Темы статей
Выбрать темы

Проверки по охране труда: что учесть

Беляева Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
Проверка соблюдения законодательства об охране труда — как и любая проверка, мероприятие достаточно хлопотное. К тому же она может случиться неожиданно: например, по жалобе работника. Учитывая, что профильным контролирующим органом по охране труда сегодня является Гоструда, с которым «шутить» достаточно дорого, обратим внимание на порядок проведения таких проверок.

Начнем с того, что действие моратория на проверки, установленного Законом Украины от 03.11.16 г. № 1728-VIII, на Гоструда и ее территориальные органы не распространяется. Причина — они занесены в «привилегированный» Перечень, утвержденный постановлением КМУ от 18.12.17 г. № 1104.

Так что в 2018 году инспекторы Гоструда вправе наведаться к любому хозсубъекту. Чтобы пережить такую проверку с минимальными потерями, нужно быть к ней готовым. Поехали…

Чем руководствуются проверяющие

Главными законодательными актами, на которые ориентируются должностные лица Гоструда, являются: КЗоТ, Закон об охране труда, Закон № 877, Конвенция МОТ об инспекции труда в промышленности и торговле от 11.07.47 г. № 81, Конвенция МОТ об инспекции труда в сельском хозяйстве от 25.06.69 г. № 129, Порядок № 1232.

Также органы Гоструда опираются на Положение № 96 и Положение № 340.

Кроме того, что касается проверок по вопросам охраны труда (далее — ОТ), Гоструда продолжает руководствоваться некоторыми актами, разработанными в бытность Госгорпромнадзора, в частности Критериями № 413, приказом № 826.

В прошлом году на сайте Гоструда был размещен проект приказа Минсоцполитики «Об утверждении Положения об организации и осуществлении госнадзора (контроля) за соблюдением законодательства в сферах промышленной безопасности, охраны и гигиены труда Гоструда и ее территориальными органами» (http://dsp.gov.ua/).

Этим приказом планировалось также утвердить форму уведомления о плановой проверке, служебное удостоверение и направление на проверку, унифицированную форму акта и предписания, составляемых по итогам проверки. Но, к сожалению, этот документ пока так и остается на стадии проекта.

Виды проверок ОТ

Принципиальный момент. Проверку законодательства по охране труда не следует путать с инспекционными посещениями и невыездными инспектированиями соблюдения работодателями законодательства о труде, которые проводятся согласно Порядку № 295.

Так, в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования) соблюдения работодателями законодательства о труде могут проверяться в том числе некоторые трудоохранные вопросы*, но это не является проверкой законодательства о труде.

* См. форму Акта инспекционного посещения (невыездного инспектирования) юридического лица (физического лица), которое использует наемный труд, утвержденную приказом Минсоцполитики от 18.08.17 г. № 1338.

Напомним: позиция Гоструда такова, что с утверждением Порядка № 295 не существует больше такого понятия, как плановые и внеплановые проверки работодателей по вопросам соблюдения ими законодательства о труде. Они заменены инспекционными посещениями (невыездными инспектированиями).

В то же время по другим вопросам, в том числе по интересующему нас соблюдению законодательства по охране труда, Гоструда продолжает проводить «традиционные» проверки. О чем красноречиво свидетельствуют годовые планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) управлений Гоструда в областях на 2018 год, где в предмете проверок фигурирует именно «соблюдение требований законодательства об охране труда, промышленной безопасности и горном надзоре».

А вот проверок с таким предметом, как соблюдение требований законодательства о труде, нет. Но это, опять же, не значит, что проверяющие не заявятся с тем же инспекционным посещением.

Итак, мы выяснили, проверка соблюдения законодательства по охране труда — это именно проверка соблюдения законодательства по охране труда.

Соответственно, если имеем дело именно с таким проверочным мероприятием, то тот же штраф из ст. 265 КЗоТ в трехкратном размере минзарплаты за недопуск к проверке по вопросам соблюдения законодательства о труде применяться не должен. Это важно!

Также важно, что в таком случае не работает оговорка из Закона № 877, согласно которой требования данного Закона должны соблюдаться лишь в определенной части при осуществлении мероприятий государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения. Ведь, как мы выяснили, мы имеем дело с другим — контролем соблюдения требований законодательства об охране труда.

Опять же, нельзя исключать такой хитрости, что проверяющие захотят провести проверку, что называется, 2 в 1. То есть к трудоохранной проверке «присоединят» инспекционное посещение.

В таком случае нужно быть подкованным по части полномочий Гоструда при проведении таких посещений.

В этом вам помогут наши многочисленные материалы**.

** См. статьи «На майские КМУ явил миру порядки трудовых проверок» // «БН», 2018, № 37, «Проверки-2018: фискалы, Гоструда и еще два десятка госорганов вне моратория» // «БН», 2018, № 10, «Проверки Гоструда: предписание выполнили, будет ли админштраф?» // «БН», 2018, № 22.

Итак, «трудоохранные» проверки (мероприятия) бывают плановыми и внеплановыми. Рассмотрим порядок проведения каждого из них.

Плановая проверка (мероприятие). О назначении такой проверки и ее сроках можно узнать из годового плана, который размещен на сайте соответствующего областного управления Гоструда. Частота «встреч» с проверяющими зависит от степени риска осуществляемой хоздеятельности (ч. 2 ст. 5 Закона № 877).

Так, периодичность проведения проверок хозсубъектов: с высокой степенью риска — не чаще 1 раза в 2 года; со средней степенью риска — не чаще 1 раза в 3 года; с незначительной степенью риска — не чаще 1 раза в 5 лет.

Кто и как определяет степень риска? Сегодня продолжают действовать Критерии № 413, разработанные еще для Госгорпромнадзора. Кабмин постановлением от 18.12.17 г. № 1103 распространил эти Критерии на Гоструда и параллельно привел периодичность проведения плановых проверок, установленную Критериями № 413, в соответствие с Законом № 877 (ср. ).

Внеплановые проверки. Все основания для проведения внеплановых мероприятий мы перечислять не будем. Вы их можете найти в ст. 6 Закона № 877. Среди них, скажем так, наиболее реальные:

• обращение физического лица (физических лиц) о нарушении, которое повлекло ущерб его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей природной среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии);

• наступление аварии, смерти потерпевшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, которое было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Важно! Во время проведения внеплановой проверки проверяются только те вопросы, которые стали основанием для данной процедуры.

Сроки проверок. Закон № 877 ограничивает сроки проведения проверок (см. таблицу).

Сроки проведения проверок

Категория хозсубъекта(1)

Срок проведения проверки

Норма Закона № 877

Плановые проверки

Субъекты среднего и крупного предпринимательства

Не более 10 рабочих дней

Ч. 5 ст. 5

Субъекты малого (в том числе микро-) предпринимательства

Не более 5 рабочих дней

Внеплановые проверки

Субъекты среднего и крупного предпринимательства

Не более 10 рабочих дней

Ч. 4 ст. 6

Субъекты малого предпринимательства

Не более 2 рабочих дней

(1) Критерии отнесения хозсубъектов к субъектам крупного, среднего и малого предпринимательства для интересующих нас целей смотрим в ч. 3 ст. 55 ХКУ (не в Законе о бухучете).

Важно! Продление срока осуществления плановых и внеплановых проверок не допускается.

Допуск к проверкам. О плановой проверке хозсубъекта должны предупредить не позднее чем за 10 дней. Уведомление направляют заказным письмом и/или с помощью электронной почты либо вручают лично под расписку руководителю (ФЛП) или уполномоченному лицу хозсубъекта (ч. 4 ст. 5 Закона № 877).

«Письмо счастья» вам не пришло, а проверяющие прибыли на предприятие?

Закон № 877 позволяет не допускать их к проверке (последний абзац ч. 4 ст. 5 Закона № 877).

Понятно, что о внеплановой проверке вас никто уведомлять не будет. Но до начала проверки должностные лица Гоструда должны ознакомить хозсубъекта с основаниями проведения такой проверки (ч. 3 ст. 6 Закона № 877).

Теперь поговорим об общих требованиях как для плановых, так и для внеплановых мероприятий. Перед их началом контролер должен предъявить руководителю юрлица/обособленного подразделения (ФЛП) или его представителю:

1) удостоверение (направление) на проверку;

2) служебное удостоверение.

Более того, инспектор должен предоставить проверяемому хозсубъекту копию первого документа (ч. 5 ст. 7 Закона № 877).

Контролер не предъявил указанные документы? Статья 7 Закона № 877 предоставляет право не допустить его к проверке.

Если, несмотря на нарушения «правил игры», вы все-таки допустили контролеров, то, в принципе, потом можно будет в суде побороться за отмену результатов проверки и освобождение от ответственности. Но гарантии на успех нет, поскольку есть как «хорошие», так и «плохие» судебные решения.

Что могут проверить

Компетенцию Гоструда в сфере проверок ОТ и промышленной безопасности на сегодняшний день определяет Закон об охране труда. В частности, круг вопросов, которые могут стать предметом проверки, определен ст. 5 — 24 этого Закона. Укажем главные из них:

• соответствие условий трудового и коллективного договоров нормативно-правовым актам по ОТ;

• информированность работников об условиях труда и наличии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов;

• обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обеззараживающими средствами в соответствии с установленными нормами;

• обеспечение работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой;

• предоставление льгот и компенсаций работникам за тяжелые и вредные условия труда;

• соблюдение законодательства об ОТ женщин, несовершеннолетних работников и работников с инвалидностью;

• обучение руководителей и должностных лиц предприятия вопросам законодательства об ОТ;

• проведение инструктажей, обучения, проверки знаний работников предприятия по ОТ;

• соблюдение законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и аварий;

• наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных актов, содержащих требования по ОТ;

• функционирование системы управления ОТ, создание соответствующих служб и назначение должностных лиц, ответственных за ОТ, и разработанных для них должностных инструкций;

• проведение обязательных медосмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, а также работников в возрасте до 21 года;

• выполнение требований ОТ при организации рабочих мест;

• соответствие санитарно-бытовых условий требованиям законодательства об ОТ;

• проведение аттестации рабочих мест в порядке и сроки, определенные законодательством;

• выделение средств на финансирование расходов по ОТ (не меньше 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год).

Также список проверяемых трудоохранных вопросов можно найти в акте, утвержденном приказом № 826.

Понятно, что основанием для проведения внеплановой проверки могут стать отдельные из перечисленных вопросов (выходить за их рамки контролеры не вправе). Если же речь идет о плановом мероприятии, то контролеры вполне могут начать «копать» практически во всех указанных направлениях.

Заметьте! Если, например, к вам пришли с проверкой соблюдения законодательства по ОТ работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, инспектор параллельно может проверить факт установления таким работникам повышенной оплаты труда, предоставления им дополнительных отпусков и т. д. То есть при проверке ОТ в некоторых случаях также может возникнуть необходимость проверить соблюдение законодательства о труде. Однако этот факт никак не должен расширять предмет проверки.

Пришли проверять ОТ работников, работающих на работах с вредными и опасными условиями труда, — значит, обязаны ограничиться только этой категорией работников.

Важные нюансы

Права проверяющих перечислены в том числе в ст. 39 Закона об охране труда и весьма широки. При этом реализовываться они должны в том числе с учетом требований Закона № 877.

В частности:

• производство (изготовление) или реализация продукции, выполнение работ, предоставление услуг субъектами хозяйствования могут быть остановлены полностью или частично исключительно по решению суда (п. 5 ст. 4 Закона № 877);

• в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, другого распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных во время осуществления мероприятия надзора (контроля), финансовые и административные санкции, меры реагирования к субъекту хозяйствования, его должностным лицам не применяются (п. 11 ст. 7 Закона № 877).

Документы статьи

Закон об охране труда Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон № 877 Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V.

Порядок № 1232Порядок проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профзаболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 30.11.11 г. № 1232.

Положение № 96Положение о Госслужбе Украины по вопросам труда, утвержденное постановлением КМУ от 11.02.15 г. № 96.

Положение № 340Положение о Главном управлении (Управлении) Госслужбы Украины по вопросам труда в области, утвержденное приказом Минсоцполитики от 27.03.15 г. № 340.

Критерии № 413Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хоздеятельности в сфере промышленной безопасности и охраны труда и определяется периодичность проведения плановых мероприятий госнадзора (контроля), утвержденные постановлением КМУ от 28.04.09 г. № 413.

Приказ № 826приказ МЧС Украины «Об утверждении … унифицированной формы Акта проверки субъекта хозяйствования (производственного объекта)» от 11.08.11 г. № 826.

Порядок № 295Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 26.04.17 г. № 295.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше