Темы статей
Выбрать темы

Минбаза НДС: примеры расчета

Нормы о начислении налоговых обязательств при продаже товаров, услуг с фактической цены, но не ниже минимальной базы налогообложения, известны всем бухгалтерам. Между тем практики не понаслышке знают, какие сложности возникают при расчете минбазы. Ведь законодательные нормы сформулированы далеко не идеально, а контролеры разъясняют спорные моменты неоднозначно. Что же делать бухгалтеру в такой непростой ситуации? Мы решили вам помочь и обобщили правила расчета минбазы с учетом свежих консультаций налоговиков.

Правила расчета НО с минбазы

Случаи применения минбазы

Согласно абз. 2 п. 188.1 НКУ база налогообложения операций по поставке не может быть:

• для товаров/услуг — ниже цены приобретения;

• для самостоятельно изготовленных товаров/услуг — ниже ОЦ;

• для необоротных активов — ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета, которая сложилась по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов — исходя из ОЦ).

Исключения из этого правила составляют только две категории товаров (услуг), а именно:

1) товары (услуги), цены на которые подлежат государственному регулированию. Такие товары (услуги) определяют согласно Закону № 5007. Органы исполнительной власти при установлении регулируемых цен на соответствующие товары руководствуются постановлением № 1548.

Отдельными нормативными актами регулируются также цены на:

• лекарственные средства (см. постановление № 955). То, что эти исключительные нормы распространяются на лекарственные средства, подтвердила ГФСУ в письме от 14.01.16 г. № 551/6/99-99-19-03-02-1;

• сахарную свеклу для производства сахара квоты «А» и сахара квоты «А» (см. Закон № 758);

• рожь, гречку и другую сельскохозяйственную продукцию (см. Закон № 1877, постановление № 1003);

• алкогольные напитки ( см. Закон № 481/95);

2) газ, который поставляется для нужд населения.

Порядок отражения НО с минбазы в учете

Начисление НО с минбазы показывают на счетах учета расходов деятельности ( п. 1.3 Инструкции № 141). Для этих целей используют субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности», причем согласно п. 12 Инструкции № 141 его задействуют и для отражения НО по необоротным активам.

То есть начисление НО на сумму превышения минбазы над договорной ценой товара показывают проводкой Дт 949 — Кт 641.

На сумму НО, начисленных с суммы превышения минбазы, плательщик выписывает отдельную НН с кодом причины ( пп. 8, 15 Порядка № 1307):

• 15 — Составлена на сумму превышения цены приобретения товаров/услуг над фактической ценой их поставки;

• 16 — Составлена на сумму превышения балансовой (остаточной) стоимости необоротных активов над фактической ценой их поставки;

• 17 — Составлена на сумму превышения обычной цены самостоятельно изготовленных товаров/услуг над фактической ценой их поставки.

Такую НН получателю (покупателю) не выдают, а в ее строках, отведенных для заполнения данных покупателя, поставщик (продавец) указывает собственные данные ( п. 15 Порядка № 1307).

НО, рассчитанные с минбазы НДС, в налоговой декларации по НДС отражают в тех же строках декларации, что и НО, начисленные по этой операции исходя из договорной стоимости.

Рассмотрим процедуру начисления НО с суммы превышения минбазы в разрезе отдельных активов.

Ситуация 1. Продажа товаров

Что включает цена приобретения

Под товарами в данном случае понимают именно приобретенные товары (а не самостоятельно изготовленную продукцию), которые отражают на счете 28 «Товары», в частности на субсчетах:

• 281 «Товары на складе»;

• 282 «Товары в торговле»;

• 283 «Товары на комиссии» (согласно п. 189.4 НКУ базу обложения товаров, продаваемых в пределах посреднических договоров, определяют в порядке, указанном в ст. 188 НКУ. Из этого следует, что на такие операции распространяется и правило о применении минбазы).

На первый взгляд проблем с определением минбазы применительно к товарам быть не должно. Однако они есть, поскольку в НКУ не уточняется, что именно следует считать ценой приобретения товаров. А по нормам п. 9 П(С)БУ 9 «Запасы» в первоначальную стоимость товаров включают:

• суммы, которые уплачиваются согласно договору поставщику (продавцу) за вычетом непрямых налогов;

• суммы ввозной пошлины;

• суммы непрямых налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию;

• ТЗР;

• другие расходы, которые непосредственно связаны с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

В связи с этим здесь есть два варианта интерпретации.

Вариант 1. Цену приобретения товаров определяют по договорной цене, уплаченной поставщику (корреспонденция Дт 281 — Кт 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). Очевидно, что такая цена не включает в себя НДС. Ведь из абз. 1 п. 188.1 НКУ следует, что в договорную стоимость НДС не входит.

Вариант 2. Цену приобретения товаров рассчитывают исходя из полной себестоимости проданного товара, по которой они числятся в бухучете. То есть исходя из себестоимости, отраженной проводкой Дт 902 — Кт 28.

Понятно, что во втором варианте цена приобретения товара и минбаза будут выше, чем в первом варианте.

Какой же вариант выбрать? Налоговики на данный момент ясно высказались только в отношении минбазы для импортных товаров. В частности, они пришли к выводу, что для операций поставки товаров, ввезенных плательщиком НДС на таможенную территорию Украины, база налогообложения определяется по общему правилу — исходя из их договорной стоимости, без учета величины таможенной стоимости. Такая позиция была озвучена в письмах ГФСУ от 02.10.15 г. № 20952/6/99-95-42-01-16-01, от 13.04.16 г. № 8220/6/99-99-19-03-02-15, от 27.04.16 г. № 9614/6/99-99-15-03-02-15, Центрального офиса по обслуживанию крупных плательщиков ГФСУ от 16.06.16 г. № 13257/10/28-10-01-03-11, консультации из категории 101.06 ЗІР ГФСУ.

Впрочем, в письме ГФСУ от 13.04.16 г. № 8220/6/99-99-19-03-02-15 речь шла и о товарах, приобретенных на таможенной территории Украины. В отношении таких товаров налоговики предписали применять минбазу, определенную исходя из стоимости, по которой они приобретены в собственность, т. е. цены, указанной в договоре на приобретение товара (контрактной стоимости).

И все же однозначные выводы по этой проблеме делать пока рано. Объясним почему.

В упомянутых письмах налоговики ничего не сказали о том, что в расчете не участвуют остальные составляющие себестоимости реализованных товаров.

Причем в отношении товаров, приобретенных в Украине, в большинстве случаев определить цену приобретения по данным бухгалтерского учета невозможно. Только в одном методе (идентифицированной себестоимости), который на практике используется достаточно редко, физическое движение товара совпадает с данными бухучета. То есть только в этом методе в учете списывают именно тот товар, который был реально продан.

В остальных методах товары списывают в определенной (условной) последовательности, и при этом товары, списанные на реализацию в бухучете, обычно не совпадают с товарами, которые были отгружены фактически. К примеру, если предприятие приобрело 200 ед. товара А по цене 200 грн. за ед. (без НДС), а потом 300 ед. этого же товара А по цене 250 грн. за ед., то в методе ФИФО первыми будут списаны товары из первой партии (по цене 200 грн.), хотя фактически могут продаваться товары из второй партии.

В бухучете также обычно невозможно отследить все «составляющие» стоимости реализованного товара, там видна лишь общая себестоимость товара (сумма, которая числится по дебету субсчета 281).

Совет: мы считаем, что применительно к импортным товарам, учет которых обычно ведут в особом порядке, на отдельных субсчетах, в разрезе полученных партий товара можно ориентироваться на цену приобретения, по которой они были куплены у поставщиков (вариант 1). Этот же подход можно применить и к тем товарам, которые учитывают по методу идентифицированной себестоимости.

В остальных случаях имеет смысл ориентироваться на второй вариант определения первоначальной цены исходя из полной первоначальной стоимости товаров, с учетом всех перечисленных составляющих.

Если для вас разница в указанных вариантах существенна и вы решили выбрать все же первый подход (цена, указанная в договоре), применительно ко всем товарам получите письменную индивидуальную налоговую консультацию, которую контролеры предоставляют на основании ст. 52 НКУ.

Оптимизация НДС

В варианте с полной первоначальной себестоимостью можно оптимизировать налоговые последствия за счет выбранной процедуры отражения ТЗР, которые согласно п. 9 П(С)БУ 9 можно:

1) прямо включать в себестоимость товаров либо

2) учитывать на отдельном субсчете и списывать на расходы по среднему проценту.

