Темы статей
Выбрать темы

Важно! Минфин обновил Критерии блокировки налоговых накладных

Кравченко Дарья, налоговый эксперт
Как известно, трудные времена требуют решительных действий. Вот и Минфин, наверное, вооружившись таким лозунгом, внес внеочередные изменения в Критерии № 567*. Почему внеочередные? А все потому, что сам приказ от 13.06.17 г. № 567 предписывает «улучшать» критерии раз в три месяца (по итогам квартала). Конечно, в сложившихся обстоятельствах ждать окончания квартала уже было нельзя. Система требовала серьезной доработки. Поэтому сначала увидел свет приказ Минфина от 18.09.17 г. № 776 («БН», 2017, № 42), а теперь — приказ от 09.11.17 г. № 926. Что новенького он принесет плательщикам НДС?

* Критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденные приказом Минфина от 13.06.17 г. № 567.

Таблица: новые претенденты на «автомат»

Благодаря приказу Минфина от 18.09.17 г. № 776 все субъекты хозяйствования получили возможность подавать «Таблицу данных плательщика» (приложение к Критериям) заранее — еще до блокирования налоговой накладной (НН) / расчета корректировки (РК). В обычном порядке ГФСУ обязана проанализировать такую Таблицу в течение 5 рабочих дней и принять решение: учитывать ее или игнорировать.

Однако у отдельных плательщиков НДС система может принимать Таблицу автоматически.

Мелкие уточнения. Сначала в этот перечень «счастливчиков» вошли:

• сельхозтоваропроизводители — получатели сельхоздотации и/или

• сельхозпредприятия, которые на 31.12.16 г. применяли специальный режим налогообложения.

Главное для них было выполнить ряд условий:

1) отвечать определенным требованиям:

• они должны быть внесены в Реестр получателей бюджетной дотации и/или быть на 31.12.16 г. на спецрежиме обложения НДС, установленном ст. 209 НКУ;

• иметь общую площадь собственного или арендованного земельного участка свыше 200 га включительно по состоянию на 01.01.17 г., задекларированную до 20.02.17 г.;

• за период с 01.01.17 г. на таком предприятии не должно было быть одновременного изменения учредителя и директора предприятия;

2) подать Таблицу, в которой указаны их «льготные» группы товаров. Это могут быть:

• живые животные (код 01 согласно УКТ ВЭД);

• рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные (код 03);

• молоко и молочные продукты; яйца птицы; натуральный мед; съедобные продукты животного происхождения, в другом месте не указанные (код 04);

• овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни (код 07);

• съедобные плоды и орехи; кожура цитрусовых или дынь (код 08);

• зерновые культуры (код 10);

• семена и плоды масличных растений; другие семена, плоды и зерна; технические или лечебные растения; солома и фураж (код 12).

Приказом от 09.11.17 г. № 926 Минфин уточнил, что:

• собственных или арендованных земельных участков может быть несколько (главное, чтобы общая площадь таких участков была более 200 га);

• собственные земельные участки — это участки, на которые у агрария есть право собственности или же право пользования.

Новые претенденты. Теперь на автоматический учет Таблицы могут рассчитывать плательщики НДС, у которых одновременно:

• показатель налоговой нагрузки больше 2 % (D > 0,02);

• показатель прироста начисленного НДС за месяц по сравнению с максимальной суммой за последние 12 месяцев не выше 30 % (P < Pм × 1,3);

• объем поставок товаров/услуг собственного производства (указаны в Таблице) в НН/РК, составленных с 01.01.17 г. и попавших в ЕРНН, составляет более 25 % общего объема поставок за период с 01.01.17 г.

Показатели D (уровень налоговой нагрузки за последние 12 месяцев) и P (сумма НДС, которая попала в ЕРНН в отчетном периоде в составе НН/РК) плательщикам НДС уже знакомы. Порядок их расчета не изменился. Он, как и раньше, прописан в п.п. 4 п. 5 Критериев № 567.

Единственная новость — теперь значения этих показателей ГФСУ обязана будет:

• рассчитывать каждого 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным;

• делать их доступными в электронном кабинете (ЭКП) каждого плательщика НДС. Хотя где конкретно в ЭКП будет указана эта информация, пока неизвестно.

А вот что касается последнего критерия, то, по всей видимости, в нем речь идет о товарах/услугах, которые плательщик НДС указывает в Таблице (т. е. о товарах/услугах, которые плательщик НДС покупает и продает на постоянной основе). Если объем поставок таких товаров/услуг, указанный в НН/РК, составленных и зарегистрированных в ЕРНН с 01.01.17 г., превысит 25 % от общего объема поставок за этот период, то такую Таблицу система сможет учесть автоматически.

Внимание! Если плательщик НДС подаст в ГФСУ Таблицу с заведомо неверными данными и она будет учтена системой автоматически, то Комиссия ГФСУ может принять решение не учитывать такую Таблицу. То есть ее придется подавать еще раз. Так что будьте внимательны!

Новый блокирующий критерий

Касается он исключительно РК. Система будет блокировать РК, которые выписаны на покупателя — плательщика НДС и:

• или изменяют стоимость товара/услуг более чем в 2 раза (очевидно, учитываться будет как увеличение цены, так и ее уменьшение),

• и/или существенно изменяют номенклатуру товаров/услуг. А именно, если такое изменение приводит к смене первых 4 цифр кода товара согласно УКТ ВЭД и/или первых 2 цифр кодов услуг согласно ГКПУ.

Так, что при получении предоплаты от покупателя лучше сразу уточнять номенклатуру поставляемых товаров/услуг. Иначе, чтобы избежать блокировки, придется выписывать сначала аннулирующий РК, а затем и новую НН (подробнее см. в «БН», 2017, № 45).

В результате выходит, что под блокировку по новому критерию не попадут:

• все РК, выписанные на покупателей — неплательщиков НДС (т. е. РК, составленные к НН с типами причины от «01» до «15»);

• РК, составленные на возвраты (авансов или отгруженных товаров).

Обновленный критерий № 1 («3+1»)

Напомним: ранее критерий № 1 имел 3 составляющих и одно дополнительное условие.

И лишь в случае их одновременного выполнения вам гарантирована переписка с «разблокировочной» комиссией.

Что же это за 3 составляющих?

1. Объем поставки превышает условные остатки.

То есть если объем поставки товара/услуги, указанный в НН, окажется больше в 1,5 раза величины, равной остатку разницы объема приобретения (ввоза) такого товара/услуги, указанного в НН/РК, зарегистрированных с 01.01.17 г. в ЕРНН, и объема поставки соответствующего товара, указанного с 01.01.17 г. в полученных НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН, и таможенных декларациях, такая НН может попасть под блокировку.

2. Преобладание «рисковых» товаров.

То есть в остатках товаров, который определяется в порядке, указанном в предыдущем пункте, количество «рисковых» товаров не должно было превышать 75 %. Вполне вероятно, тут будет учитываться номенклатура всех поставленных и приобретенных товаров/услуг плательщиком НДС с начала 2017 года. И если 75 % остатка таких товаров/услуг будут составлять «рисковые» товары — все НН такого поставщика рискуют попасть под блокировку.

Заметьте: перечень «рисковых» товаров утвержден приказом ГФСУ от 30.06.17 г. № 46 (все подробностив «БН», № 29).

3. На «входе» — один товар, на «выходе» — другой. В связи с этим анализируются данные, указанные в Таблице данных плательщика (приложение к Критериям № 567).

Так вот, корректировке подверглась лишь составляющая № 2 — уровень «рисковости» товаров. Теперь он напрямую связан с уровнем налоговой нагрузки (т. е. показателем D) по принципу: чем меньше налоговая нагрузка у плательщика НДС, тем меньше «рисковых» товаров он может иметь в остатках товаров, чтобы не попасть под блокировку НН (см. таблицу ниже):

Доля «рисковых» товаров в зависимости от уровня налоговой нагрузки

Уровень налоговой нагрузки

% «рисковых» товаров, достаточный для блокировки НН

D > 0,03

более 75 %

0,03 > D ≥ 0,02

более 60 %

0,02 > D ≥ 0,015

более 50 %

0,015 > D ≥ 0,01

более 40 %

0,01 > D ≥ 0,005

более 30 %

0,005 > D

более 20 %

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше