Темы статей
Выбрать темы

Календари и магниты с логотипом предприятия: производим, раздаем и учитываем

Беляева Елена, налоговый эксперт
В преддверии Нового года многие хозсубъекты задумываются о популярном PR-ходе: раздавать существующим и потенциальным клиентам календарики на следующий год, магниты и прочую полезную «мелочевку» со своей символикой. Как правильно учесть такой «раздаточный» материал? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

НДФЛ

Здесь все будет зависеть от возможности персонификации дохода физлица:

• если идентифицировать получателя невозможно, то объект обложения НДФЛ не возникает (в таком же духе высказывались и налоговики в своей консультации из категории 103.23 ЗІР ГФСУ). Понятно, что стоимость таких подарков в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ отражать не нужно;

• если же получателями выступают конкретные лица (с возможностью их идентификации), то стоимость подарка является доходом физлица в виде допблага (абз. «е» п.п. 164.2.17 НКУ). Правда, тут надо учитывать требования «освобождающего» п.п. 165.1.39 НКУ, в соответствии с которым неденежные подарки не дороже 800 грн. (для 2017 года) под налогообложение не подпадают.

В нашем случае вряд ли можно будет персонифицировать конечного получателя календариков, магнитов и других мелких сувениров. Да и стоимость таких «раздавалок» вряд ли дотянет до 800 грн. Поэтому об НДФЛ можно забыть.

НДС

«Компенсирующие» обязательства. «Входной» НДС, уплаченный (начисленный) в составе стоимости календариков и магнитов, а также услуг по их рассылке, при наличии налоговой накладной (НН), зарегистрированной в ЕРНН, или ее заменителя — чека РРО с суммой НДС до 40 грн. предприятие включает в налоговый кредит (НК) (п. 198.3 НКУ).

Затраты на приобретение календариков и магнитов, как правило, направлены на то, чтобы создать положительный имидж предприятия, вызвать интерес к его деятельности, установить новые торгово-производственные контакты и т. д. Без сомнения, такие затраты имеют хозяйственную направленность. Поэтому, подтвердив первичными документами рекламный характер бесплатного распространения материальных ценностей, предприятие подтверждает хозяйственность таких операций. А раз так, компенсационные НДС-обязательства (НО) по п.п. «г» п. 198.5 НКУ начислять не нужно.

Другое дело, когда расходы на создание календариков и магнитов связаны с деятельностью, не облагаемой НДС (ст. 196 НКУ) или освобожденной от НДС (ст. 197 НКУ). Тогда начислить «компенсирующие» НО придется исходя из базы налогообложения согласно п. 189.1 НКУ (для товаров — не ниже стоимости их приобретения). Но связано это не с бесхозяйственностью операции, а с необлагаемым характером продвигаемого товара (услуг).

«Поставочные» обязательства. Календарики и магниты приобретают (изготавливают) для того, чтобы донести информацию до потенциальных покупателей (контрагентов) и получить доход от увеличения объемов продажи других товаров/услуг. Да и получатель таких рекламных материалов использовать их, кроме как источник информации, ни в хоздеятельности, ни в каких-либо других целях не может. А значит, в таком случае вообще нельзя говорить об операции поставки. Именно к такому выводу пришел ВАСУ в постановлении от 08.04.15 г. № К/9991/11996/12 (ср. ).

Ранее и налоговики в своих консультациях подтверждали «безНДС-обязательственную» позицию (см. письма ГНАУ от 13.06.06 г. № 6421/6/16-1515-26, от 03.06.02 г. № 3428/6/15-1215-26). Но сегодняшние реалии, увы, не самые радужные.

Доказать налоговикам, что переданный в рекламных целях календарь с логотипом предприятия не является товаром, достаточно сложно. Слишком уж широко п.п. 14.1.191 НКУ прописывает понятие поставки.

Так что в случае, когда право собственности на товары перешло к другому лицу, избежать НДС-последствий практически невозможно. Доказательством этому служит «свежее» письмо ГФСУ от 03.11.17 г. № 2510/6/99-99-15-03-02-15/ІПК (комментарий к нему см. в «БН», 2017, № 47), а также разъяснение в категории 101.06 ЗІР ГФСУ.

Налоговики настаивают: бесплатная передача рекламных материалов, не имеющих самостоятельной ценности (буклетов, листовок, брошюр, плакатов и т. д.), является обычной поставкой. Причем независимо от статуса получателя таких материалов (плательщик или неплательщик НДС, юрлицо или физлицо) и дальнейшего направления использования полученных рекламных материалов (в хозяйственной или нехозяйственной деятельности).

Поэтому такие операции следует облагать НДС в общем порядке исходя из базы налогообложения, определенной п. 188.1 НКУ: для покупных товаров — не ниже цены их приобретения, для самостоятельно изготовленной продукции — не ниже обычных цен.

Налоговые накладные. При начислении НО распространитель рекламных материалов составляет две НН: одну — на сумму, рассчитанную исходя из фактической цены поставки (0 грн.), вторую — на сумму, рассчитанную исходя из превышения цены приобретения (обычной цены) над фактической ценой. Особенность составления последней состоит в том, что в ней нужно:

• проставить в верхней левой части код типа причины. В нашем случае — это «15» (составлена на сумму превышения базы налогообложения, определенной в соответствии со статьями 188 и 189 НКУ, над фактической ценой поставки) (п. 8 Порядка № 1307*);

* Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307.

• в полях для данных покупателя указать собственные реквизиты, поскольку такая НН получателю (покупателю) не выдается (п. 15 Порядка № 1307);

• в гр. 2 «Номенклатура товарів/послуг продавця» вписать: «перевищення бази оподаткування, визначеної відповідно до статей 188 і 189 Податкового кодексу України, над фактичною ціною постачання» (п. 16 Порядка № 1307).

Важный момент! В качестве альтернативы п. 15 Порядка № 1307 разрешает составить одну сводную НН не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены нулевые поставки, с учетом сумм НДС, рассчитанных из суммы превышения базы налогообложения над фактической ценой, по каждой отдельной операции поставки.

Как избежать НО. Избежать начисления НО можно лишь при одном условии — если стоимость приобретенных (изготовленных) для рекламных целей материалов включается в себестоимость товаров/услуг, поставляемых предприятием в облагаемых НДС операциях. Такие бесплатно переданные рекламные материалы облагаются НДС в составе той операции, в стоимость которой они включены, и дополнительные НДС-обязательства не начисляются.

Однако подобные ситуации встречаются достаточно редко. Например, в случае когда на производимых товарах размещают свой фирменный логотип. Но тогда здесь нельзя говорить о бесплатной раздаче. Товар — носитель рекламы продают покупателю в обычном порядке.

Другим примером раздачи рекламных материалов без начисления НДС в связи с включением их в себестоимость являются рекламные услуги. То есть когда распространитель рекламных материалов расходы на их производство/приобретение включает в себестоимость рекламных услуг, которые оплачивает заказчик рекламы. Именно в таком случае у лица, оказывающего рекламные услуги, выполняются все требования контролеров.

Если рекламная раздача проводится самостоятельно, то, как правило, расходы на рекламу относятся к сбытовым расходам (п. 19 П(С)БУ 16 «Расходы»). А такие расходы не включаются в себестоимость реализованной продукции (п. 17 П(С)БУ 16). Поэтому безопаснее начислить НО по НДС исходя из минбазы.

Налог на прибыль

Для целей определения объекта обложения налогом на прибыль в отношении раздач рекламных материалов, не имеющих самостоятельной ценности, «тишь да благодать». С 01.01.15 г. доказывать связь осуществляемых расходов с хоздеятельностью больше не нужно. Рекламные операции в налоговом учете отражают исключительно по бухучетным правилам. А в бухучете, как мы знаем, расходы признаются независимо от связи с хоздеятельностью. Важно лишь наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственной операции. При этом никаких корректировок НКУ не предусматривает, в том числе для высокодоходников и малодоходников-добровольцев, которые обязаны применять налоговые разницы.

Но будьте внимательны! НКУ предусматривает корректировку финрезультата, в частности, на стоимость товаров, предоставленных бесплатно неприбыльным организациям, неплательщикам налога на прибыль (кроме физлиц) и нулевикам (пп. 140.5.9 и 140.5.10 НКУ).

Бухучет

В бухучете приобретение календариков и магнитов отражаем на субсчете 209 «Прочие материалы», так как такие ресурсы соответствуют определению запасов (п. 6 П(С)БУ 9 «Запасы»). Приобретенные (или изготовленные) материалы зачисляем на баланс по первоначальной стоимости, которая определяется по правилам, установленным пп. 9 и 10 П(С)БУ 9.

Так как бесплатная раздача календариков и магнитов носит рекламный характер, в момент выбытия (непосредственной раздачи) списываем их себестоимость в состав расходов на сбыт проводкой Дт 93 — Кт 209.

Не забудьте! Факт выбытия таких активов нужно задокументировать — составить первичные документы, которыми будет задокументирован факт раздачи календариков в ходе рекламной акции.

Доходы предприятие не отражает, поскольку не соблюдаются критерии их признания (п. 5 П(С)БУ 15 «Доход»): нет ни увеличения актива, ни уменьшения обязательств.

На примерах покажем бухгалтерские проводки, которыми отражают получение и раздачу рекламных материалов.

Пример 1. Торговое предприятие заключило с типографией договор об изготовлении календариков с информацией о предприятии в количестве 1200 экземпляров. Стоимость услуг типографии составила 2100 грн. (в том числе НДС — 350 грн.). Календарики распространяются среди посетителей магазина предприятия торговли собственными силами.

В учете изготовление и раздачу календариков отражают следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1. Учет изготовления и раздачи рекламных календарей

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1. Перечислена предоплата типографии за изготовление календариков

371

311

2100

2. Отражен НК по НДС (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641/НДС

644/2

350

3. Оприходованы напечатанные календарики

209

631

1750

4. Отражен НК при получении рекламных материалов

644/2

631

350

5. Произведен зачет задолженностей

631

371

2100

6. Отражена бесплатная раздача календариков

93

209

1750

7. Начислены НДС-обязательства

949

641/НДС

350

Пример 2. Предприятие заключило договор с рекламным агентством об организации и проведении рекламной акции по распространению рекламных материалов (магнитов) с информацией о предприятии. Стоимость услуг рекламного агентства составила 5700 грн., в том числе:

услуги по изготовлению магнитов — 2700 грн. (в том числе НДС — 450 грн.);

услуги по распространению магнитов — 3000 грн. (в том числе НДС — 500 грн.).

Отразим эти операции в учете предприятия (см. табл. 2).

Таблица 2. Учет распространения магнитов через рекламное агентство

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1. Подписан акт предоставленных услуг

93

631

4750

2. Отражен НК по НДС (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641/НДС

631

950

3. Оплачены услуги агентства

631

311

5700

Выводы

  • Раздавая бесплатно календари и магниты, придется начислить НДС-обязательства исходя из минимальной базы по п. 188.1 НКУ.
  • В общем случае для налогоприбыльных целей корректировать бухгалтерский финрезультат на налоговые разницы при рекламных раздачах календарей и магнитов не нужно. Но если получателями рекламных материалов выступают неприбыльные организации, неплательщики налога на прибыль или нулевики, то здесь возможны корректировки.
  • Поскольку персонифицировать конечного получателя календариков, магнитов и других мелких сувениров невозможно, то «допблаговый» НДФЛ начислять не нужно. Да и стоимость таких «раздавалок» вряд ли превысит необлагаемый «подарочный» порог 800 грн. (п.п. 165.1.39 НКУ).
  • В бухучете при рекламной раздаче календарей и магнитов доход не возникает, а себестоимость бесплатно переданных рекламных материалов относится в состав расходов на сбыт.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше