Темы статей
Выбрать темы

НДС-обложение компенсации за утраченный товар: в пользу бюджета

Голенко Александр, налоговый эксперт
Письмо ГФСУ от 12.11.18 г. № 4790/6/99-99-15-03-02-15/IПК

В комментируемом письме налоговики просто пересказывают консультацию из категории 101.16 ЗІР ГФСУ, в которой они же рассмотрели ситуацию, когда перевозчик утратил товар заказчика и уплачивает последнему компенсацию в денежной форме в размере стоимости такого товара (без учета штрафных санкций, предусмотренных договором перевозки), которую, они по сути, сводят к тривиальной поставке такого (утраченного) товара заказчиком перевозчику!

Внимание: именно искусственно «сводят», т. е. предлагают сторонам как бы имитировать (мнимую) поставку утраченного товара, которой в реальности не было!..

Как «результат» подобной мнимой поставки утраченного товара заказчиком перевозчику они предписывают заказчику (в роли мнимого «поставщика»):

1) увеличить свои налоговые обязательства (НО) на дату поступления средств компенсации на его банковский счет (т. е. на дату мнимого «первого события»);

2) зарегистрировать соответствующую налоговую накладную (НН)… Которая позволит перевозчику (в роли мнимого «покупателя») увеличить свой налоговый кредит (НК). Но поскольку мнимым образом «полученный» от заказчика (а на самом деле утраченный) товар использовать в НДС-облагаемой хоздеятельности он, разумеется, не сможет — ему придется начислить (в той же сумме) «компенсирующее» НО согласно п. 198.5 НКУ

Кстати говоря, в комментируемом письме, в отличие от указанной консультации, налоговики как раз и акцентируют на том, что заказчик (как мнимый «поставщик») начислять «компенсирующие» НО согласно п. 198.5 НКУ «при этом» не должен («при этом» — читай: при получении компенсации от ротозея-перевозчика). Но.

Не должен-то он не должен — но именно при поступлении компенсации.

Обращаем ваше внимание: утраченный товар такой заказчик (как его собственник, причем не мнимый, а реальный) должен списать с баланса, но поскольку реальных отгрузочных документов на утраченный товар у заказчика, разумеется нет, подтвердить использование такого товара в своей НДС-облагаемой хоздеятельности он, конечно же, не сможет… Читай: вынужден будет в свою очередь начислить «компенсирующее» НО согласно п. 198.5 НКУ! Ну, или за него это сделают ретивые проверяющие… И соответствующему НК капут… Только об этом письмо умалчивает.

При всем при том налоговики традиционно «передергивают» цитируемый п. 188.1 НКУ — делая акцент на «второстепенных» словах «в связи с компенсацией стоимости» и игнорируя «первостепенные» — «операций по ПОСТАВКЕ товаров/услуг»… А ведь поставки-то утраченных товаров как раз и нет…

Впрочем, из-за подобной «сравнительно честной» позиции налоговиков реально теряет НДС, «накрученный» на сумму компенсации, именно перевозчик… Поэтому, возможно, ему «улыбнутся» известные варианты:

• либо «как бы реально» выкупить злополучный товар у заказчика (оформить первичные документы, подтверждающие переход права собственности от заказчика к перевозчику);

• либо предусмотреть в договоре перевозки уплату исключительно штрафа за утрату товара (в размере стоимости такого товара)*, но не предусматривать выплату компенсации стоимости последнего.

* Напомним, что в базу налогообложения для начисления НДС не включаются суммы неустойки (штрафов), полученные плательщиком вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств (часть третья п. 188.1 НКУ).

Ну а если заказчик надеется, что начислять «компенсирующее» НО согласно п. 198.5 НКУ на стоимость утраченного товара (а не на сумму полученной за него компенсации от перевозчика — почувствуйте разницу) он не должен — пусть сперва получит соответствующую индивидуальную налоговую консультацию.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше