Темы статей
Выбрать темы

Неприбыльные организации: составляем финотчетность

Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Неприбыльные организации составляют финотчетность в особом порядке, который четко не регламентирован, что вызывает вопросы у практиков. Здесь на выручку мог бы прийти Минфин, но он не спешит разъяснять проблемные вопросы и к тому же медлит с внесением давно назревших изменений в П(С)БУ. Что же делать в такой ситуации бухгалтеру? Предлагаем разобраться с этим вместе.

Финотчетность: в каком формате составлять?

Поскольку неприбыльные организации являются юрлицами, они обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финотчетность согласно законодательству (ч. 1 ст. 2 Закона о бухучете). Это, пожалуй, единственный «неоспоримый» факт, а затем начинаются сложности.

Так, в соответствии с обновленными с 13.08.15 г. положениями ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете неприбыльные предприятия, учреждения и организации наряду с субъектами малого предпринимательства (СМП) и представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности подают сокращенную по показателям финотчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Получается, что неприбыльщики должны подавать финотчетность согласно П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства». Однако Минфин после принятия этих норм так и не подкорректировал П(С)БУ 25.

Чем руководствоваться сейчас? Разумеется, выше по статусу Закон о бухучете, на который раньше ссылались применительно к неприбыльщикам и налоговики (см. разъяснение в категории 102.23.02 ЗІР (утратило силу с 01.01.18 г.).

Следующий вопрос: по какой форме неприбыльщикам нужно составлять финотчетность? Здесь есть два варианта:

1) Финансовый отчет СМП (ф. № 1-м и № 2-м);

2) Упрощенный финансовый отчет СМП (ф. № 1-мс и № 2-мс).

Официальные органы этот момент не разъясняют, поэтому остается разбираться самим.

Согласно п.п. 2 п. 2 разд. І П(С)БУ 25 Упрощенный финансовый отчет СМП (ф. № 1-мс и № 2-мс) подают СМП — юридические лица:

1) которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством. К ним относятся юридические лица — плательщики единого налога 3 группы — это не наш случай;

2) которые соответствуют критериям микропредпринимательства.

Здесь следует учесть, что с 01.01.18 г. критерии отнесения юридических лиц к определенной категории предприятий для целей составления финотчетности указаны в ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. При этом к предприятиям в данном Законе относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 1 ст. 2 Закона о бухучете). То есть, несмотря на свой неприбыльный статус, в категорию предприятий включаются и неприбыльные организации.

Так что большинство неприбыльщиков попадают в категорию микропредприятий. По нормам ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете к таковым относятся предприятия, показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, соответствуют по меньшей мере двум из таких критериев:

• балансовая стоимость активов — до 350 тыс. евро (по результатам 2017 года — 10501470 грн.*);

* Показатели среднегодового курса Нацбанка за 2017 год размещены по электронному адресу: www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls.

• чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 700 тыс. евро (по результатам 2017 года — 21002940 грн.);

• среднее количество работников — до 10 человек.

Поэтому есть основания считать, что неприбыльные организации, соответствующие упомянутым критериям, должны подавать Упрощенный финансовый отчет СМП (ф. № 1-мс и № 2-мс).

Правда, здесь есть некоторая терминологическая «несостыковка»: в П(С)БУ 25 идет речь о субъектах микропредпринимательства (что соответствует терминологии из ч. 3 ст. 55 ХКУ), а в Законе о бухучете — о микропредприятиях. Но это несовпадение можно объяснить тем, что нормы П(С)БУ 25 с 01.01.18 г. устарели, и приоритет в этом вопросе имеет Закон о бухучете.

Исходя из этого на неприбыльщиков распространяются «послабляющие» нормы п. 2 разд. І П(С)БУ 25. В частности, они могут:

• учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;

• не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на оплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;

• текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме.

Кстати, нуждается в уточнении и Порядок № 419*, в котором тоже по-старому говорится о субъектах микропредпринимательства. Однако, несмотря на эти «несовпадения», мы считаем, что неприбыльные организации теперь попадают в исключительные нормы, предназначенные для субъектов микропредпринимательства. В частности, они могут подавать в госорганы только годовую финотчетность, предусмотренную для СМП (ч. 2 Порядка № 419).

* Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Годовую финотчетность за 2017 год неприбыльные организации подают в статистику не позднее 28.02.18 г.

В налоговые органы неприбыльные организации подают финотчетность вместе с Отчетом об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной приказом Минфина Украины от 17.06.16 г. № 553, один раз в год в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (т. е. не позднее 01.03.18 г.).

Обратите внимание: финотчетность является неотъемлемой частью Отчета, поэтому за ее неподачу в налоговый орган могут наложить штраф, предусмотренный п. 120.1 НКУ, в размере 170 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу. Это подтверждают и налоговики в разъяснении из раздела 102.25 ЗІР.

Бухучет неприбыльщиков: основные моменты

С бухучетом у неприбыльщиков тоже не все понятно, поскольку общие правила для них не вполне подходят. Ведь деятельность любой неприбыльной организации не направлена на получение прибыли. В то же время все базовые бухучетные понятия: «активы», «доходы» «расходы» сформулированы исходя из предположения, что предприятие будет получать экономические выгоды.

Например, даже активами признаются ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона о бухучете). При этом экономической выгодой считается потенциальная возможность получения предприятием денежных средств от использования активов (ст. 1 Закона о бухучете).

Правда, Минфин в письме от 22.09.10 г. № 31-34020-20-27/25329 заметил, что к потенциальной возможности получения денежных средств от использования активов также относится и возможность уменьшения в результате использования активов расходования денежных средств и их эквивалентов. На этом основании Минфин предписал получателю гуманитарной помощи до передачи приобретателю отражать ее в составе соответствующих активов. Это предусмотрено и Порядком № 298**, который распространяется на юридических лиц независимо от видов деятельности и форм собственности (кроме бюджетных учреждений), получивших гуманитарную помощь (получателей), которые в ней нуждаются и которым она непосредственно предоставляется (приобретателей).

** Порядок бухгалтерского учета гуманитарной помощи, утвержденный приказом МФУ от 14.12.99 г. № 298.

Итак, полученные ресурсы неприбыльная организация отражает по общим правилам в составе активов, даже если она планирует сразу передать их другим лицам.

Особые проблемы возникают у неприбыльщиков при отражении доходов (расходов). По нормам п. 5 П(С) БУ 15 «Доход» доход признается во время увеличения актива или уменьшения обязательства, которое предопределяет рост собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов участников предприятия), при условии, что оценка дохода может быть достоверно определена.

Но у неприбыльщиков большинство операций не приводит к увеличению собственного капитала, поэтому доходы признавать неуместно. Понимает это и Минфин, который в Порядке № 298 предписал получателям гуманитарной помощи не показывать доходы и расходы по целевому финансированию.

В то же время эти особые правила распространяются только на гуманитарную помощь, а для остальных операций действуют общие нормы П(С)БУ 15 и П(С)БУ 16 «Расходы». В результате получается, что в остальных случаях неприбыльщики должны признавать доходы (расходы) и по целевому финансированию. Впрочем, такой порядок в целом может облегчить заполнение Отчета, в котором нужно показывать все доходы (расходы) неприбыльщиков.

Особенности бухучета гуманитарной помощи

Получателям гуманитарной помощи прежде всего следует иметь в виду: в случае отсутствия учета получения и целевого использования гуманитарной помощи она считается использованной не по целевому назначению (ст. 11 Закона № 1192*). А это, в свою очередь, чревато для получателя доначислением всех неуплаченных налоговых платежей. Поэтому порядок ведения бухучета и оформления соответствующей документации при проверках тщательно исследуют контролирующие органы.

* Закон Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 г. № 1192-XIV.

Как уже говорилось, получатели учитывают полученную гуманитарную помощь в виде денежных средств, товарно-материальных ценностей (ТМЦ) как целевое финансирование без отражения доходов (расходов).

В частности, согласно п. 1.2 Порядка № 298 полученную гуманитарную помощь в виде денежных средств, товарно-материальных ценностей получатель отражает по дебету счетов учета денежных средств, товаров, запасов и другого имущества в корреспонденции со счетом 48 «Целевое финансирование и целевые поступления». Передачу приобретателю гуманитарной помощи в виде денежных средств и товарно-материальных ценностей отражают по дебету счета 48 в корреспонденции со счетами учета денежных средств, товаров, запасов и другого имущества (п. 1.3 Порядка № 298).

Таможенную стоимость полученных от иностранных «доноров» ТМЦ, выполненных ими работ, предоставленных услуг и полученную иностранную валюту отражают в бухгалтерском учете и отчетности в денежной единице Украины путем пересчета суммы в иностранной валюте в соответствии с П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов» (п. 1.6 Порядка № 298). При этом курсовые разницы начисляют только в части иностранной валюты, поскольку полученные ТМЦ не относятся к монетарной статье (п. 4 П(С)БУ 21). Это подтвердил и Минфин в письмах от 25.07.03 г. № 04220-95 и от 17.01.05 г. № 31-04200-30-10/645 (ср. ).

Важный момент: все курсовые разницы от пересчета иностранной валюты, доходы от ее продажи в виде разницы между курсом МВРУ и курсом НБУ, а также комиссионное вознаграждение банка за продажу следует отражать в корреспонденции с субсчетом 483, а не со счетами доходов-расходов, иначе результаты не сойдутся.

Согласно пп. 197.1.15 НКУ юридические лица — приобретатели благотворительной помощи в своей годовой финотчетности отражают:

• в бухгалтерском балансе — отдельно средства (товары, работы, услуги), полученные в виде благотворительной помощи;

• в отчете о прибылях и убытках — отдельно стоимостную величину полученной благотворительной помощи.

В приложении (комментарии) к годовому отчету приводят необходимые разъяснения относительно указанных показателей деятельности, связанной с благотворительной помощью. В частности, получатели и приобретатели гуманитарной помощи в примечаниях (разъяснениях) к годовому финансовому (бухгалтерского) отчету указывают информацию о видах и стоимости полученной гуманитарной помощи и ее использовании по целевым направлениям (п. 1.7 Порядка № 298).

Пример 1. 15.01.18 г. на распределительный счет была получена иностранная валюта в сумме 5000$, курс НБУ на эту дату составил 28,536637 грн. за 1$. Эта валюта поступила на текущий счет 16.01.18 г., курс НБУ на эту дату составил 28,567664 грн. за 1$. 17.01.18 г. валюта была перечислена другой благотворительной организации, курс НБУ на эту дату составил 28,652576 грн. за 1$. 22.01.18 г. благотворительная организация получила от иностранного «донора» гуманитарную помощь в виде ТМЦ на сумму 10000$. Курс НБУ на дату оформления таможенной декларации составил 28,844816 грн. за 1$.

Согласно плану распределения гуманитарной помощи ТМЦ и валюта подлежат передаче другой благотворительной организации.

Учет этих операций приведем в табл. 1.

Таблица 1. Учет операций с гуманитарной помощью у благотворительной организации

Дата операции

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

дол./грн.

дебет

кредит

15.01.18

Поступила гуманитарная помощь в виде иностранной валюты на распределительный счет банка

316

483

5000$

142683,19

16.01.18

Зачислена валюта на текущий счет в иностранной валюте

312

316

5000$

142838,32

16.01.18

Отражены курсовые разницы по валюте: (28,567664 - 28,536637) х 5000

316

483

155,13

17.01.18

Перечислена валюта другой благотворительной организации

483

312

5000$

143262,88

17.01.18

Отражены курсовые разницы по валюте: (28,652576 - 28,567664) х 5000

312

483

424,56

22.01.18

Оприходована полученная от иностранного донора гуманитарная помощь в виде ТМЦ

281

483

10000$

288448,16

23.01.18

Переданы ТМЦ другой благотворительной организации

483

281

10000$

288448,16

Бухучет основных операций неприбыльщиков

Большинство операций у прибыльных организаций имеет целевую направленность. В связи с этим такие операции отражают на:

субсчете 483 «Благотворительная помощь»;

субсчете 484 «Прочие средства целевого финансирования и целевых поступлений».

На этих субсчетах (особенно на субсчет 484) желательно вести аналитику в разрезе установленных в уставе направлений расходований средств. К примеру:

субсчет 484/1 «Основные средства» (приобретение основных средств и других необоротных активов);

субсчет 484/2 «Текущие расходы» (оплата текущих расходов: заработная плата с начислениями, за электроэнергию, воду, вывоз мусора и т. п.);

субсчет 484/3 «Ремонт» (осуществление текущего и капитального ремонтов основных средств).

Порядок отражения в учете средств целевого финансирования описан в П(С)БУ 15 «Доход», в соответствии с которым:

1) полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были признаны расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования (п. 17 П(С)БУ 15);

2) целевое финансирование капитальных инвестиций признается доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования (основных средств, нематериальных активов и т. п.) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов (п. 18 П(С)БУ 15);

3) целевое финансирование для компенсации расходов (убытков), которых возникли у предприятия, а также финансирование в виде поддержки предприятию без установления условий его расходования на выполнение в будущем определенных мероприятий, признаются дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода (п. 19 П(С)БУ 15).

В остальном порядок бухгалтерского учета неприбыльных организаций ведется в общем порядке.

Пример 2. Неприбыльная организация получила за отчетный период от своих членов:

вступительные взносы на сумму 100000 грн. на предусмотренные в уставе направления использования;

членские взносы на сумму 50000 грн. на предусмотренные в уставе направления использования;

целевые взносы в размере 40000 грн.;

возмещение расходов на коммунальные услуги в размере 5000 грн.

Были понесены такие расходы:

оплата коммунальных услуг (5000 грн.);

осуществлен текущий ремонт основных средств, числящихся на балансе организации, не приводящий к увеличению будущих экономических выгод от их использования, на сумму 8000 грн.;

начислена заработная плата председателю организации в размере 4000 грн.;

начислен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) с заработной платы в размере 880 грн.

Начислена амортизация на основные средства административного назначения, приобретенные за счет членских взносов, в размере 2000 грн.

Порядок отражения этих операций в учете представлен в табл. 2.

Таблица 2. Учет операций целевого финансирования в неприбыльной организации

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1. Поступили вступительные взносы

301, 311

484(1)

100000,00

2. Поступили членские взносы

301, 311

484

50000,00

3. Поступили целевые взносы

301, 311

484

40000,00

4. Поступили средства на возмещение расходов на коммунальные услуги

301, 311

484

5000,00

5. Отражены расходы на коммунальные услуги

949

685

5000,00

6. Оплачены коммунальные услуги

685

311

5000,00

7. Признан доход в размере использованных средств целевого финансирования (коммунальные услуги)

484

718

5000,00

8. Понесены расходы на текущий ремонт основных средств

949

20, 661, 685 и др.

8000,00

9. Признан доход в размере использованных средств целевого финансирования (расходы на ремонт)

484

745

8000,00

10. Начислена амортизация на основные средства

92

131

2000,00

11. Отражены доходы на сумму амортизации

69(2)

745

2000,00

12. Начислена заработная плата председателю организации

92

661

4000,00

13. Удержан налог на доходы с заработной платы

661

641/НДФЛ

720,00

14. Удержан военный сбор с заработной платы

661

641

60,00

15. Начислен ЕСВ на зарплату

92

651

880,00

16. Признан доход в размере использованных средств целевого финансирования (заработная плата и ЕСВ)

484

718

4880,00

(1) На этом субсчете следует вести аналитику в разрезе направлений расходований полученных средств.

(2) В период приобретения основных средства на их стоимость делают корреспонденцию: Дт 484 — Кт 69.

Как видим, в целом учет несложен, хотя желательно, чтобы его разъяснили официальные органы. А в общем мы можем дать такой совет: при решении спорных вопросов пользуйтесь общими правилами, предусмотренными П(С)БУ, и тогда вас точно не накажут. Для этого просто не будет оснований.

Выводы

  • Неприбыльные организации обычно относятся к микропредприятиям и подают Упрощенный финансовый отчет СМП (ф. № 1-мс и № 2-мс). Они могут подавать в госорганы только годовую финотчетность, предусмотренную для СМП.
  • В особом порядке (без отражения доходов-расходов) неприбыльные организации отражают только гуманитарную помощь. В остальных случаях неприбыльщики должны признавать доходы (расходы) в общем порядке, в том числе и по целевому финансированию.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше