Темы статей
Выбрать темы

Ликвидация предприятия: пошаговая инструкция

Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Не выдержав конкуренции в условиях финансового кризиса, многие собственники предприятий принимают решение об их ликвидации. Эта процедура в последнее время изменилась и некоторые регистрационные действия сейчас происходят без участия самого предприятия. В статье мы поможем разобраться с деталями проведения новой процедуры ликвидации юрлица.

Общий порядок действий по ликвидации предприятия можно представить в виде таких шагов.

Шаг 1. Решение о ликвидации юрлица

В ЧП с одним учредителем решение о ликвидации юрлица принимает учредитель ( ч. 2 ст. 135 ХКУ), а в ООО такое решение принимают на общем собрании учредителей и оформляют протоколом ( п. 8 ч. 4 ст. 145 ГКУ, абз. «ї» ст. 41, ст. 59, 60 Закона № 1576).

Эти документы в обязательном порядке составляют на украинском языке ( п.п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 755).

Решение о ликвидации юрлица должно содержать такие сведения ( п.п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 755):

• персональный состав комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии);

• регистрационные номера учетных карточек таких лиц или серию и номер паспорта (для лиц, которые отказались от принятия регистрационного номера и имеют соответствующую отметку в паспорте).

Законодательство не выдвигает каких-либо требований к составу ликвидационной комиссии*. В соответствии с ч. 3 ст. 105 ГКУ выполнение функций ликвидационной комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица. Органами управления ООО являются общее собрание его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом ( ч. 2 ст. 97 ГКУ). Исполнительный орган в ООО может быть коллегиальным (дирекция во главе с генеральным директором) или единоличным (директор), что установлено нормами ст. 62 Закона № 1576 и ч. 2 ст. 145 ГКУ.

* Это подтверждает и Минюст в разъяснении на официальном сайте министерства по адресу: http://www.minjust.gov.ua/4881.

Обычно в такую комиссию входят 3 человека в составе директора, главного бухгалтера и другого лица. Ликвидационная комиссия получает соответствующие права с момента назначения ( ч. 4 ст. 105 ГКУ).

Шаг 2. Подаем документы госрегистратору

Оригинал или нотариально заверенную копию решения учредителей заявитель подает госрегистратору по месту регистрации юрлица для внесения в Единый госреестр записи о решении относительно прекращения юрлица. Известить госрегистратора нужно в течение 3-х рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации ( ч. 1 ст. 105 ГКУ), которые отсчитываются со следующего рабочего дня после принятия решения.

Кроме того, госрегистратору подают экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) документа, которым утвержден персональный состав ликвидационной комиссии, регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков (или сведения о серии и номере паспорта — для физических лиц, которые отказались от принятия регистрационного номера), срок заявления кредиторами своих требований, — в случае отсутствия указанных сведений в решении участников юридического лица о прекращении юрлица.

Госрегистратор в день поступления этих документов вносит в Единый госреестр запись о решении учредителей (участников) юридического лица о прекращении юрлица (запись «в стані припинення») и уведомляет органы статистики, ГФСУ, ПФУ о внесении такой записи.

Шаг 3. Действия ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия осуществляет действия по ликвидации предприятия, в частности, такие:

1. Обязательно проводит инвентаризацию в сплошном порядке ( ч. 4 ст. 111 ГКУ, п. 12 Порядка № 419, ч. 7 разд. I Положения № 879).

2. Осуществляет действия по взысканию дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) письменно уведомляет каждого из должников о ликвидации предприятия и предъявляет требования/иски для взыскания задолженности в случае такой необходимости ( ч. 1 ст. 111 ГКУ).

3. Закрывает все текущие счета юрлица, за исключением одного, который выбирается ликвидационной комиссией ( ч. 3 ст. 111 ГКУ, п. 20.4 Инструкции № 492). Перечень счетов, которые на момент обращения взяты на учет контролирующими органами и относительно которых не поступали уведомления об их закрытии, по обращению ликвидационной комиссии предоставляет контролирующий орган ( п.п. 11.13 Порядка № 1588).

После завершения процедуры ликвидации закрывают и тот счет, который использовался при ее проведении на основании заявления о закрытии текущего счета.

4. Увольняет работников. В общем случае работников увольняют по инициативе работодателя на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. О будущем высвобождении работники должны быть предупреждены не позже чем за 2 месяца ( ст. 492 КЗоТ). В течение двухмесячного срока с даты предупреждения до даты увольнения работник продолжает работать и работодатель по собственной инициативе не имеет права его уволить (письмо Минтруда от 25.05.10 г. № 107/06/186-10).

Нюанс: при наличии письменной просьбы работника о сокращении срока предупреждения о предстоящем увольнении работник может быть уволен до его окончания на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ (письмо Минсоцполитики от 15.02.12 г. № 18/06/186-12 // «БН», 2012, № 16, с. 7).

5. Проводит независимую оценку имущества в случаях, предусмотренных законом ( ч. 4 ст. 111 ГКУ). Согласно ст. 7 Закона об оценке это делают в обязательном порядке лишь при ликвидации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (долей коммунального имущества). В остальных случаях — по желанию собственника юрлица.

6. «Переживает» проверки контролирующих органов. Юрлицу не нужно извещать отдельно налоговиков о ликвидации, поскольку это делает госрегистратор, после чего они начинают процедуру снятия с налогового учета ( п.п. 11.1 Порядка № 1588).

Вначале налоговики проводят внеплановую документальную проверку ( п.п. 78.1.7 НКУ, п.п. 11.9 Порядка № 1588). Проверку назначают не позже 10 рабочих дней с даты получения информации о решении учредителей (участников) юридического лица о ликвидации юридического лица ( п.п. 11.9 Порядка № 1588).

Продолжительность проведения такой проверки регламентируется общими нормами и согласно п. 82.2 НКУ не должна превышать:

• для крупных налогоплательщиков — 15 рабочих дней,

• для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней,

• для других налогоплательщиков — 10 рабочих дней.

По результатам проверки до завершения срока, определенного для заявления кредиторами своих требований, а также в день получения запроса от государственного регистратора контролирующий орган передает в Единый госреестр сведения об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов по форме № 30-ОПП ( приложение 15 к Порядку № 1588).

Внимание: форму № 30-ОПП, которая заменила форму № 22-ОПП, теперь плательщикам не выдают, налоговики ее направляют госрегистратору сами.

7. Уничтожает печати. Порядок уничтожения печатей нормативными актами не регламентирован. По мнению Госпредпринимательства, печати (штампы) могут уничтожаться самостоятельно органом, который обеспечивает их уничтожение, о чем составляют соответствующий акт в произвольной форме (письмо Госпредпринимательства от 18.07.11 г. № 5916).

8. Организует выход ликвидируемого юрлица из состава хозяйственных обществ (если предприятие является участником/собственником других юрлиц), иначе юрлицо не ликвидируют ( ст. 3 Закона № 1576).

9. Принимает требования от кредиторов. Кредиторы могут заявлять свои требования в течение срока, который указывается в решении о ликвидации. Этот срок не может быть меньше 2 и больше 6 месяцев со дня опубликования такого решения ( ч. 5 ст. 105 ГКУ).

Важная деталь: кредиторы могут заявить требования и по тем обязательствам, срок выполнения по которым еще не наступил.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) рассматривает каждое отдельное требование кредитора и направляет ответ не позднее 30 дней со дня его получения ( ч. 6 ст. 105 ГКУ). Если кредитору отказывают, он имеет право в течение месяца с даты, когда он узнал или должен был узнать о таком отказе, обратиться в суд. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после ликвидации юрлица ( ч. 3 ст. 112 ГКУ).

10. Рассчитывается с кредиторами в определенной очередности, установленной в ч. 1 ст. 112 ГКУ ( ч. 9 ст. 111 ГКУ). Расчеты по денежным требованиям проводятся за счет средств ликвидируемого предприятия. Если их недостаточно, проводится продажа его имущества ( ч. 9 ст. 111 ГКУ).

Учтите: требования по налогам и сборам входят в третью очередь. Хотя на практике налоговики настаивают на взыскании задолженности в общие сроки, в частности в течение 10 календарных дней, следующих за получением налогового уведомления ( п. 57.3 НКУ). Уплатить такую задолженность должно само предприятие.

11. Составляет промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для заявления требований кредиторов, который подают на утверждение органу, принявшему решение о ликвидации. Отдельной формы такого баланса нет, на практике его составляют по обычной форме № 1 или № 1-м, № 1-мс.

12. Рассчитывается с собственником (участниками) юрлица за счет имущества, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов ( ч. 12 ст. 111 ГКУ).

13. Сдает документы в архив. Документы отбирают по результатам экспертизы на основании Перечня № 430/5 // «БН», 2013, № 16, с. 5, и Перечня № 578/5, если срок их хранения еще не истек.

14. Составляет ликвидационный баланс, который также должен утвердить орган, принявший решение о ликвидации ( ч. 11 ст. 111 ГКУ). Ликвидационный баланс составляют по общим формам № 1, № 1-м, № 1-мс. Этот баланс подается как последняя финотчетность в органы статистики не позже даты прекращения юрлица, копию такого баланса предоставляют в орган ГФСУ ( ч. 11 ст. 111 ГКУ).

15. Аннулирует регистрацию плательщика НДС. После утверждения ликвидационного баланса предпринимает действия по снятию с регистрации плательщика НДС ( п.п. «б» п. 184.1, п. 5.2 Положения № 1130). Такая инициатива может исходить как от предприятия, так и от налоговиков ( п. 184.2 НКУ).

В первом случае необходимо подать налоговикам по месту учета заявление на аннулирование НДС-регистрации по форме № 3-ПДВ ( приложение 3 к Положению № 1130). На дату подачи указанного заявления налоговики аннулируют НДС-регистрацию.

16. Составляет акт ликвидационной комиссии. В акте указывают: дату составления, перечень членов комиссии, все действия, проведенные в процедуре ликвидации (в хронологическом порядке), документы, полученные в результате этих действий. Акт подписывается членами ликвидационной комиссии и утверждается собственником юрлица.

Шаг 4. Завершение процедуры ликвидации

На последнем этапе госрегистратору подают документы о прекращении юрлица, в частности такие ( ч. 12 ст. 17 Закона № 755):

1) заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации по форме, утвержденной приказом Минюста Украины от 06.01.16 г. № 15/5;

2) справку архивного учреждения о приеме документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению.

Госрегистратор рассматривает поданные документы в течение 24 часов после их поступления, кроме выходных и праздничных дней ( п.п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона № 755). По результатам такого рассмотрения в Единый госреестр вносится запись о прекращении юрлица, что считается датой ликвидации юрлица ( ч. 2 ст. 104 ГКУ).

Сведения из Единого госреестра о государственной регистрации прекращения ООО являются основанием для снятия с учета в органах государственной статистики, ГФСУ, ПФУ и/или совершения других действий в соответствии с законодательством ( ч. 4 ст. 13 Закона № 755).

Особенности бухгалтерского учета

С даты принятия решения о ликвидации предприятие уже не может руководствоваться принципом непрерывности. В п. 4.1 Концептуальной основы финансовой отчетности сказано, что финансовая отчетность обычно составляется на основании допущения о том, что организация осуществляет свою деятельность непрерывно и продолжит осуществлять ее в обозримом будущем. Таким образом, принимается допущение, что организация не имеет ни намерения, ни необходимости прекратить свое существование или существенно сократить объем своей деятельности; при наличии такого намерения или необходимости может потребоваться составить финансовую отчетность на другой основе, при этом информация о такой основе должна быть раскрыта.

В случае ликвидации предприятия его активы оцениваются по чистой реализационной стоимости, а деление активов и обязательств на текущие и долгосрочные утрачивает смысл*.

* См. Голов С. Ф., Костюченко В. М. Бухгалтерський облік та фінансова звітність за міжнародними стандартами. — 3-тє вид., перероб. і доп. — Х.: Фактор, 2013. — С. 48.

Таким образом, все долгосрочные обязательства и дебиторскую задолженность переводят в состав текущих обязательств (активов).

Необоротные активы проверяют на предмет их обесценивания в порядке, предусмотренном П(С)БУ 28 «Уменьшение полезности активов».

Те необоротные активы, которые планируется продать, переводят на субсчет 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи». Эти активы, равно как и остальные оборотные активы, отражают по чистой реализационной стоимости — ожидаемой цене реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию ( пп. 4, 24 — 27 П(С)БУ 9 «Запасы»).

Для погашения обязательств предприятия (выходное пособие и другие выплаты при высвобождении, штрафы, пеня за нарушение условий договоров и т. п.) создают обеспечения в соответствии с П(С)БУ 11 «Обязательства» и П(С)БУ 26 «Выплаты работникам», которые можно отразить проводкой Дт 949, 977 — Кт 474 «Обеспечения прочих расходов и платежей».

К сведению: остатки всех резервов и обеспечений (резерв сомнительных долгов, резерв отпусков и т. п.), выплаты по которым уже не планируется проводить, списывают на финансовые результаты.

Расчеты с учредителями

Прежде всего заметим, что предприятие не удерживает НДФЛ с суммы и стоимости имущества, распределяемого между учредителями (участниками). Юрлицо только обязано подать форму № 1ДФ с признаком дохода «112», на что обращают внимание и налоговики (см. разъяснение в категории 103.25 ЗІР ГФСУ).

Учредитель самостоятельно определяет по итогам года инвестиционную прибыль в порядке, изложенном в п. 170.2 НКУ. Ставка НДФЛ для такого дохода составляет 18 % ( пп. 167.5.1, 167.5.3 НКУ).

При отражении в учете операций расчетов с учредителями следует руководствоваться нормами п. 28 П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты». Согласно этим положениям прибыль (убыток) от продажи, выпуска или аннулирования инструментов собственного капитала эмитент отражает увеличением (уменьшением) дополнительного вложенного капитала. Сумма превышения убытка от продажи, выпуска или аннулирования выпущенных инструментов собственного капитала над величиной дополнительного вложенного капитала отражается уменьшением нераспределенной прибыли (увеличением непокрытого убытка).

Таким образом, при наличии прибыли (сальдо по кредиту субсчета 441) показатели раздела I пассива баланса распределяют между учредителями путем списания сумм:

1) собственного капитала:

Дт 40 — Кт 672;

2) капитала в дооценках:

Дт 41 — Кт 672;

3) дополнительного капитала:

Дт 42 — Кт 672;

4) нераспределенной прибыли:

Дт 441 — Кт 672.

Если же деятельность ООО была убыточной, убытки распределяют между учредителями. Для этого вначале между учредителями распределяют сумму уставного капитала (проводка Дт 401 — Кт 672), а затем уже сами убытки (корреспонденция Дт 672 — Кт 442).

В случае расчета с учредителями имуществом в виде оборотных или необоротных активов доход от такой передачи не показывают. Эта операция не попадает в понятие дохода из п. 5 П(С)БУ 15 «Доход». Ведь доход признается во время увеличения актива или уменьшения обязательства, которое приводит к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов участников предприятия), при условии, что оценка дохода может быть достоверно определена. В рассматриваемой ситуации роста капитала, как и самого капитала, уже нет.

Не признают и расходы по данной операции, поскольку согласно п. 6 П(С)БУ 16 «Расходы» расходами отчетного периода признаются или уменьшение активов, или увеличение обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала в результате его исключения или распределения между собственниками), при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены.

То есть в учете просто делают проводку Дт 672 — Кт 28.

Нюанс! До момента аннулирования регистрации плательщика НДС юрлицо должно начислять налоговые обязательства. Операция по передаче имущества учредителям попадает в понятие поставки и облагается НДС. Поэтому если на эту дату юрлицо еще является плательщиком НДС, оно должно начислять налоговые обязательства.

В таких случаях для избежания проблем с учредителями имеет смысл вначале начислить налоговые обязательства исходя из договорной стоимости передаваемого учредителям имущества, уплатить эту сумму в бюджет, а затем уже определять прибыль, подлежащую распределению между учредителями.

После проведения всех ликвидационных процедур составляют ликвидационный баланс, который должен иметь нулевые показатели (см. письмо МФУ от 02.08.07 г. № 31-34000-10-10/15607).

Выводы

  • Перед ликвидацией юрлицо должно пройти определенную процедуру, которая начинается с принятия собственниками решения о ликвидации и заканчивается внесением записи в Единый госреестр о прекращении деятельности юрлица.
  • Бухгалтерский учет в периоде ликвидации ведут по особым правилам, ликвидационный баланс должен быть нулевым.

Документы и сокращения статьи

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Закон об оценке — Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.01 г. № 2658-III.

Закон № 1576 — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом МФУ от 09.12.11 г. № 1588.

Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Положение № 879 — Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом МФУ от 02.09.14 г. № 879.

Инструкция № 492 — Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492.

Перечень № 430/5 — Перечень видов документов, связанных с обеспечением социальной защиты граждан, которые должны поступать в архивные учреждения в случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций, не относящихся к источникам формирования Национального архивного фонда, утвержденный приказом Минюста от 14.03.13 г. № 430/5.

Перечень № 578/5 — Перечень типовых документов, создаваемых в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Минюста от 12.04.12 г. № 578/5.

ООО — общество с ограниченной ответственностью.

ЧП — частное предприятие.

Единый госреестр — Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше