В комментируемом письме налоговики объяснили, как долго на предприятии должны храниться первичные документы.
По общему правилу регистры бухучета, финотчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также документы, связанные с исполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, нужно хранить не менее 1095 дней со дня подачи отчетности, для составления которой они использованы.
В то же время такие документы используют при налоговых проверках. Поэтому сроки хранения документов должны определяться сроком, в течение которого контролеры могут их проверить.
Так, на сегодняшний день провести проверку контролеры имеют право не позднее окончания 1095 дня (2555 дня в отношении контролируемых операций), следующего за последним днем предельного срока подачи декларации, и/или уплаты обязательств, а если такая декларация была подана позднее, — за днем ее фактической подачи.
В отдельных случаях эти сроки могут отличаться. Так, если:
1) плательщик налога подал уточняющий расчет (УР), то провести проверку по такой декларации можно в течение 1095 дней со дня подачи УР ( п. 102.1 НКУ). То есть срок автоматически продлевается на 1095 дней;
2) декларация вообще не была подана ( п.п. 102.2.1 НКУ) или должностное лицо плательщика налогов (физическое лицо — плательщик налогов) осуждено за уклонение от уплаты денежного обязательства или в уголовном производстве вынесено решение о его закрытии по нереабилитирующим основаниям, которое вступило в законную силу ( п.п. 102.2.2 НКУ), то предельные сроки проведения проверки не применяются вообще.
Подробно о сроках хранения первичных документов читайте в «БН», 2016, № 20, с. 21.