Темы статей
Выбрать темы

Недостача товара: нужно ли исправлять НН?

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
В редакцию поступил вопрос: «При приемке товара оказалось, что его меньше, чем указано в накладной и НН. Нужно ли требовать от поставщика составлять РК к НН?»

Выявлена недостача — наши действия

Для начала вспомним порядок действий в ситуации, когда при приемке товара обнаружена недостача (несоответствие фактического наличия ценностей данным сопроводительных документов поставщика).

В таком случае, в идеале, получатель должен приостановить приемку товара и продолжить уже в присутствии представителя такого поставщика, а при его неявке по вызову получателя приемка товара по количеству осуществляется с участием представителя незаинтересованной организации.

О выявленной недостаче составляется акт, который подписывают все участвовавшие в приемке лица.

Основные требования к оформлению такого акта изложены в п. 25 Инструкции № П-6 и п. 3.7 Методрекомендаций № 2. Он составляется в произвольной форме, но в нем должны быть указаны данные, перечисленные в п. 25 Инструкции № П-6.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых после приемки товара с приложенными к нему документами передается в бухгалтерию предприятия для учета движения ТМЦ, а второй — отделу снабжения или юридическому отделу для направления претензионного письма поставщику. После получения всех документов, подтверждающих несоответствие фактически поставленного товара сопроводительным документам, приступаем к их оформлению. На сумму такой недостачи предъявляется претензия к поставщику, что отражается корреспонденцией с дебетом субсчета 374 «Расчеты по претензиям».

А вот манипуляции в НДС-учете будут зависеть от вида первого события: была предоплата или нет.

Манипуляции с НДС

Если первое событие — предоплата. Так как НН была составлена на сумму предоплаты, а она не возвращена, то и корректировки ранее начисленных НО не будет. Если поставщик, согласно предъявленной ему претензии, допоставит недостающий товар, то в НДС-учете сторон хозоперации ничего не меняется, ведь первое событие (предоплата) не изменилось.

Если будет возврат предоплаты, то на эту дату продавец составляет «уменьшающий» РК, а регистрирует его покупатель. Стороны уменьшают НО и НК: продавец и покупатель соответственно.

Другое дело, если первое событие — это именно поставка товара.

Если первое событие — поставка товара. В данной ситуации сталкиваемся с тем, что первичные документы и составленная к ним НН не соответствуют фактической хозяйственной операции. Продавец признает выставленную покупателем претензию, и стороны договариваются о допоставке недостающего товара.

Важно (!) НН должна составляться на дату возникновения НО на основании осуществления хозяйственной операции, подтвержденной первичным документом. Вместе с тем начисление НДС-обязательств должно сопровождаться оформлением НН.

Как видим, первичные документы и НН составлены некорректно (с ошибками) — подтверждением тому служит акт о выявлении недостачи. А значит, покупатель не имеет права отразить НК. Если обнаружена ошибка — ее нужно исправлять. В частности, инструментом для исправления ошибочной НН является РК. Продавец путем составления «уменьшающего» РК вносит исправление в ошибочную НН (п. 192.1 НКУ). И только после его регистрации покупатель сможет отразить НН с ошибкой + исправляющий РК: по стр. 10.1 и стр. 14 декларации соответственно. В результате в НДС-учете покупателя появится нужная сумма НК исходя из стоимости фактически полученного товара. Если будет принято решение допоставить недостающий товар, то соответственно необходимо будет составить новые сопроводительные документы.

Пример. Согласно сопроводительным документам поставщика на предприятие должно быть доставлено 100 пачек сухого корма Royal Canin (по 3 кг в пачке) по цене 510 грн. (в том числе НДС — 85 грн.). При приемке товара выявлено, что фактически было поставлено 80 пачек на сумму 40800 грн. В присутствии представителя поставщика был составлен акт о недостаче 20 пачек на общую сумму 10200 грн. (20 пачек х 510 грн.), в том числе НДС — 1700 грн. После обнаружения недостачи и выставления претензии продавцу было принято решение о допоставке товара.

Рассмотрим бухгалтерский учет недостачи, выявленной при приемке товара, в двух случаях:

а) если первое событие — предоплата;

б) если первое событие — отгрузка.

Учет недостач, выявленных при приемке товара

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

а) первое событие — оплата товара

1. Перечислена поставщику предоплата

371

311

51000

2. Отражен налоговый кредит по НДС, согласно НН, зарегистрированной в ЕРНН

644/1

644/НДС

8500

641/НДС

644/1

3. Оприходован товар по фактическому количеству — 80 пачек

281

631

34000

4. Списана сумма налогового кредита по оприходованному товару

644/НДС

631

6800

5. Выставлена претензия поставщику на сумму недостачи, согласно дефектному акту

374

631

10200

6. Отражен зачет задолженностей

631

371

51000

7. Осуществлена допоставка товара (20 пачек)

281

631

8500

8. Списана сумма налогового кредита по допоставленному товару

644/НДС

631

1700

9. Закрыта претензия к поставщику

631

374

10200

б) первое событие — поставка товара

1. Оприходован товар по фактическому количеству — 80 пачек

281

631

34000

2. Отражена сумма НДС, но не включена в состав НК до исправления «ошибочной» НН

644/1

631

6800

3. Выставлена претензия поставщику

374

631

10200

4. Получен и зарегистрирован в ЕРНН «уменьшающий» РК и отражен налоговый кредит

641/НДС

644/1

6800

5. Осуществлена допоставка товара (20 пачек)

281

631

8500

6. Отражен налоговый кредит по НДС, согласно НН, зарегистрированной в ЕРНН

644/1

631

1700

641/НДС

644/1

В принципе, зачастую по договоренности между сторонами сделки обходятся заменой ошибочных первичных документов на правильные, т. е. без составления акта недостачи товара. В таком случае можно исправить ошибочную НН путем составления «обнуляющего» РК и новой (правильной) НН. Но такой порядок корректировки имеет смысл только в том случае, если с даты возникновения НО не прошли предельные сроки регистрации НН.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше