) исполнитель должен выполнить (предоставить), чтобы получить ту или иную сумму. Приведите стоимость каждого действия, которое включено в перечень обязанностей исполнителя.

При этом помните: речь здесь идет о вознаграждении, а не о зарплате!

Вознаграждение по ГПД выплачивается, как правило, по итогам предоставления услуги*, т. е. после подписания Акта предоставленных услуг.

* То, что предоставление услуги должно предшествовать оплате, косвенно следует из ч. 1 ст. 903 ГКУ. Хотя здесь же указано, что стороны используют тот порядок оплаты услуги, который прописали в договоре.

Кстати, в Акте предоставленных услуг также указывайте конкретный выполненный объем предоставленных услуг, например: «предоставлены консультационные услуги по составлению налоговых накладных», «предоставлены услуги по составлению и предоставлению финансовой, налоговой и статистической отчетности», «предоставлены услуги по сопровождению проверки» и т. п.

Советуем не привязываться к фиксированной выплате вознаграждения по договору, а прописать условие его выплаты так: «Сумма вознаграждения определяется в последний день каждого месяца на основании акта и стоимости услуг согласно данному договору. Определенная таким образом сумма вознаграждения выплачивается в течение __ календарных дней после подписания акта предоставленных услуг».

Не предусматривайте в договоре регулярных ежемесячных выплат исполнителю. Но если уж без таких выплат обойтись невозможно, лучше предусмотрите авансовую систему расчетов в определенном размере с последующим перерасчетом. Береженого, как говорится, Бог бережет.

По такой же схеме советуем действовать при заключении договоров о предоставлении маркетинговых, консультационных, юридических и аудиторских услуг.

Услуги охраны

Если вы привлекаете к охране своих объектов физлицо, которое является субъектом предпринимательской деятельности, вопросов не возникает. Такой охранник предоставляет вам услуги в рамках своей предпринимательской деятельности, а вы выплачиваете ему ежемесячно установленную договором сумму ( ст. 978 ГКУ).

Другое дело — привлечение охранника, сторожа, консьержа и т. п. (далее — охранник), не являющегося предпринимателем. Намереваясь заключить с ним ГПД, вам придется очень постараться, чтобы в отношениях с ним проверяющие не усмотрели «трудовой» окраски.

Дело в том, что ГПД обычно заключают для выполнения разовых работ, для которых нецелесообразно принимать работника по трудовому договору, предполагающему постоянное выполнение определенной функции.

А цель работы охранника — обеспечивать сохранность материальных ценностей постоянно, в течение всего времени, пока он работает. При этом очевидно, что для заказчика важно, чтобы охранник дежурил в определенное время суток, а не тогда, когда тому удобно, т. е. чтобы он подчинялся определенному графику и внутреннему распорядку, установленным заказчиком.

Кроме того, охранник не может предоставить заказчику какой-то конкретный результат работы.

А еще охранник обязан выполнять порученную ему работу лично. Ведь в этой ситуации заказчик заинтересован в том, чтобы работу выполняло именно то физлицо, которое он привлек, а не кто-то другой по просьбе этого физлица.

Часто все эти факторы позволяют контролерам усомниться в гражданско-правовом характере отношений между предприятием и физлицом и переквалифицировать их в трудовые (см., в частности, определение ВАСУ от 05.12.14 г. по делу № К/9991/60626/11).

Хотя при грамотном оформлении ГПД от претензий проверяющих можно легко отбиться.

Так, если в ГПД прописать, что охранник обязуется обеспечивать неприкосновенность объекта либо просто наблюдать за этим объектом в течение определенного промежутка времени (не подстраиваясь под график работы предприятия), то сам по себе данный факт не должен свидетельствовать о подчинении исполнителя заказчику.

Ведь тут налицо обоюдное волеизъявление сторон, направленное на возникновение не трудовых, а гражданско-правовых отношений, связанных с предоставлением услуг охранного характера.

При этом важно, чтобы в договоре с охранником не было указаний на то, что он подчиняется внутреннему распорядку заказчика, выполняет в процессе труда распоряжения работодателя и ему устанавливается определенный график работы.

Еще бы хорошо, чтобы в штатном расписании предприятия не было должности охранника (сторожа, консьержа и т. п.). Потому что при наличии соответствующих должностей в штатном расписании прием на работу для выполнения указанных в нем работ должен осуществляться в соответствии с требованиями трудового законодательства. То есть в этом случае с гражданином должен быть заключен трудовой договор, а не ГПД (см. газету «Праця і зарплата», 2006, № 31, с. 15).

Со всеми перечисленными условиями у вас полный порядок? Тогда можете быть спокойны. В случае чего суд будет на вашей стороне. Яркий пример тому — определения ВАСУ от 13.01.09 г. по делу № К-14359/07, от 01.12.11 г. по делу № К-18751/10, от 02.10.14 г. по делу № К/800/33718/13.

Кстати, все вышеперечисленные условия справедливы и по отношению к уборщикам, электрикам, истопникам и т. п.

Еще один важный момент, касающийся охранников. Охранная деятельность является лицензируемой ( ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Закона Украины «Об охранной деятельности» от 22.03.12 г. № 4616-VI). Поэтому конкретно услуги охраны на основании ГПД может предоставлять лишь предприниматель, который имеет соответствующую лицензию. Не будет лицензии, договор может быть признан недействительным.

Но если предприятие не требует от охранника обеспечивать неприкосновенность охраняемого объекта, а довольствуется простым надзором за этим объектом, то тут, на наш взгляд, можно обойтись без лицензии. Главное — правильно указать в договоре объем работ (услуг), которые обязан выполнить (предоставить) для вас гражданин.

Услуги IТ-шников

Не секрет, что IT-шники — народ своеобразный. Многие из них предпочитают работать за компьютером по ночам, а отдыхать — днем. Понятно, что далеко не каждая компания имеет такой же режим работы. Поэтому со специалистами IT-сферы очень часто заключают не трудовые договоры, а ГПД.

То, что отношения со специалистами IT-сферы могут строиться на основании ГПД, подтверждают и суды (см., в частности, определение Харьковского апелляционного административного суда от 04.07.12 г. по делу № 2а-1670/1267/12). Главное лишь — соблюдать соответствующие условия.

Предметом таких договоров выступают: «услуги по информационно-техническому обслуживанию», «ремонт компьютерной техники» и т. п.

Разумеется, в договоре должен быть прописан перечень конкретных обязанностей, возлагаемых на исполнителя. Формулировка, например, может быть такой: «Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика работу по созданию произведений в области информационных технологий, а именно:

графический дизайн (дизайн сайтов, баннеров, рекламных материалов, создание персонажей, анимация, создание логотипов);

программирование (создание CGI-скриптов, консольных программ, flesh-программирование, иные виды программирования);

верстка HTML-шаблонов;

создание сценариев баннеров и компьютерных игр, перевод и создание описаний сайтов, написание статей».

Но ни о каком подчинении внутреннему распорядку предприятия, соблюдении определенного графика работы в ГПД и речи быть не может. Также внимательно нужно отнестись к прописываемым в договоре условиям оплаты выполненных работ (предоставленных услуг) (см. выше о бухгалтерских услугах).

Важно! Часто предприятия-заказчики обеспечивают своих исполнителей-IT-шников всеми материалами и оборудованием, необходимыми для выполнения работ/предоставления услуг. Вообще-то, поступая так, заказчик принимает на себя часть риска, который априори должен возлагаться на исполнителя.

Другое дело, если договор подряда/услуг позволяет подрядчику (исполнителю) выполнять работы с использованием средств и материалов заказчика и при этом перечень таких средств и материалов указан в самом договоре ( ч. 1 ст. 839 ГКУ). Хотя и тут неизвестно, как отреагируют на это контролеры.

Чтобы спать спокойно, имеет смысл цену материалов и оборудования включить в стоимость работ/услуг по ГПД или, например, оформить договор ссуды либо аренды с символической арендной платой.

