Возможны случаи, когда предприятие из-за множества как объективных, так и субъективных причин не выполнило взятые на себя обязательства. Например, поставило продукцию с задержкой, несвоевременно оплатило поставленные товары и т. п.
В таких ситуациях обычно контрагент не идет сразу в суд, а обращается к нарушителю с претензией устранить обнаруженные недостатки и компенсировать убытки.
Если субъект хозяйствования решает удовлетворить полученную претензию, то у него возникает закономерный вопрос: в каком периоде он должен включить в расходы сумму такой претензии?
Ответ на этот вопрос дал Минфин в комментируемом письме. Он сделал вывод: суммы признанных претензий отражаются предприятием — получателем претензий в составе расходов того отчетного периода, в котором было принято решение удовлетворить требования заявителя претензий.
Объясняет свою позицию Минфин общими правилами признания доходов и расходов, которые прописаны в П(С)БУ 16 «Расходы» и в Законе о бухучете.
В частности, расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены. В то же время это правило не действует, если расходы невозможно прямо связать с доходом определенного периода. В этом случае расходы отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены.
Учитывая, что полученная претензия не связана с получением никакого дохода и может быть выставлена после окончания осуществления операции, то логично признавать расходы на удовлетворение претензии расходами того периода, в котором она была признана. То есть вы согласились с претензией и взяли на себя труд ее погасить.
Обратите внимание. Сам факт погашения претензии (например, уплата средств) может произойти в другом отчетном периоде. Но на расходы эта операция уже не повлияет (будет отражена как погашение задолженности по претензиям).