«Нелегкий» выбор
Если ломается импортное оборудование, есть два выхода из ситуации:
• либо вернуть его производителю-нерезиденту с целью проведения гарантийного ремонта (переместить оборудование через таможенную границу Украины туда и обратно);
• либо обратиться в сервисный центр (если на территории Украины он есть).
Чтобы выбрать первый вариант действий, покупатель должен:
1. Иметь в договоре соответствующие оговорки об условиях гарантии качества и исполнения гарантийных обязательств ( ст. 165 Таможенного кодекса Украины от 13.03.12 г. № 4495-VI, далее − ТКУ).
2. Составить претензию поставщику (изготовителю) по причине ненадлежащего исполнения последним принятых на себя договорных обязательств. Так называемую рекламацию. К ней необходимо приложить все необходимые доказательные документы (акт экспертизы, акт несоответствия товара по количеству и качеству, рекламационный акт, транспортные документы и др.).
3. Выбрать таможенный режим и учесть все его особенности.
В отношении импортного оборудования, вывозимого за пределы таможенной территории Украины с целью ремонта в рамках гарантийного обслуживания, можно воспользоваться таможенным режимом:
• переработки за пределами таможенной территории Украины ( глава 24 ТКУ);
• экспорта с последующим импортом ( главы 15, 13 ТКУ).
Заметьте: таможенный режим временного ввоза (вывоза) к товарам, подлежащим гарантийному ремонту за пределами Украины, не подходит. Потому что он предполагает обязательный последующий возврат товара без каких-либо изменений, кроме естественного износа или потерь при нормальных условиях транспортировки ( глава 19 ТКУ). А это явно не наш случай.
При выборе таможенного режима основным критерием может стать размер налогов и сборов, которые придется уплатить на таможне.
Так, при выборе режима переработки за пределами Украины:
• при помещении товаров в такой режим придется уплатить таможенную пошлину ( ч. 2 ст. 164 ТКУ);
• однако при возврате ранее вывезенного товара от уплаты пошлины вы будете освобождены на основании ч. 2 ст. 168 ТКУ.
А вот при экспорте с последующим импортом придется уплатить все необходимые налоги и сборы, предусмотренные как для экспорта товаров, так и для импорта (причем не только в связи с ввозом новых запчастей, установленных на оборудование, но и самого оборудования).
Как видите, такой способ довольно дорогостоящий.
Если на территории Украины есть сервисный центр, то все проблемы, связанные с ремонтом поломанного оборудования, можно возложить на его плечи.
В таком случае речь пойдет уже о предоставлении услуг по гарантийному ремонту, которые могут быть проведены как за счет продавца, так и за счет производителя.
При этом в ходе оказания услуги они вправе использовать импортные запчасти, бесплатно полученные от производителя с целью проведения гарантийного ремонта оборудования.
Теперь давайте посмотрим, какие НДС-последствия грозят в каждом из предложенных вариантов.
НДС-последствия
Вывоз оборудования в рамках гарантийного ремонта. Согласно ст. 206 НКУ к операциям по вывозу и ввозу товаров в таможенном режиме переработки вне таможенной территории применяется соответственно:
• условное полное освобождение от НДС-обложения при вывозе на основании п. 206.13 НКУ;
• полное освобождение от НДС-обложения при ввозе согласно п.п. 206.2.2 НКУ.
Более того, как правило, в таком случае нерезидент выполняет гарантийный ремонт/обслуживание за собственный счет. При этом такие «ремонтные» услуги нерезидента не являются объектом обложения НДС, поскольку место их поставки в данном случае расположено за пределами таможенной территории Украины ( п.п. «г» п.п. 186.2.1 НКУ). Так что НДС с «нерезидентских» услуг в данном случае начислять не нужно.
Гарантийный ремонт на территории Украины. Если за ремонт импортного оборудования в рамках гарантийных обязательств берется сервисный центр, да к тому же получает бесплатно запчасти от нерезидента, то тут становится немного сложнее.
Ведь, несмотря на то, что такая поставка осуществляется в рамках выполнения гарантийных обязательств, операция по получению запчастей от нерезидента будет происходить в таможенном режиме импорта. А значит, и с уплатой всех таможенных платежей и НДС.
Вот тут и возникает вопрос: имеет ли право получатель запчастей отразить суммы НДС, уплаченные на таможне, в составе НК?
На наш взгляд, получатель запчастей может спокойно воспользоваться правом на НК. Датой формирования НК в таком случае станет дата уплаты налоговых обязательств ( п. 198.2 НКУ).
Базой обложения НДС выступит таможенная стоимость полученных товаров с учетом пошлины и акцизного налога (так как запчасти поставлялись бесплатно — базу определяем по нижней границе, установленной в п. 190.1 НКУ).
Важно! Долгое время налоговики запрещали включать в НК суммы НДС, уплаченные при бесплатном получении запчастей. Главный аргумент — ввезенные товары в данном случае нельзя считать приобретенными согласно п. 198.3 НКУ, ведь они получены бесплатно. Об этом свидетельствуют неединичные разъяснения в категории 101.14 ЗІР ГФСУ, которые уже утратили силу.
Но! Совсем недавно контролеры изменили свою точку зрения — в той же категории 101.14 ЗІР ГФСУ появилось новое разъяснение. В нем фискалы согласились с тем, что НДС, уплаченный при растаможивании ввозимых на таможенную территорию Украины товаров в случае их безвозмездного получения, включается в состав НК на основании надлежащим образом оформленной таможенной декларации. Причем независимо от того, компенсируются суммы НДС и расходов на проведение таможенных процедур нерезидентом или нет.
При этом контролеры сделали оговорку о необходимости начислить «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ, если такие полученные запчасти будут использоваться в необлагаемых или нехозяйственных операциях.
В каких случаях будет работать это требование?
Если рассматривать схему гарантийного ремонта, проводимого за счет производителя*, то услугу по гарантийному ремонту, предоставляемую сервисным центром, следует рассматривать как отдельную операцию по предоставлению услуг гарантийного ремонта, которая, кстати, подлежит обложению НДС на общих основаниях.
* Подробно о таких операциях вы можете прочитать в «БН», 2016, № 12, с. 23 и № 14, с. 19.
Поставка производителем запчастей пройдет отдельно, так как стоимость таких запчастей не включается в стоимость услуги. Более того, как правило, право собственности на них сервисному центру не переходит. Отсюда, если следовать логике налоговиков, то налицо нехозиспользование.
Но! В то же время полученные запчасти предназначены для их использования в целях гарантийного ремонта (облагаемой операции). То есть при поставке товаров покупателю в его стоимость уже была заложена стоимость запчастей, которые производитель потом (при наступлении гарантийного случая) «бесплатно» передает сервисному центру. Кроме того, при ввозе таких запчастей НДС был уплачен в бюджет и на законных основаниях попал в НК импортера.
Кстати, даже если считать, что сервисный центр «подарил» покупателю запчасти, то это все равно будет хоздеятельность (по аналогии с ситуацией, описанной в письме ГФСУ от 11.08.16 г. № 17515/6/99-99-15-03-02-15 // «БН», 2016, № 39, с. 4).
Поэтому, мы уверены, что есть хорошие шансы сохранить НК без его компенсации по п. 198.5 НКУ. Но за это, скорее всего, сервисному центру придется побороться с налоговиками. Аргументы мы вам подсказали.