В комментируемом письме рассматривается достаточно странная ситуация. В обращении субъекта хозяйствования к контролерам указывается, что решением городского совета утверждены ставки налога для объектов недвижимого имущества, которые согласно п.п. «є» п.п. 266.2.2 НКУ не облагаются налогом. Напомним, данным подпунктом установлено, что здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий, не являются объектом налогообложения.
В ответ налоговики указывают:
• налоговое законодательство состоит в том числе и из принятых по установленным НКУ правилам решений органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов (п. 3.1 НКУ);
• местные советы в пределах определенных НКУ полномочий, в соответствии с этим Кодексом решают вопрос установления налога на недвижимость (п. 10.3 НКУ).
К сожалению, приведенное выше так и осталось в «тени», не найдя отражения в их выводе. Фискальную позицию они мотивируют нормами ч. 10 ст. 59 и ч. 1 ст. 73 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР. Поскольку решение не было обжаловано в определенном законодательством судебном порядке, то оно является обязательным для выполнения.
Следовательно, это уже не старая «песня»* о неосвобождении от налога непроизводственных зданий промышленных предприятий. В этот раз налоговики пошли дальше, настаивая на уплате налога по решению, которое, внимание (!), противоречит требованиям пп. 3.1, 10.3 и 12.3 НКУ.
* См. письма ГФСУ от 11.12.17 г. № 2917/6/99-99-12-02-03-15/ІПК // «БН», 2017, № 52; от 23.02.18 г. № 765/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и от 14.02.18 г. № 616/6/99-99-12-02-03-15/ІПК // «БН», 2018, № 10.
Огорчает, что в этой парадоксальной ситуации «крайним» снова получается хозяйственник, которому придется искать правду в суде, обжалуя очевидное.