Во втором варианте ТЗР списывают с общего субсчета 289 «ТЗР» сразу на расходы (на субсчет 902 «Себестоимость реализованных товаров»), без отражения на субсчете 281. В итоге в первом варианте ТЗР участвуют в расчете первоначальной стоимости товаров и, как следствие, минбазы НДС, а во втором варианте («по среднему проценту») — нет. Во втором варианте минбаза НДС будет ниже.

Пример 1. Плательщик НДС приобрел 10 ед. товара на сумму 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.). Расходы на доставку товара составили 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.). Учет ТЗР на предприятии ведут:

1) прямым счетом;

2) на отдельном субсчете.

В первом варианте первоначальная стоимость 1 ед. товара (без НДС) составит: (10000 грн. + 500 грн.) / 10 ед. = 1050 грн., во втором — 10000 грн. / 10 ед. = 1000 грн.

Соответственно, минбаза обложения НДС во втором варианте будет меньше.

Скажем, если предприятие решило продать этот товар по себестоимости, то в первом варианте НО по НДС с 1 ед. товара составят: 1050 грн. х 20 % = 210 грн., а во втором варианте: 1000 грн. х 20 % = 200 грн.

Экспорт товаров

Нюансы определения минбазы НДС особо актуальны для экспортеров. Напомним, что, по версии налоговиков, в случае экспорта товаров НО на сумму превышения минбазы НДС над договорной стоимостью должны начисляться по ставке НДС 20 %, а не 0 % (письма ГФСУ от 10.08.15 г. № 16878/6/99-99-19-03-02-15, от 11.08.15 г. № 16964/6/99-99-19-03-02-15, от 26.01.16 г. № 1389/6/99-99-19-03-02-15, от 19.04.16 г. № 8831/6/99-99-19-03-02-15, от 27.04.16 г. № 9529/6/99-99-15-03-02-15, консультацию в категории 101.09 ЗІР).

Только для поставщиков зерновых контролеры делают исключение и разрешают им не начислять НО с суммы превышения минбазы по ставке 20 % ( письма ГФСУ от 25.05.16 г. № 11361/6/99-99-15-03-02-15, от 25.05.16 г. № 11359/6/99-99-15-03-02-15, от 25.05.16 г. № 11358/6/99-99-15-03-02-15).

Впрочем, некоторые экспортеры не соглашаются с начислением 20 % по экспортным операциям и успешно оспаривают это в суде (см., к примеру, постановления ВАдСУ от 16.02.16 г. № К/800/47756/15*, от 22.03.16 г. № К/800/48575/15** // «БН», 2016, № 21, с. 9).

* http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/56094751.

** http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/57033878.

Ситуация 2. Продажа собственной продукции и услуг

Обычная цена — что за «фрукт»?

Это наиболее проблемные операции в части применения минбазы обложения НДС. Дело в том, что в НКУ нет четких правил определения ОЦ для неконтролируемых операций.

Так, согласно п.п. 14.1.71 НКУ ОЦ является цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено НКУ. Если не доказано обратное, считается, что такая ОЦ соответствует уровню рыночных цен.

Рыночная цена — цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому собственнику при условии, что продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить на добровольной основе, обе стороны являются взаимно независимыми юридически и фактически, владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях ( п.п. 14.1.219 НКУ).

В норме п.п. 14.1.71 НКУ приведены особенности определения ОЦ для отдельных (специфических) видов операций, а именно:

1) цена (наценка) на товары (работы, услуги), которые подлежат государственному регулированию: ОЦ считается цена, установленная в соответствии с правилами такого регулирования;

2) на товары (работы, услуги), для которых установлена минимальная цена продажи или индикативная цена: ОЦ считается цена, определенная сторонами договора, но не ниже минимальной или индикативной цены;

3) если во время осуществления операции обязательно проведение оценки, то стоимость объекта оценки является основанием для определения ОЦ для целей налогообложения;

4) если проводится аукцион (публичные торги) в случаях, предусмотренных законом, то ОЦ считается цена, которая сложилась по результатам такого аукциона (публичных торгов);

5) если поставка товаров (работ, услуг) осуществляется на основании форвардного или фьючерсного контракта — ОЦ является цена, которая соответствует форвардной или фьючерсной цене на дату заключения такого контракта;

6) если продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора, осуществляется согласно законодательству в принудительном порядке, то ОЦ является цена, сформированная во время такой продажи.

В остальных случаях, если не доказано иное, ОЦ является цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, т. е. цена продажи, которая считается соответствующей уровню рыночных цен. И получается, что минбаза обложения НДС равна договорной цене. Соответственно, дополнительные НО начислять, по сути, не на что.

Подход контролеров

Понятно, что такое положение вещей не устроило налоговиков, и они стали изобретать варианты «решения вопроса». На данный момент обнародовано два подхода, каждый из которых не соответствует нормам НКУ.

В первом подходе налоговики считают, что база налогообложения операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров, услуг, работ не может быть ниже их производственной себестоимости, определенной в соответствии с П(С)БУ 16 «Расходы». Эта позиция прозвучала в письме ГУ ГФС в Киевской области от 07.07.16 г. № 1555/10/10-36-12-02.

В нем же контролеры заключили, что при продаже самостоятельно выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров, реализованных ниже их себестоимости, поставщик должен составить две налоговые накладные:

• одну — на сумму, рассчитанную исходя из фактической цены поставки,

• вторую — на сумму, рассчитанную исходя из превышения ОЦ, которая не может быть ниже их производственной себестоимости, определенной в соответствии с П(С)БУ 16, над фактической ценой.

Этот подход не соответствует НКУ, поскольку нормы об исчислении минбазы обложения НДС исходя из себестоимости готовой продукции были исключены из абз. 2 п. 188.1 НКУ с 01.01.16 г.

Во втором подходе контролеры предписывают проводить целое расследование операции, с которой связано применение ОЦ. В частности, в письме ГФСУ от 15.08.16 г. № 27600/7/99-99-14-02-01-17 при проведении документальных проверок производителей товаров/услуг было дано распоряжение местным проверяющим поступать так:

1) выяснять источники информации о ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (далее — рыночные цены);

2) определять рыночные цены исходя из данных этих источников, обязательно учитывая идентичность (родство, сопоставимость) содержания исследуемой операции;

3) устанавливать соответствие цены поставки производителя рыночным ценам;

4) в случае несоответствия этих цен (занижение цены поставки в сравнении с рыночными ценами) фиксировать в актах документальных проверок:

• факт такого несоответствия с указанием источников информации относительно рыночных цен, их уровня и расчета несоответствия;

• вывод, что с учетом положений пп. 14.1.71 НКУ и 14.1.219 НКУ цена поставки не является ОЦ, которая соответствует рыночной и должна была бы учитываться при определении базы обложения НДС;

• вывод относительно нарушения норм абз. 2 п. 188.1 НКУ, в результате чего занижена база обложения НДС и, как следствие, занижены НО (завышено бюджетное возмещение, отрицательное значение) по НДС.

Вполне возможно, что местные проверяющие будут ориентироваться на оба подхода, т. е. будут сопоставлять цену продажи готовой продукции и услуг с их себестоимостью и рыночными ценами.

Как обезопасить себя

Совет: желательно, чтобы цена продажи готовой продукции (работ, услуг) все же была не меньше себестоимости. Если же этого не избежать, придется подготовить обоснование, из которого будет следовать, что такая цена соответствует ОЦ и уровню рыночных цен. К примеру, если вам известны операции продажи подобной продукции по более низкой цене, можно сослаться на них.

В крайнем случае можно настаивать на том, что ваша готовая продукция уникальна, поэтому сопоставить ее не с чем. А то, что нужно принимать во внимание сопоставимость условий, понимает и ГФСУ. В частности, в упомянутом письме № 27600/7/99-99-14-02-01-17 ГФСУ рекомендовала при выяснении рыночных цен на услуги по передаче в наем (аренду) недвижимого имущества (зданий, сооружений, помещений) учитывать: принадлежность зданий и сооружений к одинаковым классификационным типам (с учетом их функционального назначения) согласно ДК 018-2000***; их площадь; местонахождение и т. п.

*** Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержден и введен в действие приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 17.08.2000 г. № 507.

В любом случае мы рекомендуем подготовить обоснование соответствия цены продажи готовой продукции (работ, услуг) рыночным ценам и ОЦ.

Нюанс: предприятиям, которые сдают в аренду имущество и для которых такой вид деятельности не является основным, имеет смысл имущество не зачислять в состав инвестиционной недвижимости. В этом случае доходы от сдачи в аренду можно показывать на субсчете 713 «Доход от операционной аренды активов», к которому нет «расходного» счета. Такой подход не противоречит Инструкции № 291, где в описании к субсчету 713 говорится об отражении на данном субсчете доходов от аренды имущества, если эта деятельность не является предметом (целью) создания предприятия****. Тогда сопоставить доходы от аренды с себестоимостью налоговики не смогут.

**** Подробнее об этой проблеме см. статью «Сдаем имущество в аренду: как отразить в бухучете?»// «БН», 2015, № 23, с 20.

Ситуация 3. Продажа необоротных активов

Остаточная стоимость — возможны варианты

Казалось бы, с продажей необоротных активов вообще вопросов нет: просто из бухгалтерского учета нужно взять балансовую (остаточную) стоимость, которая сложилась по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции.

Единственный нюанс: минбаза обложения НДС будет отличаться от остаточной стоимости необоротного актива, по которой его списывают на реализацию, так как за отчетный месяц еще будет начислена амортизация.

Но! Законодатели не учли, что в бухучете необоротные активы перед продажей переводят в состав оборотных активов и учитывают на субсчете 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи».

В частности, необоротный актив признается удерживаемым для продажи в случае, если ( п. 1 разд. ІІ П(С)БУ 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность»):

• экономические выгоды ожидается получить от его продажи, а не от использования по назначению;

• он готов к продаже в нынешнем состоянии;

• его продажа, как ожидается, будет завершена на протяжении года с даты признания таким, который содержится для продажи;

• условия его продажи соответствуют обычным условиям продажи для подобных активов;

• осуществление его продажи имеет высокую вероятность, в частности, если руководством предприятия подготовлен соответствующий план или заключен твердый контракт о продаже, осуществляется его активное предложение на рынке по цене, которая отвечает справедливой стоимости.

Причем после перевода на субсчет 286 активы отражают в бухучете и в финотчетности на дату баланса по наименьшей из двух величин — балансовой стоимости или чистой стоимости реализации ( п. 9 разд. ІІ П(С)БУ 27).

Чистая стоимость реализации запасов — ожидаемая цена реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию (п. 4 П(С)БУ 9).

В случае оценки по чистой стоимости реализации сумму корректировки балансовой стоимости необоротных активов, удерживаемых для продажи, признают прочими операционными доходами (расходами) отчетного периода ( п. 10 разд. ІІ П(С)БУ 27).

Как же определить минбазу обложения НДС, если ОС были переведены в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи, и числятся уже в составе оборотных активов? Рассматривая этот вопрос в письме от 29.06.16 г. № 14040/6/99-99-15-03-02-15, ГФСУ на него прямо не ответила. А между тем разница в подходах может быть весьма существенной.

Пример 2. Предприятие планирует продать объект ОС (автомобиль), первоначальная стоимость которого составляет 350000 грн. (без НДС), начисленная амортизация на начало месяца продажи — 50000 грн., амортизация, начисленная за месяц, в котором автомобиль был продан, составила 5000 грн. Автомобиль продают по договорной стоимости — 240000 грн. (в том числе НДС — 40000 грн.).

Рассмотрим три варианта оформления этой операции:

1) автомобиль не переводят перед продажей на субсчет 286. Тогда минбаза обложения НДС составит 350000 грн. - 50000 грн. = 300000 грн., а сумма НО по НДС, исчисленных со стоимости превышения минбазы НДС над договорной стоимостью, будет равна: (300000 грн. - 200000 грн.) х 20 % = 20000 грн. Итого НО: 40000 грн.+ 20000 грн. = 60000 грн.;

2) автомобиль зачисляют в месяце продажи на субсчет 286 и учитывают по балансовой стоимости (350000 грн. - 50000 грн. - 5000 грн. = 295000 грн.). Тогда результаты будут такими же, как и в варианте 1 (поскольку ориентируются на балансовую стоимость на начало месяца);

3) автомобиль в месяце, предшествующем месяцу продажи, переводят на субсчет 286 и учитывают его по чистой стоимости реализации, которую определяют на уровне договорной цены с покупателем (без НДС), а именно — 200000 грн. В этом варианте минбаза обложения НДС совпадет с договорной стоимостью и НО составят 40000 грн.

Учет операций будет таким:

Учет операций продажи объекта ОС

Хозяйственная операция

Корреспондирующие счета

Сумма,

грн.

дебет

кредит

Вариант 1

1. Начислена амортизация за месяц выбытия автомобиля

92

131

5000,00

2. Списана амортизация на выбывший автомобиль

131

105

55000,00

3. Отражен доход от продажи автомобиля (на дату его передачи покупателю)

361

746

240000,00

4. Начислены НО по НДС исходя из договорной стоимости

746

641/НДС

40000,00

5. Начислены НО исходя из суммы превышения минбазы обложения над договорной стоимостью

949

641/НДС

20000,00

6. Списана остаточная стоимость автомобиля на реализацию

977

105

295000,00

7. Получена оплата от покупателя

311

361

240000,00

Вариант 2

8. Начислена амортизация за месяц выбытия автомобиля

92

131

5000,00

9. Списана амортизация на выбывший автомобиль

131

105

55000,00

10. Переведен автомобиль в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи

286

105

295000,00

11. Отражен доход от реализации автомобиля

361

712

240000,00

12. Начислены НО по НДС исходя из договорной стоимости

712

641/НДС

40000,00

13. Начислены НО исходя из суммы превышения минбазы обложения над договорной стоимостью

949

641/НДС

20000,00

14. Списана остаточная стоимость автомобиля на реализацию

943

286

295000,00

15. Получена оплата от покупателя

311

361

240000,00

Вариант 3

16. Списана начисленная амортизация на автомобиль

131

105

50000,00

17. Переведен автомобиль в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи

286

105

300000,00

18. Откорректирована балансовая стоимость автомобиля до чистой стоимости реализации

940

286

100000,00

19. Отражен доход от реализации автомобиля

361

712

240000,00

20. Начислены НО по НДС исходя из договорной стоимости

712

641/НДС

40000,00

21. Списана остаточная стоимость автомобиля на реализацию

943

286

200000,00

22. Получена оплата от покупателя

311

361

240000,00

Наиболее выгоден с позиции обложения НДС третий вариант, который полностью соответствует правилам бухгалтерского учета.

Оптимизация НДС

Те объекты необоротных активов, которые планируются к продаже по цене ниже балансовой стоимости, имеет смысл в месяце, предшествующем месяцу продажи, перевести в состав оборотных активов, удерживаемых для продажи (на субсчет 286), а затем уценить до чистой стоимости продажи. Тогда минимальная база обложения совпадет с договорной ценой.

Однако в этом случае в распорядительном документе следует обосновать необходимость проведения уценки со ссылкой на нормы п. 1, п.п. 8 — 10 разд. ІІ П(С)БУ 27 и п. 24 П(С)БУ 9 и получить письменную индивидуальную налоговую консультацию.

Выводы

  • При продаже товаров минбазу обложения НДС можно определить так: применительно к импортным товарам, а также к товарам, которые учитываются по методу идентифицированной себестоимости, можно ориентироваться на стоимость их приобретения у поставщиков. В части других товаров минбазу имеет смысл определять исходя из полной стоимости, по которой товары числятся в бухучете на счете 28.
  • При продаже готовой продукции, работ, услуг в качестве минбазы используют ОЦ, четких критериев определения которой нет. Здесь имеет смысл ориентироваться на себестоимость, а уровень ОЦ желательно обосновать.
  • При продаже необоротных активов, которые переводят на субсчет 286, в некоторых случаях имеет смысл провести уценку до чистой стоимости реализации. Тогда минбаза обложения НДС совпадет с договорной ценой.

Документы и сокращения Темы недели

Закон № 5007 — Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.12 г. № 5007-VI.

Закон № 758 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и реализации сахара» от 17.06.99 г. № 758-XIV.

Закон № 1877 — Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.04 г. № 1877-IV.

Постановление № 1003 — постановление КМУ от 02.12.15 г. № 1003 «Об утверждении объемов формирования государственного интервенционного фонда в 2015/16 маркетинговом периоде».

Закон № 481/95 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Постановление № 1548 — постановление КМУ от 25.12.96 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)».

Постановление № 955 — постановление КМУ от 17.10.08 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».

Порядок № 1307 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом МФУ от 31.12.15 г. № 1307.

Инструкция № 141 — Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом МФУ от 01.07.97 г. № 141.

НН — налоговая накладная.

НО — налоговые обязательства.

ОЦ — обычная цена.

ТЗР — транспортно-заготовительные расходы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше