Темы статей
Выбрать темы

Финотчетность за 2017 год: самое важное

Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Подача годовой финансовой отчетности — одна из самых важных задач, которые возникают у бухгалтеров по окончании года. К счастью, в 2017 году глобальных изменений в сфере бухгалтерского учета не произошло. Главное новшество — это расширение перечня предприятий, обязанных с 2018 года перейти на составление финотчетности в МСФО-формате. О нюансах, на которые следует обратить внимание при заполнении финотчетности за 2017 год, мы сегодня вам расскажем.

Кому предоставляют финотчетность

За 2017 год финотчетность предоставляют таким органам:

1) в органы статистикине позднее 28.02.18 г. (п. 5 Порядка № 419*);

* Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

2) в органы ГФС — вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль предприятий. При этом по новым правилам, действующим с 01.01.18 г., все плательщики налога на прибыль, в том числе и квартальщики, подают декларацию в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (п.п. 49.18.6 и п. 49.19 НКУ).

Обратите внимание! Отвечая на вопрос о сроках подачи декларации по налогу на прибыль за прошлый год, налоговики не делают никаких исключений для 2017 года (подкатегория 102.23.01 ЗІР ГФСУ). То есть декларацию по налогу на прибыль и финотчетность за 2017 год налоговикам нужно подать не позднее 01.03.18 г.

Налогоплательщики, которые относятся к крупным и средним предприятиям, подают налоговые декларации и, следовательно, финотчетность в органы ГФСУ обязательно в электронной форме (п. 49.4 НКУ).

Остальные плательщики налога на прибыль могут выбрать один из таких способов (п. 49.3 НКУ):

• лично;

• по почте;

• в электронной форме.

И здесь возникает вопрос: какие критерии использовать для разграничения предприятий? Ведь с 01.01.18 г. они приведены сразу в двух нормативах: в ч. 3 ст. 55 ХКУ и в ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете**.

** См. новые критерии в статье «Изменения в главный бухгалтерский закон: что нас ожидает» // «БН», 2017, № 43-44.

Мы считаем, что применительно к подаче декларации (соответственно и финотчетности в ее составе) приоритет имеют критерии из ХКУ.

Во-первых, ХКУ имеет более широкую сферу применения, поскольку Закон о бухучете регламентирует лишь вопросы, связанные с подачей финотчетности, а не деклараций.

Во-вторых, есть основания считать, что применительно к подаче финотчетности за 2017 год должны использоваться еще «старые» критерии из ч. 3 ст. 55 ХКУ. Ведь новые вступили в силу только с 01.01.18 г.

К сведению: для вновь созданного предприятия отчетный период отсчитывают с даты создания (даты госрегистрации) по 31 декабря. Первый отчетный период такого предприятия может быть меньше 12 месяцев, но не может быть больше 15 месяцев (ч. 2 ст. 13 Закона о бухучете). Поэтому предприятия, которые были созданы в период с 01.10.17 г. по 31.12.17 г., годовую финансовую отчетность за 2017 год могут не составлять. Первый годовой отчетный период для них будет с даты регистрации по 31.12.18 г.

Состав годовой финотчетности

Мы считаем, что финотчетность за 2017 год нужно подавать «по старым правилам», которые действовали до 01.01.18 г. Похоже, что Минфин против такого подхода тоже не возражает, поскольку в письме от 29.12.17 г. № 35210-06-5/37175 предписывает переходить на МСФО-формат предприятиям начиная с финотчетности за 2018 год.

Исходя из этого, состав финотчетности за 2017 год будет таким (см. таблицу).

Состав финансовой отчетности за 2017 год

Субъект

Критерии(1)

Состав отчетности

1. Субъекты микропредпринимательства и плательщики единого налога группы 3

Среднеучетное количество работников не превышает 10 лиц(2)

Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства:

1) ф. № 1-мс «Баланс»;

2) ф. № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»

Годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (60008400 грн.)(3)

2. Субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов микропредпринимательства и плательщиков единого налога группы 3)

Среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц(2)

Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства:

1) ф. № 1-м «Баланс»;

2) ф. № 2-м «Отчет о финансовых результатах»

годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (300042000 грн.)(3)

3. Субъекты крупного предпринимательства

Среднеучетное количество работников превышает 250 лиц(2)

1) ф. № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)»;

2) ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)»;

3) ф. № 3 «Отчет о движении денежных средств (по прямому методу)» либо ф. № 3-н «Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу)»(4);

4) ф. № 4 «Отчет о собственном капитале»;

5) ф. № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности»;

6) ф. № 6 «Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности»(5)

годовой доход превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро, определенную по среднегодовому курсу Нацбанка (300042000 грн.)(3)

4. Субъекты среднего предпринимательства

Среднеучетное количество работников — от 50 до 250 лиц(2)

годовой доход больше суммы, эквивалентной 10 млн евро, определенной по среднегодовому курсу Нацбанка (300042000 грн.), но меньше суммы, эквивалентной 50 млн евро, определенной по среднегодовому курсу Нацбанка (1500210000 грн.)(3)

(1) Применительно к финотчетности за 2017 год, по нашему мнению, следует ориентироваться на критерии отнесения субъектов предпринимательства к определенной категории, которые указаны в ч. 3 ст. 55 ХКУ. А начиная с финотчетности, которая составляется за периоды 2018 года, — уже на новые критерии, приведенные в ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете (см. статью «Изменения в главный бухгалтерский закон: что нас ожидает» // «БН», 2017, № 43-44).