Внимание! Отдельные услуги в сфере информатизации подлежат лицензированию. В частности, это касается услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей ( ч. 7 ст. 42 Закона Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.03 г. № 1280-IV). Если предприятие привлекает для выполнения таких услуг предпринимателей, то они должны иметь соответствующие лицензии. Информация об этом также должна быть зафиксирована в договоре.

Но если вдруг лицензия у исполнителя отсутствует, то знайте: это еще не основание, чтобы переквалифицировать отношения с IT-шником из гражданско-правовых в трудовые.

Услуги перевозки

Все, что мы сказали выше об условиях заключения ГПД с бухгалтерами, охранниками и IT-шниками, в равной степени касается и услуг перевозки.

Точно так же в ГПД вы не указываете, в качестве кого нанимаете исполнителя услуг, а просто описываете его задачу (конкретный объем услуг). То есть вы не пишете в договоре, что нанимаете водителя, а фиксируете, что исполнитель должен перевезти груз по установленному маршруту.

Вы не ссылаетесь в договоре на штатное расписание, на Справочник квалификационных характеристик профессий, не прописываете в его тексте такие присущие трудовым отношениям термины, как «должность», «заработная плата», «прием на работу», «увольнение» «режим работы» и т. п. В противном случае ваши взаимоотношения с физлицом могут быть переквалифицированы из гражданско-правовых в трудовые.

Важно! Желательно, чтобы при предоставлении услуг перевозки водитель использовал собственный транспорт. Иначе исчезает, в частности, рисковый характер услуги А это может вызвать у проверяющих желание признать такие отношения трудовыми.

Но как быть, если все-таки услуги перевозки исполнитель предоставляет вам, используя ваш транспорт? Передайте транспортное средство перевозчику-ГПДшнику в пользование на основании договора аренды, ссуды и т. п.

И еще один момент, заслуживающий внимания. Некоторые услуги по перевозке подлежат лицензированию (см., в частности, п. 24 ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.15 г. № 222-VIII). Если вы заключили договор с предпринимателем, который предоставляет такие услуги, поинтересуйтесь: есть ли у него соответствующая лицензия?

Но если вдруг лицензии у исполнителя нет, это еще не повод для признания ГПД с ним трудовым договором (см. определение ВАСУ от 30.01.13 г. по делу № К-30849/10).

Услуги менеджера по продажам

Многие субъекты хозяйствования считают удобным вариантом взаимоотношений с менеджерами по продажам не трудовой договор, а ГПД.

Очевидно, что наиболее подходящий вид ГПД здесь — договор о предоставлении услуг.

Хотя также вы можете заключить с менеджером агентский договор или договор поручения, особенности оформления которых регулируют гл. 31 ХКУ и гл. 68 ГКУ соответственно.

Предметом таких договоров могут быть, например, «услуги по популяризации товара», «услуги по консультированию покупателей по вопросам ассортимента, наличия и технических характеристик товара» и т. п.

Не вписывайте в договор такие формулировки: «предоставление услуг менеджера по продажам», «выполнение обязанностей продавца-консультанта» и т. п.

Однако должны вас предупредить: заключая ГПД с менеджерами, вы ходите по лезвию ножа. Ведь проверяющие очень любят разбирать такие договоры буквально по косточкам. Достаточно в них одной формулировки с трудовой окраской, и приговор готов — ваши отношения с физлицом оказываются уже не гражданско-правовыми, а трудовыми со всеми вытекающими последствиями.

Так что, прежде чем заключать ГПД с гражданином, продумайте его содержание до мелочей. И тогда никакие проверки вам не страшны!

Выводы

  • В отличие от штатного бухгалтера, отношения с бухгалтером-предпринимателем имеют не трудовой, а гражданско-правовой характер.
  • В ГПД приведите стоимость каждого действия, которое включено в перечень обязанностей исполнителя.
  • Не указывайте в ГПД, в качестве кого вы нанимаете исполнителя услуг, а просто опишите его задачу (конкретный объем услуг).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше