Суть дела: собственник транспортного средства (физлицо) подал иск в суд о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения (НУР) о начислении транспортного налога (ТН).
Теоретически налоговики все сделали правильно, т. е., следуя требованиям пп. 267.6.1 и 267.6.2 НКУ, они:
• начислили ТН для физлица;
• направили ему соответствующее НУР для уплаты налога до 01.07.15 г.
Однако налогоплательщик счел такие действия налоговиков неправомерными. Дело дошло до ВАдСУ.
Самое интересное, что ВАдСУ в отличие от первых двух судебных инстанций согласился с ним, так как не выполнены все требования, необходимые для признания ТН обязательным к уплате в 2015 году.
Конечно, с тем, что 01.01.15 г. Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.14 г. № 71-VIII был введен новый ТН, не поспоришь (см. «БН», 2015, № 1−2, с. 32). Плательщиками ТН являлись владельцы транспортных средств возрастом до 5 лет и объемом более 3000 куб. см.
Но! ВАдСУ обратил внимание на то, что ТН — это местный налог, так как он:
• не входит в перечень общегосударственных налогов и сборов ( ст. 9 НКУ);
• является составляющей частью налога на имущество, который относится как раз к местным налогам ( п.п. 10.1.1 НКУ).
Правом устанавливать местные налоги (а следовательно, и ТН) наделены исключительно соответствующие сельские, поселковые, городские советы в пределах их полномочий.
Причем решения об установлении местных налогов и сборов органы местного самоуправления обязаны официально обнародовать до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение установленных местных налогов и сборов или изменений ( п.п. 12.3.4 НКУ).
В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым.
Так как местные советы не принимали и не могли принять и официально обнародовать до 15.07.14 г. решения об установлении таких налогов и сборов, новый налог не может быть признан обязательным к уплате, по крайней мере в 2015 году.
Хотя, в случае если местный совет не принял решение об установлении местных налогов и сборов, являющихся обязательными согласно нормам НКУ, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм НКУ с применением их минимальных ставок ( п.п. 12.3.5 НКУ).
Однако ТН в 2015 году все равно не подлежит уплате по той причине, что в данном случае:
1. Налицо неоднозначная (множественная) трактовка прав и обязанностей налогоплательщиков.
А в случае, когда нормы НКУ или других нормативно-правовых актов противоречат друг другу и допускают неоднозначную трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика ( п. 56.21 НКУ).
2. Нарушен принцип стабильности.
Ведь изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода ( п.п. 4.1.9 НКУ).
3. Неприменим принцип обратного действия.
Напомним: согласно данному принципу законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица ( ст. 58 НКУ). В случае с ТН никакого смягчения как раз и не было.
Учитывая все сказанное, а также с учетом практики и решений Европейского Суда по правам человека, ВАдСУ пришел к выводу: определение налогового обязательства по ТН за 2015 год является противоправным!