(2) В соответствии с п. 3.1 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286, среднее количество работников предприятия за период определяют как сумму таких показателей:

среднеучетного количества штатных работников;

среднего количества внешних совместителей;

среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.

(3) Показатель годового дохода определяют по данным бухгалтерского учета как сумму оборотов за 2017 год:

Дт 70 — 74 — Кт 79. Методика расчета показателя среднегодового курса Нацбанка приведена в письме НБУ от 22.03.04 г. № 13-410/1390. Среднегодовой курс Нацбанка за 2017 г. равен 3000,42 грн. за 100 евро (www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls).

(4) Предприятия самостоятельно выбирают способ составления данного отчета прямым или косвенным методом с применением соответствующей формы (п. 9 разд. II НП(С)БУ 1). Используемый метод должен быть указан в положении об учетной политике.

(5) В соответствии с п. 2 П(С)БУ 29 «Финансовая отчетность по сегментам» ф. № 6 заполняют только предприятия, которые:

обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность (см. об этом выше);

занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг);

поставляют продукцию (товары, работы, услуги), по которой до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен;

осуществляют производство, транспортировку, поставку тепловой энергии и предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению.

А что делать, если критерии в течение отчетного года у предприятия изменились? Например, в начале года оно относилось к СМП, а в конце — уже этим признакам не соответствует. Данный вопрос Минфин разъяснил еще в письме от 19.09.14 г. № 31-11410-08-10/24149. По его мнению, если юрлицо по результатам деятельности в течение года утратило признаки СМП, которому разрешено составлять Упрощенный финотчет СМП, и соответствует признакам СМП, которому разрешено составлять Финотчет СМП, оно составляет Финотчет СМП за отчетный период, в котором это произошло, и дальнейшие периоды текущего (отчетного) года.

В ситуации, когда юрлицо по результатам деятельности на протяжении года утратило все признаки соответствия критериям, приведенным в п. 2 разд. I П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», за отчетный период, в котором это произошло, и дальнейшие периоды текущего (отчетного) года, оно составляет финотчет в соответствии с требованиями НП(С)БУ 1«Общие требования к финансовой отчетности» (п. 3 разд. І П(С)БУ 25).

«Большую» финотчетность могут предоставлять и субъекты малого предпринимательства, если они применяют МСФО (п. 11 разд. ІІ НП(С)БУ 1).

Предоставление финотчетности по МСФО

Вопросы, связанные с предоставлением финотчетности в формате МСФО, недавно разъяснил Минфин в письме от 29.12.17 г. № 35210-06-5/37175. Основная проблема здесь заключается в том, что с 01.01.18 г. расширился круг лиц, которые обязаны составлять финотчетность в МСФО-формате*. В связи с этим возник вопрос: с какого периода нужно переходить на финотчетность по МСФО?

* См. об этом статью «Учетная политика на 2018 год: что меняем »// «БН», 2018, № 1-2.

Ранее мы предположили, что это нужно сделать начиная с финотчетности за 2018 год. В упомянутом письме Минфин подтвердил данную позицию и заметил, что новые предприятия, подпадающие под формат МСФО, за 2017 год подают финочетность в соответствии с П(С)БУ. Собственно, такой подход Минфин предлагал еще в 2011 году (см. письмо НБУ, МФУ, Государственной службы статистики Украины от 07.12.11 г. № 12-208/1757-14830, № 31-08410-06-5/30523, № 04/4-07/702).

Итак, по мнению Минфина, датой перехода на МСФО для предприятий, которые в соответствии с требованиями Закона о бухучете впервые будут применять МСФО, является 01.01.18 г. Также эти предприятия могут (но не должны!) избрать датой перехода на МСФО 01.01.17 г.

В случае, если дата перехода на МСФО — 01.01.18 г., предприятия:

• составляют баланс по состоянию на 01.01.18 г. по требованиям П(С)БУ;

• для составления предыдущей финотчетности и предыдущей консолидированной финотчетности по МСФО за 2018 год и первой финотчетности и консолидированной финотчетности по МСФО за 2019 год применяют МСФО, которые будут действовать на 31.12.19 г., с учетом исключений, определенных в МСФО 1 «Подача финансовой отчетности»;

• в финотчетности за отчетные периоды 2018 года не приводят сравнительную информацию за 2017 год (кроме баланса);

• в первую финотчетность и консолидированную финотчетность, составленную по МСФО, за 2019 год должны включать информацию в балансе по состоянию на 01.01.18 г., 31.12.18 г., 31.12.19 г., а в отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2018 и 2019 годы, — соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию.

В случае, если дата перехода на МСФО — 01.01.17 г.:

• в финотчетности в 2018 году приводят сравнительную информацию за 2017 год, трансформируемую в соответствии с требованиями МСФО;

• составляют баланс по состоянию на 01.01.17 г. по требованиям МСФО;

• для составления предыдущей финотчетности и предыдущей консолидированной финотчетности по МСФО за 2017 год и первой финотчетности и консолидированной финотчетности по МСФО за 2018 год применяют МСФО, действующие на 31.12.18 г., с учетом исключений, определенных в МСФО 1;

• первая финотчетность и консолидированная финотчетность, составленная по МСФО, за 2018 год должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.17 г., 31.12.17 г., 31.12.18 г. , а отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2017 и 2018 годы, — соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию.

Разницы, которые возникают в результате применения требований МСФО к операциям и событиям при составлении баланса на дату перехода на МСФО, отражают в составе нераспределенной прибыли (убытка) или других составляющих собственного капитала.

При этом МСФО 1 не применяют в случае, если предприятие:

а) прекращает подавать финотчетность и консолидированную финотчетность согласно П(С)БУ, предварительно подав ее за 2017 год, а также составив финотчетность и консолидированную финотчетность за этот же период по МСФО, которая должна содержать четкое и безоговорочное высказывание о соответствии МСФО;

б) подало финотчетность и консолидированную финотчетность за 2017 год согласно национальным требованиям и эта финотчетность и консолидированная финотчетность содержали четкое и безоговорочное высказывание о соответствии МСФО или

в) подавало финотчетность и консолидированную финотчетность за 2017 год и предыдущие годы собственникам или другим пользователям, которая содержала четкое и безоговорочное высказывание о соответствии МСФО, даже если аудиторы выразили условно-положительноее мнение относительно такой отчетности в своем аудиторском отчете (заключении).

Начиная с финотчетности, составляемой за отчетные периоды 2018 года, на применение МСФО-формата обязаны перейти:

• предприятия, которые представляют общественный интерес;

• предприятия, которые осуществляют деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения.

Остальные предприятия могут самостоятельно принять решение о переходе на применение МСФО, что должно быть закреплено в положении об учетной политике (п. 3 ст. 121 Закона о бухучете, п. 1 разд. IV НП(С)БУ 1).

В случае применения МСФО (в обязательном порядке или по самостоятельному решению) предприятия не обязаны составлять финотчетность в соответствии с национальными П(С)БУ (см. письмо МФУ от 06.03.12 г. № 31-08410-07-29/5792).

Кто подписывает финотчетность

«Большую» финотчетность заполняют в тысячах гривень без десятичных знаков. Исключение — раздел IV Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) (Форма № 2), денежные показатели которого приводят в гривнях с копейками. Эти правила распространяются и на предприятия, которые используют МСФО (письмо МФУ от 17.12.13 г. № 31-08410-07-10/36519).

«Малую» финотчетность составляют в тысячах гривень с одним десятичным знаком (п. 1 разд. I П(С)БУ 25). Шпаргалку по заполнению финотчетности СМП вы найдете в статье «Финотчетность СМП за 2017 год: заполняем построчно» этого номера.

Обратите внимание: в ч. 1 ст. 11 Закона о бухучете изложен новый подход к подписанию финотчетности. В частности, там сказано, что финотчетность подписывают руководитель (собственник) предприятия или уполномоченное лицо в определенном законодательством порядке и бухгалтер или лицо, которое обеспечивает ведение бухучета предприятия.

Если бухучет ведется предприятием, которое осуществляет деятельность в сфере бухучета и/или аудиторской деятельности, финотчетность подписывают руководитель предприятия или уполномоченное лицо, а также руководитель предприятия, которое осуществляет деятельность в сфере бухучета и/или аудиторской деятельности, или уполномоченное им лицо. При этом ответственность предприятия, которое осуществляет деятельность в сфере бухучета и/или аудиторской деятельности, определяется законом и договором о предоставлении бухгалтерских услуг.

Финотчетность предприятия, которое представляет общественный интерес, подписывают руководитель или уполномоченное лицо в определенном законодательством порядке и главный бухгалтер.

Выводы

  • «Большую» финотчетность составляют субъекты крупного и среднего предпринимательства, а также СМП, если они применяют МСФО. При подаче финотчетности за 2017 год используют критерии разграничения из ч. 3 ст. 55 ХКУ.
  • Финотчетность подают в органы статистики не позднее 28.02.18 г., в органы ГФСУ — не позднее 01.03.18 г.
  • Новые предприятия, которые по Закону о бухучете обязаны составлять финотчетность в МСФО-формате, за 2017 год подают еще финотчетность в формате П(С)БУ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше