Темы статей
Выбрать темы

Отчет о контролируемых операциях: лучше поздно, чем никогда

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Субъекты хозяйствования подают Отчет о контролируемых операциях не первый год. Поэтому особых проблем с заполнением этого Отчета у лиц, которые должны применять трансфертные цены, возникнуть не должно. В то же время, если кто-то забыл отчитаться о контролируемых операциях, то за это нарушение его могут жестоко наказать. Сегодня мы еще раз напомним о том, кто должен подавать такой Отчет и какая ответственность предусмотрена за его неподачу.

«Контролируемые» критерии

Отчет о контролируемых операциях (далее — Отчет)* подают только плательщики налога на прибыль. Причем только в том случае, когда осуществляют контролируемые операции.

* Форма Отчета утверждена приказом Минфина от 18.01.16 г. № 8.

Согласно п.п. 39.2.1.7 НКУ в 2016 году (именно за этот период отчитывались в текущем году) хозяйственные операции, предусмотренные в пп. 39.2.1.1 — 39.2.1.3 и п.п. 39.2.1.5 НКУ, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются такие условия:

• годовой доход плательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухучета, превышает 50 млн грн. (за вычетом непрямых налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

• объем таких хозопераций плательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухучета, превышает 5 млн грн. (за вычетом непрямых налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

• такие операции влияют на объект обложения налогом на прибыль и осуществляются со связанными лицами** — нерезидентами (абз. «а» п.п. 39.2.1.1 НКУ) и/или через комиссионеров-нерезидентов (абз. «б» п.п. 39.2.1.1 НКУ), и/или с нерезидентом, зарегистрированными в государстве (на территории), включенном в перечень, утвержденный распоряжением Кабмина от 16.09.15 г. № 977-р (п.п. 39.2.1.2 НКУ).

** Состав лиц, относящихся к связанным, определен в п.п. 14.1.159 НКУ.

Если хотя бы один из этих критериев не соблюдается, операция не признается контролируемой и Отчет не подается. С этим соглашаются и налоговики (письмо ГУ ГФСУ в Запорожской обл. от 12.03.16 г. № 793/10/08-01-14-04-10).

Кое-кто может сказать, что перечень критериев не верен. Дело в том, что если заглянуть в действующие на сегодня нормы, которые определяют операции контролируемыми, то там приводятся несколько иные критерии. А именно: размеры годового дохода налогоплательщика и объем хозяйственных операций с одним из вышеназванных контрагентов намного более высокий, чем привели мы.

Хотим вас огорчить: приведенные нами выше критерии не ошибочные. Хотя и ваши выводы также верны. Дело в том, что в 2017 году плательщики налога на прибыль подают Отчет за 2016 год. А потому для них в перечень контролируемых операций включают:

• во-первых, операции, которые были осуществлены в 2016 году;

• во-вторых, при определении операции контролируемой следует брать критерии, которые действовали в 2016 году.

С начала 2017 года законодатели повысили критерии «контролируемости» операции, которую осуществляет налогоплательщик.

Так, в 2017 году операции будут считаться контролируемыми, если:

• годовой доход плательщика от любой деятельности, определенной по правилам бухучета, превышает 150 млн грн. (за вычетом непрямых налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

• объем контролируемых хозяйственных операций плательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухучета, превышает 10 млн грн. (за вычетом непрямых налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

Как видим, после этих нововведений критерии, которые делают операцию контролируемой, выросли соответственно в три и два раза. В то же время поскольку их рост произошел только с начала 2017 года, то и действовать они будут только при определении операций контролируемыми при составлении Отчета за 2017 год.

Мы же говорим о составлении Отчета за 2016 год. А там, как было сказано выше, действовали несколько меньшие «контролируемые» критерии. Поэтому, если вам нужно установить, были ли ваши операции контролируемыми в 2016 году, то придется ориентироваться на старые критерии (50 млн грн./5 млн грн.).

Форма Отчета

Напомним, что, учитывая налоговые нововведения относительно контролируемых операций, которые имели место с начала 2017 года, Минфин приказом от 28.04.17 г. № 468 (действует с 16.06.17 г.) внес изменения в форму Отчета. Поэтому отчитываться за 2016 год нужно по обновленной форме. На это обратили внимание и налоговики (письмо ГФСУ от 01.09.17 г. № 1784/ІПК/28-10-01-03-11).

Отчет за 2016 год подается не до 1 мая, как в прошлом году, а до 1 октября. Поэтому выходит, что в 2017 году этот Отчет следует подать не позже 30.09.17 г. Однако 30 сентября приходится на выходной (суббота). Поэтому в соответствии с п. 3 Порядка составления Отчета о контролируемых операциях, утвержденного приказом Минфина от 18.01.16 г. № 8, последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем. Следовательно, последним днем для предоставления этого отчета за 2016 год является 02.10.17 г.

Обращаем внимание! Если субъекты хозяйствования по привычке составили и подали старую форму Отчета в старые сроки (до 01.05.17 г.), то они не обязаны подавать этот Отчет еще раз по обновленной форме. Ведь, как заявили контролеры (письмо ГФСУ от 01.09.17 г. № 1784/ІПК/28-10-01-03-11), отчеты, поданные до вступления в силу приказа № 468 (до 16.06.17 г.), считаются действительными.

Напомним также и о том, что плательщикам налога на прибыль, которые осуществляют контролируемые операции, возможно, придется подавать не только Отчет, но и документацию по трансфертному ценообразованию. Подавать ее нужно по требованию налоговиков.

Если это случится, то они направят вам не раньше 1 мая года, следующего за календарным годом, в котором такая контролируемая операция была осуществлена, запрос на предоставление такой документации (п.п. 39.4.5 НКУ).

После получения такого сообщения плательщику придется предоставить эти документы в течение 30 дней со дня получения запроса. Перечень требований к документации ищите в п.п. 39.4.6 НКУ (ср. ). За неподачу такой документации вас накажут по всей строгости закона.

Штрафы

Штрафы за неподачу Отчета достаточно серьезны. При этом штрафуют как за неподачу, так и за несвоевременную подачу Отчета и/или документации по трансфертному ценообразованию. Рассмотрим размер штрафов в таблице.

Трансфертные штрафы

Суть нарушения

Размер штрафа

Чем установлен

1. Непредоставление Отчета

300 размеров ПМ(1)

п. 120.3 НКУ

2. Несвоевременное предоставление Отчета

1 размер ПМ за каждый календарный день несвоевременного предоставления, но не более 300 размеров ПМ

п. 120.4 НКУ

3. Непредоставление трансфертной документации

3 % суммы контролируемой операции, относительно которой не была подана документация, но не более 200 размеров ПМ

п. 120.3 НКУ

4. Несвоевременное предоставление документации по трансфертному ценообразованию

2 размера ПМ за каждый календарный день несвоевременного предоставления документации, но не более 200 размеров ПМ

п. 120.4 НКУ

(1) Прожиточный минимум для трудоспособного лица, установленный законом на 1 января налогового (отчетного) года. На 01.01.16 г. он составлял 1378 грн.

Уплата вышеупомянутых штрафов не освобождает от обязанности предоставления Отчета и/или документации по трансфертному ценообразованию. А если на предприятие будет наложен штраф за неподачу Отчета и/или трансфертных документов и предприятие не подаст Отчет или документацию после истечения 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты штрафа, то ему дополнительно грозит штраф в сумме 5 размеров ПМ за каждый календарный день неподачи Отчета (уточняющего отчета) и/или документации (п. 120.3 НКУ).

Поэтому лучше выполняйте свои обязанности по предоставлению Отчета и документации, а то выйдет дороже.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше